Кто главная американская певица? Арета Франклин. Обладательница вороха «Грэмми», певица номер один по версии журнала Rolling Stone и первая женщина в «Зале славы рок-н-ролла» (1987). И вот чем хороши всякие американские награды, чарты, пьедесталы почета, аллеи звезд и прочее, так это тем, что они не конструируют иерархию, а отражают реальную народную любовь вкупе с «респектом и уважухой» коллег по цеху.
Арете Френклин (Aretha Franklin) на позапрошлой неделе исполнилось 75 (!), но ни у кого язык не повернется назвать ее «живой легендой»: реально великая, всеми любимая певица. Время от времени она выступает на различных пафосных мероприятиях вроде инаугурации президента Барака Обамы в 2009 году, и дает более или менее оптимистичные интервью. Кажется, что она всегда будет оставаться молодой, смешливой и задорной чувихой. Такой же, как и ее песни.
Из молодых да ранних
Арета Луиз Франклин родилась 25 марта 1942 года в Мемфисе, третьим ребенком Барбары и Кларенса Лавоэна Френклина. От предыдущих браков у родителей были еще дети, так что всего в их маленьком доме обитало двое взрослых и шестеро детей. Отец, которого все для краткости называли Си Эл, служил баптистским священником. Он же всячески приобщал Ариту к духовным песнопениям. С ранних лет она пела «госпел» в церкви, заодно выучилась играть и на фортепиано — по слуху.
Когда ее родители развелись, Арету взяла на воспитание бабушка Барбара, которая неожиданно умерла, когда будущей звезде исполнилось десять лет. В раннем подростковом возрасте Арета жила с отцом в Детройте, где пела на его службах, а Си Эл был в тех краях довольно известным и уважаемым религиозным деятелем. У них в доме часто бывали звезды музыки госпел, в том числе —легендарная певица Махалия Джексон. Арета, таким образом, с раннего детства профессионально занималась музыкой и вращалась в «правильных» кругах. Она готовила себя к карьере настоящей госпел-певицы и, вероятно, с легкостью достигла бы поставленной цели, если бы не одно, точнее два «но»: ее сыновья Кларенс и Эдвард. Она родила их в тринадцать и шестнадцать, соответственно. С таким бэкграундом исполнять духовную музыку невозможно.
Си Эл, впрочем, благословил дочь на карьеру обычной певицы. У него самого был контракт со студией звукозаписи, которая выпускала на пластинках проповеди Си Элла, причем столь своеобразный материал тоже был хитом в своем сегменте. Си Эл привел дочь за ручку в студию и попросил записать ее пение. Чудесный голос не только записали, но и выпустили на пластинке. Тут мамочка-малолетка родила второго — на госпел-карьере можно ставить крест.
Восемнадцать мне уже
Это было время коммерческого расцвета и всеамериканской популярности сугубо негритянских жанров — блюза, госпел и, конечно, соул. Актуальная фирма Motown, фабрика всех крутых соул-звезд, где даже Майкл Джексон маленький с кудрявой головой выпускался, предложила молодой певице контракт. Удивительное дело — она его отвергла, став единственной великой исполнительницей соул, не прошедшей коридоры Motown’а. Но дело в том, что у нее уже было другое предложение от Columbia Records, всеядного лейбла, который в разные годы выпускал все что угодно — от Федора Шаляпина до Майлса Девиса и так далее. С Аретой Франклин там произошла полная чепуха: ей велели петь откровенный легковесный, чужой эстрадный материал, совершенно игнорируя то, что она носитель настоящей блюз- и госпел-традиции. Арета, конечно, завоевала определенную известность и хорошую репутацию. Именно тогда ее стали называть «королевой соул», с оттенком того, что это все-таки пока что аванс.
В 1966 году, после определенной борьбы и препирательств, она уходит от Columbia и заключает контракт с лейблом Atlantic. Лучше ничего и нельзя было придумать: именно здесь началась та настоящая классическая Арета Франклин, которую все знают и любят.
Фирма Atlantic, основанная двумя турками-экспатами, братьями по имени Ахмет и Несухи Эртегун, вообще отличалась крайне гибким подходом к артистам и репертуару. Они, грубо говоря, ничего не придумывали, а позволяли музыкантам в студии быть самими собой, даже если это влетало в копеечку. Гитарист Эрик Клэптон, чьи пластинки в составе группы Cream выходили на «Атлантике», утверждал, что «Ахмет всегда знал, что именно я хочу делать и в каком направлении двигаться».
