«Вдали» (Away), сериал, 1 сезон, США, 2020, Netflix
Фантастика. Отважный экипаж ведет свой героический корабль к Марсу, по пути их встречают препятствия, поломки, нытье, слезы и сопли…
Наконец-то разразились еще одним сериалом на космическую тематику. Давно не было. Сразу скажу, что визуально он заметно лучше, чем многие предыдущие опусы. Ребята капитально поработали над реалистичностью. Но, как водится, не обошлось без ошибок. Почему-то до конца этот труд никак довести не удается.
Самая первая оплошность: Американцы всерьез полагают до сих пор, что полетят на Луну и на Марс. Хех! Денег то ненути! Страшный ужасный коронавирус подорвал экономику США, а заодно похоронил все надежды человечества. Только вот, были ли они на самом деле? Американцы так уже давно запрягают, то одна масштабная программа, то другая, а на практике сверхтяжелую ракету SLS для полета на Луну и Марс никак доделать не могут, это их долгострой советского типа. Складывается такое ощущение, что они толком не понимают, зачем это им надо.
В полет подобрали экипаж лучших из худших, абсолютно не слаженный. Все время ругаются по любому поводу. Все злые и тупые, но самый злой и тупой – российский космонавт Миша. При этом он единственный настоящий космонавт из всего этого сброда. Он не нудит, не рефлексирует, не пускает сопли. Выглядит настоящим мужиком. Остальные члены экипажа напоминают офисных работников.
Космический корабль имеет вменяемую форму, и даже какое-то подобие антигравитации вращением, что правильно, но после раскрытия солнечных батарей напоминает пропеллер, который отважно ввинчивается в космическое пространство.
По центру корабля проложен длинный тоннель, соединяющий ярусы, где спрятаться негде. При серьезном пробитии корпуса все люди на ярусах моментально погибнут. Нужны люки или хотя бы двери, разделяющие отсеки. Очень неудачная конструкция даже для морского судна, тем более для подводной лодки. Раньше об этом помнили, а в этот раз почему-то забыли. В подобных фильмах одно время каждый раз пытались придавить кого-нибудь, кто зазевался, огромной тяжелой сдвижной дверью, закрывающейся автоматически, несмотря ни на что, но здесь этого почему-то нет вообще.
Режиссер очень хорошо поработал с невесомостью. Она таки есть! Космонавты летают, а не ходят, там, где нет гравитации, и ходят в отсеках, где она имеется. Красиво глотают шарики водки, выдавленной из шприца. Но почему-то в сериале совсем забыли, что радиосигнал в космосе идет часто долгое время, и при разговоре обязаны быть задержки. Чем ближе к Марсу, тем они больше. Задержка радиосигнала между Землей и Луной составляет 2.5 сек. Это уже ощутимо. Потому что между вопросом и ответом продет 5 секунд. До Марса такой же сигнал идет от 3 до 22 минут. Зависти от положения Марса относительно Земли. То есть от момента, когда ты задал вопрос по телефону, до ответа пройдет от 6 до 44 минут. Нет проблемы, что героиня звонит домой из космоса по сотовому телефону, если он подключен к корабельной системе связи, нормально поговорить, так же, как на Земле, не получится из-за этой задержки.
Более того, оказывается (внезапно!), в космосе на пути от Луны к Марсу есть некая граница, где сотовая связь перестает действовать. Если до этого момента все разговоры шли, как на Земле, то после пересечения этой границы задержка сразу резко начинает составлять от получаса до 48 минут. Поэтому все члены экипажа совершают Последний Звонок, прощаясь со своими семьями. После этого радиосигнал заканчивает работу.
Когда миссия прибывает на Луну, откуда собирается стартовать, главная героиня решает вернуться домой по семейным обстоятельствам. Выглядит это смешно, как будто на Луну и обратно ходит такси.
Много раз видел и читал вариант старта миссии на Марс с Луны. В реальности этого никогда не произойдет. Да, на Луне меньше гравитация, но там нет ни космодрома, ни инфраструктуры, ни запасов горючего. Все это надо привозить с Земли и строить. Да и обслуживание старта будет катастрофически сложным. Поэтому затраты на такой запуск будут в десятки или даже сотни раз дороже, чем с Земли. Кроме того, это получается, как ехать из Питера в Сочи через Архангельск, можно, но зачем? Более того, гораздо проще стартовать прямо с орбиты, не обязательно взлетать с планеты. Если бы такое всунули, чтобы показать красивый старт! Но и этого в сериале нет.
