Давать бюджетные вертушки на тест @Gorbatov нельзя — он слишком много знает и чересчур многого ожидает. А я про проигрыватели винила не знаю практически ничего, кроме их устройства — и то лишь благодаря всем тем новостям, что проходят через мои руки, да регулярным походам на выставки. Поэтому вертушку от недавно пришедшей на наш рынок компании Lenco вручили на тест мне.
Бюджетные вертушки сейчас на пике популярности. Мы не берем всякие аудиочемоданы формата 146-в-1, на которые смотреть страшно — сейчас речь о проигрывателях винила, которые выглядят, как проигрыватели винила, и ведут себя соответственно, но стоят чуть ниже средней российской зарплаты.
Причина кроется в том, что многие люди начинают знакомиться с винилом на волне хайпа, а на скоротечное и вряд ли серьезное увлечение тратиться нет смысла. Плюс ко всему большая часть аудитории, приобщающейся сейчас к теплому аналоговому звуку, достаточно молодая — а миллениалам в нашей экономике не до аудиофилии, тут бы за квартиру заплатить и котов прокормить.
Кстати, еще один вариант использования таких недорогих вертушек: их можно покупать детям и приучать их к прекрасному. Пусть не лезут в родительскую систему за многие сотни тысяч, а играются в своей комнате со своим собственным вертачком. Тоже вполне рабочая история.
Поэтому бюджетные вертушки сейчас делают все кому не лень. Но Lenco нельзя назвать каким-нибудь ноунеймом — бренд старый, когда-то даже известный. Появился в Швейцарии как семейное предприятие и выпускал разную технику для души — радио, колонки, вертушки, отвечающие современным трендам. Сейчас Lenco менее швейцарская, чем раньше — с 2015 года она входит в состав Commaxx International и базируется в голландском городе Нут.
В каталоге компании проигрывателей много — как с прямым приводом, так и с пассиковым, как со встроенными дополнительными функциями вроде Bluetooth и USB, так и без них. Мне на тест досталась простая модель — L-87 из дополнительных ништяков получила USB для оцифровки и фонокорректор. В принципе, набор функций отлично подходит для тех, кто с винилом только знакомится — достаточно подключить активные колонки к RCA и все.
А вот полезность оцифровщика для меня, если честно, сомнительна. Конечно, можно найти что-нибудь андеграундное и древнее, чего в цифровом виде не существует, а винил — носитель хрупкий, и лучше бы сохранить себе копию. Но андеграундное и древнее обычно появляется уже у тех, кто с винилом давно знаком и знает, где такие вещи искать — а не у аудитории простеньких проигрывателей. Зато оцифровщик может нам пригодиться в оценке качества звучания — но об этом чуточку позже.
Как оно устроено?
Я сознательно не влезаю в виниловую историю, потому как человек я увлекающийся, склонный к собирательству и при этом постоянно ноющий, что денег нет, а пластинки — штука затратная. Но познакомиться-то интересно.
Знакомство в самом начале не задалось: картонная коробка, в которую упакован L-87, сразу же наградила меня царапиной длиной в половину руки. А вот процесс установки и настройки прост донельзя и никаких проблем не доставил, кроме, пожалуй, установки картриджа: в инструкции не было написано, что для того, чтобы закрепить шелл, нужно закручивать колечко на самом тонарме. В инструкции вообще нет пункта про установку картриджа.
Сам тонарм прямой, металлический, черный. Противовес крепится не совсем очевидно: его с достаточным усилием нужно надевать на трубку тонарма. Меня этот процесс немного испугал: я боялась то ли трубку помять, то ли подшипник узла повредить каким-нибудь неправильным или резким движением.
Диск — алюминиевая штамповка, плотная и не очень тяжелая. Пассик не охватывает его снаружи — он натянут на внутренний диск. Проигрыватель готов работать на скоростях в 33 и 45 оборотов, но для второго варианта на шкив мотора нужно будет надеть идущую в комплекте насадку.
С диском связана моя главная виниловая боль. Точнее, не с ним, а с идущим в комплекте черным резиновым матом: он собирает на себя все возможные пылинки и волоски, которые только могут находиться в атмосфере той комнаты, где стоит проигрыватель. С одной стороны — спасибо, мне стало стыдно, и во время теста робот-пылесос ползал у меня дважды в день. С другой стороны — это не помогало и резиновый мат все равно аккумулировал пыль уже, видимо, из какого-то пятого измерения. Хозяйственная часть меня очень такому печалилась. Но мат — вещь съемная, можно поставить любой другой. Да и пыль — это мои собственные загоны, может, других этот момент беспокоить не будет.
Стол тоненький, из МДФ, покрытый белым глянцем. Выглядит симпатично, по-скандинавски аккуратно. Стоит на четырех прорезиненных ножках. Конструкция легкая, но в целом выглядит крепкой.
