Слышал звон: Как шум в сериале «Острые козырьки» создаёт атмосферу

Кроме звукорежиссёра и его коллег мало кто обращает внимание на фоновые звуки, а зря. Даже режиссёры нечасто осознают те задачи, которые могут выполнять фоны в грамотно выстроенной звуковой палитре. А между тем именно благодаря им фильм или сериал может ожить.  

Фоны (как их ещё называют — атмосферы) —

важный элемент звукового полотна фильма. Это те звуки, которые делают ровно то, чем называются, — они создают фон. Но это не единственная их функция.  

Первая и главная функция фонов —
это обозначение места действия

Даже если в кадре мы видим только крупные планы героев, мы имеем представление о том, что творится вокруг, в какую среду нас поместил режиссёр. Если сцена происходит в городе, то мы услышим гул машин, отзвуки человеческой толпы. Если место действия — природа, лес или поле, то мы услышим щебетание птиц, шелест листвы и полевых трав. В закрытом помещении, в квартире, например, могут тикать часы, работать телевизор в соседней комнате, доноситься различные звуки улицы из окна.  

Следующая полезная функция —
обозначение времени

Особенно хорошо это работает в исторических фильмах. Если на экране деревня XVIII века, то и слышать мы будем именно то, что могло звучать в деревне того времени: вместо машин — топот копыт и лязг колёс повозок и телег, шаги людей не по асфальту, а по грязной просёлочной дороге, в помещениях не гул кондиционера, а треск камина. И наоборот, в фильмах о далёком (и не очень) будущем создатели звуковых эффектов будут ломать голову над тем, как могли бы звучать все гаджеты и технологии через энное количество лет и насыщать пространство именно этими звуками.  

Фоны могут влиять
и на эмоциональную окраску сцены

Не зря фоны называют ещё атмосферами — они выполняют не только технические функции. Допустим, герои гуляют в парке, там могут быть слышны разные птицы. Но что это будут за птицы? Весёлое щебетание воробьев и синиц будет производить совершенно другое впечатление, чем галдящая стая галок и ворон. Это можно использовать для того, чтобы подчеркнуть характер прогулки по парку — ругаются герои или мило беседуют? Гул работающих механизмов или наоборот — его отсутствие в сцене на каком-нибудь заводе может создавать гнетущую, напряжённую атмосферу. И таких примеров можно приводить несчётное множество, ведь каждая новая сцена в каждом фильме будет так или иначе сопровождаться каким-то фоном.

 

В сериале «Острые козырьки» очень хорош звук.
И среди прочего поражает именно подробная и детальная работа с фонами

Хочется заметить, что далеко не во всех фильмах и сериалах, даже самых хороших, уделяется такое внимание этому звуковому элементу. Здесь же фоны не просто слышны, они соблюдают непростой баланс между тем, чтобы быть заметными, и тем, чтобы не мешать. Они продуманы, проработаны, порой обращают на себя внимание, но только в те моменты, когда они не мешают главному действию. Таким образом, они действительно создают атмосферу, погружают зрителя в мир происходящего на экране.

Под проработанностью мы имеем в виду, что акцент здесь сделан на максимальную реалистичность. В сериале много долгих кадров, где герой идет вперёд, а камера следует за ним. И в такие моменты фон не просто остаётся непрерывным на протяжении всего движения, а меняется, точно так, как это было бы в реальной жизни. Если герой выходит из дома в дождь, то мы слышим сначала стук капель по козырьку крыльца, затем в общий шум дождя вплетаются отдельные детали по мере того, как герой проходит мимо них: шум воды в сточной канаве, стук капель по жестяным подоконникам других домов, капли дождя по зонтам пешеходов. Все это делает происходящее куда более живым, осязаемым, настоящим. Заметит эти детали далеко не каждый, но они влияют на наше подсознание, а оно замечает много того, о чем мы не отдаём себе отчет.

А вот продуманность — это что-то более тонкое и интересное. Многие сцены фильма происходят в помещениях — кабинетах, коридорах, комнатах — и далеко не во всех происходит что-то шумное, вроде вечеринки или весёлой попойки. Часто разговоры проходят в тихой обстановке, а разговоры в этом сериале — одна из важнейших составляющих. И всё же героев окружает не тишина, некоторые звуки доносятся до них извне, с улицы.

Главным городом сериала является Бирмингем — индустриальное сердце Англии, город заводов и фабрик. Там постоянно что-то гудит, гремит, горит. И отголоски этих процессов слышны даже в самых уединённых кабинетах. Этот пульс города постоянным фоном сопровождает героев, они выросли с ним, они к нему привыкли, привыкает и зритель. И хотя все эти звуки далеко не так безобидны по характеру, как щебетание птиц в летнем лесу, всё-таки они символизируют дом, безопасность, пусть даже с некоторой тревогой.

Во втором же сезоне сериала герои собираются покорять Лондон. Здесь они чужаки и приходят на поклон местным хозяевам. Ситуация совершенно иная. И фон города, доносящийся до этих секретных кабинетов, другой. Чем выделялся Лондон начала XX века? Многим, но создатели сериала выбрали один элемент – метро. Это не заводы и не фабрики, это не постоянный гул и пульс. Поэтому сцена первых переговоров начинается с напряжённой тишины. И на её протяжении дважды вдалеке слышится поезд. И эта тишина, и эти проезды, подчеркивающие наиболее острые моменты разговора, — всё работает на создание новой, непривычной и потому напряжённой атмосферы, в которой оказались герои.

Можно подумать, что это — незначительные детали. Но именно такие детали отличают хороший фильм или сериал от плоского и невыразительного. Конечно, у «Острых козырьков» еще масса преимуществ — харизматичные герои, красивые декорации и костюмы, прекрасная игра актёров. Но про звук часто забывают, а про фоны и атмосферы вообще мало кто подозревает. Считается, что музыка делает всю работу. Но это не так. Именно за счёт детально проработанных фонов сцена приобретает объём, становится живой и правдоподобной. А если работа была проделана с умом и фантазией, как в приведенных выше примерах, то такие малозаметные звуки начинают играть большую роль.

https://peremotka.co/finds/608