Где бы им записать, что космический скафандр для выхода наружу нельзя проткнуть железякой! Все время это говорят! Он имеет многослойную защиту, даже от микрометеоритов, как бронежилет или лучше.
Звуки в полете напоминают таковые в городской канализации. Видимо, создатели сериала воспринимают космос именно так.
Присутствует загадочная декомпрессия при выходе из шлюза в космос. Астронавты целый час (60 минут!) стоят в скафандрах и пялятся друг на друга. На деле она вообще не нужна, открывай люк и выходи. Поток воздуха наружу будет, но скафандр тяжелый, ничего страшного. Не сдует.
Львиную долю третьей серии занимает трагедия подружек-лесбиянок, которые расстались из-за этого полета, и теперь общаются на китайском языке. Без субтитров ничего не понятно, а их почему-то нет. Нет, я не против секс-меньшинств, но это стало уже дурным тоном, везде совать ЛГБТ и негров на несоответственные роли.
Да и вообще, очень длинные диалоги ведутся на разных языках без перевода весь фильм, из воспоминаний участников экспедиции. По итогу у космонавтов проблем на Земле, по-моему, больше, чем в полете.
Почему-то в сериале ученым неизвестно, что вызывает потерю зрения в космосе, хотя нам здесь хорошо известно: это высокоэнергетические потоки частиц, бороздящих космическое пространство. Они обладают большой проникающей способностью, и при этом наносят серьезные повреждения организму человека. Одна из самых больших проблем пилотируемой космонавтики к другим планетам.
В полете сломалась система дистилляции воды. Она все время ломается, уже который фильм. Но должно же хоть что-нибудь сломаться! Резервная система есть, но почему-то ее не хватит, чтобы долететь до Марса, кроме того, она оказывается частично неисправной. Запчастей на корабле тоже нет, приходится разбирать работающие агрегаты, вывинчивая 100500 винтиков и гаечек и все переделывая на коленках. Запаса воды, хотя бы в бутылках, тоже нет. Маразм. При этом немного не понятно, почему воды не должно хватить на полет к Марсу. Да, резервная система работает хуже, дает вдвое меньше воды, чем основная, которая сломалась, но это же круговорот! Почему вода должна закончиться? И если так, почему она тогда не закончилась бы в основной системе?
На борту нет ни ремонтных дронов, ни роботов. В результате все работы приходится делать вручную, даже с риском для жизни. А ведь даже в «Звездных войнах» это почему-то было! Искусственный интеллект, который в обязательном порядке сходит с ума и пытается всех убить, тоже не представлен.
Перед посадкой Марс все ждут, что сначала осуществит посадку транспортный корабль, который привезет оборудование, в том числе новую систему дистилляции. Но связь с транспортом теряется. В итоге экипаж рискует остаться без воды и умереть от жажды. Дочь главной героини задает резонный вопрос, почему нельзя было послать транспорт на год раньше? Ответ генерального конструктора: его бы повредили марсианские пыльные бури. Ах уж эти страшные пыльные бури! Даже если не знать о том, что на Марсе пыльная буря это по сути ничего, может создать тонкий слой мелкой пыли на корпусе, не более, почему нельзя было тогда поместить груз в герметичный контейнер, которому буря не страшна? Видимо, в этом случае его сгрызут марсианские мыши. Но, увы, дочь не задает этот не менее резонный вопрос.
Поскольку следом летит еще один транспортник, у NASA их как автобусов в городе, но он не успевает, экипажу предлагается совершить маневр, облетев Марс, и отправиться к нему навстречу, и на подлете совершить стыковку на встречных курсах. Потом дальше лететь домой. В реальности же из этого плана не получилось бы вообще ничего. Эту ошибку совершают все и всегда. В космосе не обо что затормозить, поскольку нет трения. Это не шоссе. За вакуум не зацепиться. Торможение обоих кораблей отняло бы очень много времени и потребовало огромного расхода топлива, наверняка создало бы для экипажа опасные перегрузки. На обратный путь корабля с экипажем наверняка потом бы не хватило. Более того, несущийся в пустоте транспортник с большой вероятностью рассчитан на посадку на Марсе, а на экстренное торможение в полете на рассчитан вообще. Так эти корабли никогда не строят.