В комплекте идет пылезащитная крышка, которая никак не крепится к самому проигрывателю. Ее нужно снимать целиком и ставить куда-нибудь рядышком, пока устанавливаешь пластинку и запускаешь. Мне кажется, в этом кроется основное неудобство, потому что процесс выглядит так: подошел, снял крышку, положил куда-то вбок, полез за пластинками, поставил пластинку, запустил воспроизведение, поставил крышку на место, через три песни повторил все то же самое. С откидной крышкой, я думаю, процесс был бы несколько менее хлопотным.
В комплекте с вертушкой идет диск с ПО Audacity, которое используется для оцифровки. Мне диск вставлять некуда — думаю, большей части современной молодежи тоже. Можно было бы обойтись без диска и оставить только надпись в руководстве пользователя: «Зайдите на сайт Audacity, скачайте последнюю версию и пользуйтесь на здоровье». Что я и сделала.
Из пластинок я взяла стандартный набор начинающего виниловода: вечный дарксайд, «бест оф» Depeche Mode и кое-что посовременнее — Gorillaz «Demon Days». Процесс оцифровки прост донельзя: подключили кабелем, включили Audacity, выбрали вход, нажали «Record», запустили воспроизведение на вертушке, через 15–20 минут выключили. Потом уже, используя многочисленные инструкции, можно почистить запись от шумов, пропустить через самые разные фильтры, нарезать на кусочки и так далее.
Для чистоты эксперимента я решила оставить записи такими, какими они получились, но при этом сделала их в двух вариантах: 16/44 и 24/96. В целом, как ни странно, эта оцифровка очень даже неплохо показывает характер звучания Lenco со всеми его особенностями.
Файлы: kidswithguns_44.wav, kidswithguns_96.wav, newlife_44.wav, newlife_96.wav, time_44.wav, time_96.wav
Одной стеной
Но проигрыватели винила все-таки покупают в первую очередь для того, чтобы слушать пластинки, а не оцифровывать их. Я сравнивала звучание с версиями треков как во FLAC, так и со стриминговых сервисов. Подключила проигрыватель к активным напольникам, выбрала встроенный фонокорректор и запустила.
Первое впечатление: фонокорректор очень слабо предусиливает сигнал. Если при подключении по оптике и Bluetooth колонкам хватает громкости в 7 пунктов из 40 для того, чтобы наслаждаться музыкой, но при этом не мешать соседям, то с винилом громкость пришлось повышать до 13–15 пунктов. Хотя, может, это особенность работы акустики с устройствами, подключенными по RCA.
Начала я с Pink Floyd — и мне не понравилось. Звук казался зажатым и при этом чуть посвистывал на высоких частотах. Это не тот Pink Floyd, к которому я привыкла. Тот, на котором меня вырастили — открыт и просторен на верхах, набит информацией под завязку, но в ней не душно, не тесно, а здесь простор и масштаб куда-то делся, уступив место плотности, мягкости и какой-то архивированности.
И такая плотность у Pink Floyd вполне знакома на низах — ритм у них, по моим ощущениям, резкостью и долбливостью никогда не отличался, а подавался скорее накатами, хоть и быстрыми. Но здесь плотно-мягкий характер чувствовался во всем диапазоне частот, закрывая собой масштаб, и это было несколько непривычно. Вполне может быть, что тут причина не в проигрывателе, а в самом диске — современное издание может быть с особым мастерингом.
При этом звук кажется хоть и тесным, но неплохо размещенным в пространстве. Будто инструменты сидят на своих местах, но в маленькой коробочке. Приятнее всего Pink Floyd было слушать на совсем небольшом расстоянии от системы — так чувствовалось какое-то единение с тем неожиданно камерным характером, который выдавал Lenco.
Переходим от Pink Floyd сразу к Gorillaz — и мне опять не понравилось, но тут уже по другой причине: акустика загудела. Обычно она не гудит, стоит вполне свободно в пространстве (на фото она так близко к вертушке только потому, что иначе не влезала в кадр) — и тут виниловая версия дает ощутимый для меня передоз баса, которого в цифре нет. Окей, ставим переключатель на -6 дБ, убираем гул и слушаем. Ритм остался на месте, не очень четкий, такой же теплый, как в случае с Pink Floyd, но масштабнее и свободнее. При этом музыка играла так, будто это MP3 — очень пусто.
Возвращаем переключатель низов на место — гул вернулся, а MP3-шность попыталась тактично за ним спрятаться. Особенно это заметно в треке «Kids With Guns» ближе к концу, когда идет инструментальный проигрыш: на фоне плотного ритма и верхних струн гитары должны звенеть тарелки, но они не звенят, а совершенно нераспознаваемо хрустят, и передоз баса несколько отвлекает от них внимание.
Звук в итоге кажется слишком грязным даже для Gorillaz: они любят создавать в мелодиях некоторый гаражный эффект, но в исполнении Lenco он совсем не играет им на руку.
А вот Depeche Mode звучали заметно приятнее — игриво, живо, крупно, но при этом все узнаваемые детали, которые впились в кору мозга за годы прослушивания, вполне ощущались. Пусть и не в полную их силу — но скрупулезно выковыривать их из общей канвы не потребовалось. Свиста не было, гула тоже, ритм четкий и читаемый, голоса — правильно-похабные, разве что недостаточно глубокие и фактурные, находящиеся в одной плоскости со всей композицией.
