TOSLINK — это пластиковый оптический кабель, который соединяет выход источника, например CD или DVD-проигрывателя, с декодирующим устройством, таким как ЦАП. Из всех схем подключения цифровых аудиосистем TOSLINK ругают чаще всего, у него дурная репутация.
Действительно, TOSLINK, как правило, ухудшает звучание любой схемы цифрового подключения. Он не может достоверно передать что-либо быстрее, чем 96/24, и имеет тенденцию добавлять джиттер в цифровые аудиосигналы. От того, как выглядит этот пост, вы, наверное, подумаете, что я сделаю все возможное, чтобы удержать вас подальше от TOSLINK. Но все же я не уверен.
Если бы я начал проектировать цифровой интерконнект с чистого листа, моей первой мыслью был бы оптический канал связи, а не коаксиальный кабель, который звучит лучше, как мы все думаем.
Хорошо известно, что часть проблем, связанных с цифровыми системами передачи, не ограничивается одним ЦАПом. Разумеется, можно построить идеальное устройство, которое не обращает никакого внимания на взаимодействие между CD-транспортом и ЦАПом, и все равно слышать разницу в звучании между различными средами (например, коаксиальным и балансным способом). Почему? Потому что качество источника может быть ухудшено простым соединением двух устройств вместе. В самом деле, соединяя вместе всего лишь «земли» двух цифровых аудиопродуктов, можно изменить качество звучания обоих устройств.
Но соедините два устройства оптическим кабелем, и их «земли» никогда не будут контактировать. Одно устройство не будет знать, что оно подключено к другому. Это замечательно. Кроме того, что это не совсем так.
Пластиковые волокна, используемые для передачи света в кабеле TOSLINK, ограничивают скорость, с которой может происходить изменение между светом и тьмой («1» и «0»). Если вы используете кварцевые волокна (стекло), а не пластиковые, вы получаете действительно отличную производительность, но скорость по-прежнему ограничена. Так почему же я выбрал оптику для конструирования моих мифических новых линий передачи цифровых данных? Считается, что в мире большинство высокоскоростных сетей передачи данных используют волоконно-оптические кабели и имеют такую широкую полосу пропускания, что снимает все ограничения на передачу аудиосигналов. В теории — это TOSLINK. Но не на практике.
TOSLINK — это сокращение от Toshiba Link и он был разработан и популяризирован силами компании, в честь которой и назван. Но Toshiba сейчас находится в процессе отказа от ее сильно раскритикованного кабеля, и в скором времени у нас не будет ничего с названием TOSLINK.
Так что если данные в мире все чаще путешествуют по волоконной оптике и пропускная способность этих кабелей превышают потребности даже самых высоких частот дискретизации аудиосигналов, то почему же Toshiba отказывается от TOSLINK и почему мы должны беспокоиться?
Скажи до свидания
Вроде бы логично, что ничего не может быть лучше для гальванической изоляции между двумя устройствами, чем их оптическое соединение. И в самом деле, в первом нашем продукте Digital Lens (середина 90-х), мы соединили оптической связью плату RAM с выходной платой, причем каждая имела свой собственный изолированный источник питания. И это помогло Digital Lens (с регенеративной схемой восстановлением тактовой частоты устройства на базе RAM памяти) показать свои лучшие качества. В то же время одна очень дальновидная (в то время) компания Wadia Digital усиленно продвигала среди High-End-производителей ATT ST — волоконно-оптический стеклянный кабель. Было желание сделать его стандартом для соединения вместе двух частей цифрового аудио. Это была отличная идея. Но это было дорого. Поэтому совсем мало изготовителей дисковых транспортов поддержали ее. И концепция постепенно угасла.
PS Audio была одной из немногих компаний, кто разместил этот дорогой разъем на транспортах и ЦАП — не сулящий никому особых преимуществ (в конечном счете). Но мы верили в этот формат и хотели оказать ему поддержку.
Большинство аудиофилов, когда говорят об оптике, подразумевают TOSLINK. Компания Toshiba хотела сделать предельно дешевый оптический интерфейс. И она это сделала. Собственно, оптика была выбрана потому, что позволяла контролировать интерфейс между оборудованием, не опасаясь шума или зависимости от уровня сигнала. Представьте себе, что на раннем этапе цифрового аудио вы хотите, чтобы ваше устройство подключалось к любому другому. Если вы можете контролировать передатчик (источник сигнала), соединительный кабель и приемник, а также сохранить их электрически изолированными друг от друга, то у вас есть прекрасный шанс достичь цели — совместимости между устройствами, даже если они были произведены не вами. Однако высокое качество трансляции никогда не было целью Toshiba. Но всех остальных целей TOSLINK достигал.
Что интересно, главным ограничивающим фактором являются передающий и принимающий блоки, также разработанные Toshiba. Имеющие встроенные светодиоды LED, эти разъемы сконструированы с единственной целью — быть как можно дешевле. И они получились действительно дешевыми — от $1 до $2, в зависимости от количества. Еще одним фактором является сам кабель и разъемы. Они также преследуют одну цель — как можно дешевле.
Но если мы абстрагируемся от дешевых реализаций оптических кабелей низкого качества и поймем, что используя правильно сконструированный кабель и устройства приема/передачи данных, там, где это возможно, то нет ничего лучше для цифрового аудио. Оптический метод передачи растет всем мире и уменьшается в сфере аудио. Оптическая связь обошла High End стороной.
Она даже не помахала ему рукой, указывая выход из положения.
Оригиналы: Shedding light и Saying goodbye
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End-аудио продукты и сервисы.