Обычно в зимние праздники все перепевают старье, и даже великим не избежать этой участи. Но некоторые упорно стоят на своем материале. Самое приятное, что среди этих упрямых есть и русские. Слушаем новые альбомы Грегори Портера, Сила, Дмитрия Илугдина, Кортни Пайна и Дейва Дагласа.
Gregory Porter — Nat King Cole & Me
Как любая успешная рок-группа просто обязана испортить хоть пару битловских песен, так и любой джазмен на пике карьеры обязан отдать дань уважения классикам жанра. Вот и воздают: трубачи — Майлсу, саксофонисты — Трейну, певицы — Элле и Билли, певцы — Синатре, Нату Коулу и так далее. Понятно, что чаще всего а) тостуемым от этих оммажей ни тепло ни холодно; б) все это напоминает плагиат с целью продажи альбома/турне.
Второе к Грегори Портеру не относится. Он всегда исполнял свои песни, которые отличает не только оригинальный мелодизм, но и умные тексты-истории. У него удивительный голос, а артист он давно уже состоявшийся, так что чего тут рассуждать-то. Но особенно приятно, что россияне его полюбили еще до всяких «Грэмми». И поскольку он знаменитость, один из главных джазовых вокалистов среднего поколения, то самое время записать альбом «про» какого-нибудь великого.
Ната Коула Портер (забавно тут слепились имена, прозвища и фамилии) он, понятно, обожает с детства. Кто не обожает-то? И почему бы не послушать лишний раз чудесный голос Грегори Портера — богатый теплыми обертонами, огромный и мощный, не такой, как у Ната-шептуна — на таком классическом материале. Хуже не сделает! Много незаигранных песен. Но знаменитую «Quisaz, Quisaz, Quisaz» мог бы все-таки оставить ресторанным лабухам.
Трио Дмитрия Илугдина «Отражение»
Я всегда очень рад, когда нахожу очередное подтверждение тому, что у российских джазменов несколько лет уже есть тенденция плевать на догму «лабай стандарты — и будет работа» и продавливать свою авторскую музыку. Смотрите сами: именно те, кто хорошо сочиняет, от души (и от головы, да) — те и заметны: трио Евгения Лебедева, Алина Ростоцкая, Анатолий Текучев, Дмитрий Илугдин и другие. Публике интересны те, кому есть, что сказать, а уж в какой «идиоме» — джазовой или какой другой — это дело десятое.
У Илугдина — свой звук и манера: интеллигентно, но с фанковым качем. Можно было бы сравнить с Дейвом, например, Брубеком, но это не комильфо: музыканты сравнений не любят, а критики сочиняют всякие «наш/русский тот-то» просто от лени (по себе знаю). В Трио — такие же мастера: контрабасист Виктор Шестак и барабанщик Петр Ившин.
Про то, что такая команда записывает альбом исключительно авторского материала, ходили слухи еще некоторое время назад. Понятно, что у нас в стране, где музыка на носителях никому не нужна, дело это не быстрое. Альбом «Отражение», наконец, вышел и совершенно не разочаровал. Это — цельное, но разнообразное произведение, которое сочетает напевные мелодии с фанково упругой ритм-секцией, а скоростные импровизации — с пустотой и воздухом. Примеры явлены прям в начале диска: «Transformability» — упругий фанк с певучей мелодией; «Nocturne» — медитативная, «Prelude #4» и «Prelude #3» — песни без слов. А заглавная «Reflection», десятиминутная, сложная по форме, похожа на быстрый сон. Если уже искать аналогий, то таким вот необъяснимым романтично-тревожным настроением подкупал Эсбьорн Свенссон.
Courtney Pine — Black Notes from the Deep
Английский чернокожий саксофонист Кортни Пайн умеет как никто делать приятственный для слуха мелодичный джаз, не скатываясь в сладкий smooth. Последнее время он играл в основном на бас-кларнете, на новом альбоме вернулся к саксам — тенору и сопрано.
Пригласил на три трека соул-вокалиста по имени Омар — получилась нормальная такая, взрослая попса (вспоминается гениальный совершенно дуэт Пайна с Девидом Макалмонтом, «Bless the Weather»). Остальное — приятный легкий джаз-рок с актуальным акцентом. Одна из композиций называется «Rivers of Blood» (Реки крови) — как речь известного британского политика 60-х Эноха Пауэлла, направленная против иммигрантов.
Dave Douglas — Little Giant Still Life
К Дейву Дагласу невозможно привыкнуть: он все время меняет даже не стили, а форматы, в которых существует. Не так давно мы обозревали его альбом с пианистом Френком Вусте, до того были электронные проекты High Risk и так далее. Альбом Little Giant Still Life — его очередной эксперимент с нестандартным составом. Здесь — Даглас на трубе, нестандартный брасс-квартет The Westerlies (две трубы и два тромбона!) и молодой барабанщик Анвар Маршалл.
Играют нечто как будто бы простое-модальное. Иногда кажется, что такое мог бы сочинить Арво Пярт: все эти тянучие, в унисон сыгранные мотивы, с контрапунктом из ломаных барабанных рисунков Маршалла. А иногда кажется, что перед нами эдакий усовершенствованный марширующий/военный оркестр. Не хватает, наверное, обычного дагласовского звука, но запись как минимум любопытна.
Seal — Standards
Удивительными штучками прирастает джазовая звукозапись. Например, десятым по счету студийным альбомом Сила.
Было время, когда каждый новый альбом Сила ждали с нетерпением. Первый одноименный, еще более крутой второй, тоже одноименный, потом — Human Being. Это просто взрыв был: казалось, более стильного, тонкого, мастеровитого, душевного, горького, сладкого, да черт знает какого еще певца просто не существует. И эта музыка — соул/рок/поп в холодноватом саунде 90-х… Потом как-то к Силу привыкли: штампует себе альбомы — и ладно. Ну, где-то дико круто спел «Walk On By» Берта Баккара — молодец…
И тут он делает ход конем: записывает целый альбом джазовых/эстрадных стандартов. И тут понимаешь, какой он на самом деле грандиозный артист. Не только автор, но и — артист, именно что. Так подать чужой материал, сто раз перепетый — как свой, как впервые… «The Autumn Leaves» — черный англичанин, записывающися в Америке и поющий на английском, передает своеобразную утонченную французскость. Как? Да вот так. Магия ж.