Водоочиститель сдох задолго до точки назначения. Наверное, его сделали в Китае. Опять замаячила старуха с косой. Возникла идея – извлечь воду из кожуха защиты от радиации, окружавшего жилые отсеки. Но есть опасность пропороть обшивку и сделать дырку насквозь в открытый космос. Я, конечно, не строитель, но знаю, что в таком случае нужно надеть на сверло ограничитель (шайбу или трубку), а то если с размаху давить на дрель в процессе сверления, она может сорваться на границе более мягкого материала, и пробить дыру вглубь. Что, естественно, и происходит. Видимо, режиссер сериала никогда сам дрель в руках не держал. Воздух с шипением выходит из отсека, все, авария! Экипаж бросается бежать бегом. Но дырочка то маленькая, и хорошо доступна, можно было, по уму, заранее предвидеть такую ситуацию и заготовить пробку конусом по диаметру отверстия. Или налепить пластырь. И все, авария ликвидирована! Но работой руководил генеральный конструктор проекта лично с Земли, представляю, что он там наконструировал! И даже тут не конец. Можно одет скафандр и заткнуть дырку. Но нет, весь экипаж сидит в командном отсеке и рассуждает, как они теперь умрут от жажды. Космонавты, ой, все, короче.
Но на Земле тем временем вкурили особо крепкой травы и разработали новый гениальный план. Надо потереть скафандры об шелковую тряпочку, они наэлектризуются, и начнут притягивать газ с кристаллами льда, вытекающий из дырочки наружу. Просто надеть мешок на дырку – это слишком сложно для такого уровня интеллекта, надо заворачивать облако льдинок собой и ловить мешком метра за три в сторону.
Тут хочу пояснить, что это все не ляпы! Ляпы - это мелкие недочеты, которые я тоже видел, но пропускал. Здесь же грубые ошибки, вызванные некомпетентностью создателей сериала. Мне скажут, ну какая ерунда, это же мелочи! К сожалению, с такими познаниями дальше Луны не улететь. Если вообще кто-то куда-то соберется. Это выдает на самом деле простой факт: создателям этого кино было просто неинтересно то, что они делали. Поэтому было лень лишний раз почитать материалы по теме. Типично в последнее время.
Но главная проблема сериала – он СКУЧНЫЙ. Почти ничего серьезного не происходит. Летят себе и летят. По пути происходят разные мелкие проблемы, в основном с их родственниками на родной планете, что вызывает слезы и сопли. Это характерная особенность фильмов по космос последнего времени. Раньше тоже были глупые фильмы, с кучей недочетов. Но в них отважные астронавты топали вперед, невзирая ни на какие трудности. А здесь герои все время оглядываются назад, и, кажется, сами толком не понимают, зачем это все делают. Даже убеждают сами себя, что все это им нужно. В этом основное отличие с фантастикой XX века. Поэтому скучно и ничего не происходит.
Мне лично из этого всего кажется, что раньше все-таки цивилизация раздумывала над тем, как такие вещи правильно сделать, а сейчас не задумывается вообще, сосредоточив все внимание на слюнях и соплях героев, просто потому, что в реальности никто ничего и не собирается делать. А думает она о чем-то совсем другом, гораздо более приземленном. Поэтому создателям сериала было неинтересно все это тщательно обдумывать. Сделали кое-как, и выпустили в прокат. Все равно на том конце зритель канала Netflix все схавает. Ну, не знаю.
В целом сериал своим бесконечным унынием тянет на похороны американской мечты слетать на Марс. Концовка сериала настолько напоминает попытку натянуть сову на глобус, что, что к тому моменту, когда ее все-таки натягивают, зритель уже может заснуть у телеэкрана. Я накидал тут спойлеров потому, что мне кажется, кроме меня, никто эту скукоту смотреть не соберется. В поиске очень мало кадров из сериала, и почти все они из первых серий. Похоже, мало кто дотерпел эту нудятину до конца. Я лично надеялся, что сериал завоюет у меня хотя бы три балла из пяти, но нет, увы. Не потянул.
Диагноз: скучный, затянутый и очень глупый сериал от Netflix без особого напряжения сюжета. Пробивает на зевоту, не более.