Пожалуй, главная особенность звука — он не очень фактурный и выпуклый и подается слишком равномерно. В той самой «New Life» в конце, когда все трое попеременно начинают тянуть «а-а-а», совершенно не чувствуется того, что их трое — просто «а-а-а» становится больше и громче. В «Walking In My Shoes» в припеве клавиши и гитары внезапно оказались на том же уровне, что и вокал — чего в цифровом варианте я не чувствую — и практически полностью перекрыли голос Гаана. Это тоже проявление недостатка фактурности.
Однако со всеми этими недостатками слушать винил было неожиданно приятно. Звук совершенно не тот, к которому я привыкла — и это сам по себе интересный и полезный опыт. Но если он просто играет на фоне, чуток посвистывая-поскрипывая — то пусть играет и создает такой мягкий, олсдкульный бэкграунд.
Вот только нельзя винил слушать фоново. Три песни послушал, встал — перевернул. Три послушал, встал — поставил второй диск. С фоновым прослушиванием, когда ставишь плейлист и под него в течение пяти часов пытаешься нагнать дедлайны или рисуешь, это совсем не сочетается.
Прослушивание винила — процесс самодостаточный, требующий к себе внимания. И если на него есть время, то он не доставляет никаких неудобств. Вот только в нашу эпоху, когда все везде спешат, непросто выделить хотя бы часик на то, чтобы просто посидеть и послушать музыку, не занимаясь при этом другими делами.
С этой точки зрения появление проигрывателя винила в жизни можно рассматривать как повод остановиться в этой дикой свистопляске, передохнуть, подумать и получить возможность слушать музыку, не разбавляя процесс другими действиями. И с такой позиции даже простые вертушки вполне решают эту задачу.
В случае с Lenco звук от привычной мне цифры отличается разительно. Он проще, но при этом достаточно эмоционален. Акценты в нем расставлены совершенно иначе, но информации достаточно. Может, мой мозг хитрит и по памяти достраивает то, чего не слышит, но, несмотря на все особенности звучания винила в исполнении Lenco, слушать музыку мне было интересно.
А оно мне надо?
Подходит ли L-87 для знакомства с винилом? Мне кажется, что для знакомства с этой темой подходит любой более-менее новый проигрыватель, который не аудиочемодан — и здесь уже каждый выбирает подходящий себе по цвету и набору дополнительных функций. Этот, например, хорошо смотрится с белой акустикой.
Я точно знаю, что винил может звучать объемно, фактурно, масштабно и ярко — но это прерогатива проигрывателей совсем иного класса. С другой стороны, от таких машинок, как Lenco, и не требуется сверхкачества. Это перевалочный пункт на виниловом пути: многие пойдут дальше, начнут развиваться, другие же наиграются и оставят проигрыватель в качестве элемента декора. Главное требование к таким вертушкам — чтобы они не портили пластинку и могли передать дух формата.
И с этим у Lenco все в порядке. Любой проигрыватель, каким бы он ни был, в силу особенностей формата дает ощущение «и пусть весь мир подождет» — тот самый мягкий скрип и необходимость бросить дела и все внимание обратить на музыку. А картридж здесь от Audio-Technica, хоть и безымянный, но проверенный временем и сотнями других производителей, опорный диск ровный, прижим выставляется вполне удобно — так что пластинке, я думаю, этот проигрыватель навредить не сможет.
Мне даже немного жаль, что не удалось оценить, как играет Lenco на других жанрах — в распоряжении было всего три альбома. Вполне может быть, что ситуация была бы иная и почерк проигрывателя какому-то жанру подойдет больше, чем старому британскому року и современной музыке.
Наверное, он сдружится с аккуратным минималистичным джазом с очень небольшим количеством инструментов и без доминирующего контрабаса, да и с чем-нибудь вокальным — опять же в минималистичных аранжировках. Из моего же набора он проявил себя лучше всего на шустрых, но простых, а также балладных мелодиях Depeche Mode. Многослойность ему не очень понравилась.
Хочу ли я теперь себе винил в систему? Нет. Сейчас музыка окружает меня постоянно, чуть ли не каждую секунду, и уделять время исключительно ей, оставляя за бортом все другие дела, я не могу. Плюс мне не нужна еще одна очень затратная привычка — пусть даже и не вредная. Хотя... это как посмотреть.
приятная внешность, хорошее качество сборки, достаточно стабильная скорость вращения
плоский звук, пылезащитная крышка полностью съемная
26 990 рублей
Скорость: 33 1/3, 45 об/мин (электронное переключение)
Привод: пассиковый
Опорный диск: алюминий, 300 мм, с резиновым ковриком
Тонарм: прямой, алюминиевый, съемный алюминиевый шелл
Звукосниматель: Audio-Technica
Встроенный фонокорректор: есть
Прижимная сила: регулируемая
Выход: линейный (кабель с разъемами RCA), USB 1.0
Комплект поставки: пылезащитная крышка, диск с Audacity
Габариты (ШхВхГ): 420х90х340 мм
Масса: 4,2 кг