Даже многие серьезно увлеченные аудиофилы подчас вообще не догадываются о существовании маленькой немецкой компании Bauer Audio. Разве что слышали мельком. Техника редкая, выпускается в небольшом количестве. Модельный ряд состоит из нескольких модификаций проигрывателей, одного-единственного тонарма (собственной разработки), фонокорректора и, как ни странно, даже одной модели акустических систем.
Bauer Audio DPS 3 Nocturne — старший проигрыватель в линейке компании. Впрочем, вся линейка состоит из двух моделей DPS 2 и DPS 3. Слово Nocturne в названии указывает на модификацию — черный рояльный лак, а не шпон ореха. Внешне проигрыватель изящен в своем минимализме — прямые линии, точные пропорции, кажущаяся простота конструкции.
Цельный только на первый взгляд
Стол, на первый взгляд выглядит цельным, но на самом деле это не так. Более того, слои, из которых он собран, никак друг с другом не связаны, а просто в процессе сборки устанавливаются друг на друга.
Нижняя часть конструкции стола — массивная металлическая пластина. Снизу к ней приклеен демпфирующий мат из вспененной резины. На этой же пластине жестко закреплен массивный металлический корпус мотора и три легкие пластиковые регулируемые проставки.
И если чаще всего у LP-проигрывателей есть регулируемые ножки на нижней поверхности стола, то здесь все наоборот — металлическая пластина устанавливается на стойку, а регулировка остальной конструкции стола осуществляется за счет направленных вверх проставок. Для дополнительной развязки в проставки, как в чашечки, вставляются прокладки из вспененного полимера.
Следующая самая толстая часть стола изготовлена из нескольких слоев фанеры, между которыми лежат полимерные демпфирующие прослойки. Материал, из которого они изготовлены, определить сложно. Однако внешняя конструкция покрыта рояльным лаком (или шпоном), а значит конструкция жесткая. Мне же понравился факт того, что слой сам по себе — это прослойка, никак не скрепленная с остальными частями. Есть в таком подходе определенный смысл. И еще один интересный нюанс — сверху фанерная часть оклеена листом из пробковой крошки. Материал редко применяющийся в таких конструкциях.
Верхняя часть стола изготовлена из цельного куска акрила. Именно на ней закреплены подшипник и тонарм. В конструкции креплений нет ничего необычного, но сами по себе и узел подшипника, и тонарм интересны.
Запас силы
Подшипник у проигрывателя инвертированный, однако вся конструкция сделана так, что большая ее часть расположена ниже уровня поверхности стола. Шкив заканчивается небольшим углублением, в которое помещен маленький рубиновый шарик — основная точка опоры подшипника. Стакан подшипника необычен тем, что изготовлен из карбоноподобного пластика. Конструкция предусматривает не только смазку густым силиконовым маслом, но и вязкостное демпфирование — на дне корпуса подшипника должно быть определенное количество смазки, в которую погружается нижняя часть стакана.
Основной диск проигрывателя не очень толстый и не тяжелый — изготовлен он из матированного прозрачного акрила. Никакого мата в комплекте не предусмотрено, но есть легкий винтовой пластиковый клемп с необычной формой прижимной поверхности.
Вращение с мотора на диск передается при помощи плоского и достаточно туго натянутого пассика. Мотор — мощный, 12-полюсный, переменного тока. Его «сил» хватило бы и на более массивный диск, в нашем же случае диск набирает рабочую скорость буквально за секунду и так же быстро останавливается при выключении.
Блок питания и управления мотором содержит внутри трехфазный генератор переменного тока. Выносная конструкция исключает негативное влияние на сигнальную часть тракта. Конструкция блока питания предполагает заводские настройки фазы и напряжения, хотя есть и возможность замера параметров и подстройки. Отдельно можно подстраивать каждую скорость вращения 33,3 и 45 об/мин. В целом настройки удобны, индикация у блока питания почти незаметна и ненавязчива, внешность весьма необычна, но желания убрать его с глаз подальше не возникает. Работу же привода на практике можно будет оценить при прослушивании.
Быть аккуратным
Тонарм у Bauer Audio DPS 3 — одноопорный, с вязкостным демпфированием. Его трубка изготовлена из углеволокна, остальные части металлические, кроме крепления микролифта. В сравнение с другими тонармами, настраивать этот было легко, но есть нюансы. Надо привыкнуть к шеллу — он несъемный и у него нет поводка, поэтому браться рукой приходится за саму трубку. Проводка неразрывная от разъемов в шелле до выходных RCA-разъемов, включая соответственно несъемный провод. Но провода в шелле очень тонкие и обращения требуют бережного. Похоже, вся проводка не имеет никакого экранирования, что, с одной стороны, может идти на пользу звучанию, с другой же — устройство чувствительно к всевозможным наводкам. Это точно стоит учесть.