Тот же Клэптон в своей автобиографии отметил забавный момент о том, как происходили записи Ареты Франклин. «Однажды вечером (группа Cream тогда выступала в Штатах, — А.Б.) мне позвонил Ахмет и попросил зайти завтра в студию Atlantic, поскольку там будет кое-кто, с кем он хочет меня познакомить. Когда я пришел, то увидел в контрольной комнате Арету Франклин со всем ее семейством, сестрами и отцом. Присутствовали Ахмет и Несухи Эртегун [продюсер], Томми Дауд и как минимум пять гитаристов, включая, по-моему, Джо Саута, Джимми Джонсона и Бобби Уомака. Ритм играли Спунер Олдэм, Девид Худ и Роджер Хокинс. Все эти замечательные люди приехали из Масл Шоулз (город в Алабаме) и Мемфиса, дабы сыграть на новом готовящемся альбоме Ареты "Lady Soul". Ахмет сказал мне: "Я хочу, чтоб ты пошел туда и сыграл в этой песне", выгнал из студии всех гитаристов и запустил туда меня одного. Я занервничал: другие музыканты играли по нотам, разложенным на пюпитрах, а я нот не знаю… Арета вошла и запела песню "Good To Me As I Am To You", я играл соло. Должен сказать, что запись этого альбома для Ахмета и Ареты, со всеми этими невероятными музыкантами, до сих пор — один из самых важных моментов моей жизни. А альбом "Lady Soul" удался на славу, как и многие последующие релизы Atlantic».
Госпожа Франклин с небольшой помощью друзей и родственников (к слову, бэк-вокалистками у нее служили родные сестры Ирма и Керолин, а с конца 80-х в ее концертном коллективе на гитаре играл сын Тед) нашла свою колею и стала настоящей «королевой соул» да и вообще одной из самых коммерчески успешных певиц на свете.
Разброд и шатания
Семья, коллектив, веселье и позитив — четыре слова, которые приходят на ум, когда знакомишься с биографией Ареты Франклин. У нее, собственно, и музыка такая: богатые многослойные аранжировки, «большой» голос, живой и яркий, как у счастливого ребенка, и бесконечно разнообразный репертуар — от, понятно, соул и госпел до рок-песен the Beatles и Саймона с Гарфанкелом, попсы и диско, в общем — лучшее чужое и качественное свое.
Нельзя сказать, что она удачно шла в ногу со временем. Иногда даже совсем неудачно — успешный сингл или дуэт не мог вытянуть средний альбом, или, наоборот, хороший диск не давал каких-то мегахитов. Иногда получали большой успех странные коллаборации, как, например, дуэтный сингл «Sisters Are Doin' It for Themselves» с Энни Леннокс. Песня попала в поп-чарты и крутилась на MTV, но r&b-чарт, который Франклин возглавляла многие десятилетия, эту рок-песню «не признал».
Один из самых продаваемых госпел-альбомов в мире — ее «Amazing Grace» (1972). Оригинальную обложку с просечкой в виде креста даже в XXI веке можно было часто увидеть на полке в магазине. А вот более поздняя запись в стиле госпел «One Lord, One Faith, One Baptism» успеха не снискала.
Несколько хороших парней
Зато как бы случайные и ни к чему не обязывающие проекты становились заметными событиями. Например, роль нервной жены в культовом фильме «Братья Блюз». Или неожиданное выступление на церемонии «Грэмми» в 1998 году, где певица заменила не кого-нибудь, а самого Лучиано Паваротти, который не смог приехать из-за проблем со здоровьем. На этой пафосной сцене певица исполнила «Nessun Dorma». Великую и ужасно сложную арию из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини Франклин подготовила буквально за полчаса.
За свою карьеру она сотрудничала с выдающимися авторами и продюсерами — Стиви Уандером, ныне покойным Лютером Вандроссом, Уитни Хьюстон (кстати, Хьюстон и Натали Коул когда-то всерьез рассматривались в качестве конкурентов Ареты Франклин), Элтоном Джоном и Джорджем Майклом. Вскоре после выхода в 1988 суперуспешного дуэта с Джорджем Майклом «I Knew You Were Waiting (For Me)», отмеченного «Грэмми», английского певца попросили что-то сказать про Арету Франклин. Майкл рассмеялся: «Она лучшая. Просто – лучшая. Вот и все!» Банально? Но на его месте вряд ли кто-то стал бы вдаваться в подробности.
Статья была опубликована на Stereo.ru 4-го апреля 2017.