Для регулировки тонарма есть все необходимое: настройка высоты, обязательный для одноопорников такого типа регулируемый азимут, прижимная сила и антискейтинг. Но при подборе головки стоит учесть не только податливость ее иглодержателя и звуковые свойства, но и вес — выбранная мной для теста головка весом в 8,5 г оказалась почти на пределе настроек, так как у тонарма предусмотрено два противовеса на выбор — для головок легче или тяжелее. Регулировка прижимной силы у тонарма — привычная, при помощи противовеса, и вполне точная и удобная, однако без весов не обойтись. Как не обойтись без измерительной пластинки в том случае, когда нужно настроить антискейтинг с соответствующей точностью. Высоту и азимут можно установить на глаз, благо что настройки привычны и попасть в нужное значение не так уж сложно.
Единственное, что мне не понравилось в конструкции, — у тонарма нет никакого держателя, он просто лежит на лапке микролифта и никак не крепится, и ни в комплекте, ни в виде опции нет пылезащитной крышки. Учитывая стоимость проигрывателя и стоимость того сегмента головок, которые могут подойти по уровню, получается весьма рискованное сочетание. Приучите себя быть аккуратным.
Голографическая точность
Конструкция выглядит цельной и продуманной, поэтому в первую очередь интересно было оценить ее собственные возможности. Из всего имеющегося арсенала головок я остановился на Sumiko Palo Santos Presentation, но только с одной маленькой доработкой. Эффективная масса тонарма — 13 г, а податливость иглодержателя головки весьма низкая, и чтобы настроить систему без погрешностей и получить нижнюю границу резонанса примерно в 10—11 г, понадобилось на шелл закрепить маленький грузик.
Набор из нескольких специальных грузиков выручал меня не однажды в тех случаях, когда нужно было как-то изменить настройки, и на практике это вещь весьма полезная. Вот и здесь пригодилась.
Сразу, с первых нот пластинки Oscar Peterson & Joe Pass «Porgy & Bess» заметны высокая детальность и отличная локализация. Звуки рисуются в пространстве с голографической точностью. При этом музыка не разбивается трактом на отдельные кусочки, а остается цельной.
Динамику по этой записи можно оценивать лишь отчасти, но ни малейшего намека на смазанность я не заметил. В случае с пассиковыми проигрывателями это показывает, что привод сконструирован и изготовлен правильно — привод просто работает, его тип по звуку не угадать. Вообще, проигрыватель играет нейтрально, разве что чуть-чуть акцентируется средневерхний диапазон.
Следующая пластинка Stan Getz, Joao Gilberto звучит, опять же, нейтрально, окраски нет. Подача детальная, воздушная. Пропорции всех составляющих сцены выстраиваются точно, хорошо проработана фактура. Можно слушать музыку, можно разбирать особенности записи — это уж как захочется, какого-то принципиального подхода тракт не навязывает.
По настроению, характеру звук скорее светлый, открытый, но без намека на слащавость или излишнюю яркость. Эмоций в звуке ровно столько, сколько их есть в самой музыке, и столько, сколько передается записью. И нет ощущения навязчивости, хотя музыка явно притягивает к себе внимание, ее хочется слушать.
Следующая пластика — Aurex Jazz Festival '81 «AllStar Jam Session». Звучание уже узнаваемое, все ранее услышанные свойства и качества присутствуют. Запись эта сложнее, однако с ней не возникает ровным счетом никаких затруднений, нет ни сумбура, ни зажатости. Зато можно оценить проработку всего частотного диапазона в целом от нижнего баса до самых верхов нет ни спадов, ни ощущения границ.
Диск Nils Peter Molvaer «NP3» совсем другая история. Обычно не факт, что тракт, хорошо справляющийся с джазом и вокалом, справится с этим альбомом. Но ничего подобного не случилось, звук получился пронзительным, детальным, объемным. Тихие фрагменты записи подробны, а в других есть и глубокий бас, и честный звук по всему диапазону. Динамика тоже на уровне, у меня не возникло ощущения, что ее что-то ограничивает.
Релиз Dead Can Dance «Anastasis» — тоже пластинка непростая. Когда-то звук резкий, когда-то мягкий — тракт сам по себе не вносит ничего лишнего. Тут я вспомнил, что стоит изучить штатный клемп. Послушал еще несколько фрагментов с разных пластинок с клемпом и без. Если пластинка ровная, особой нужды в нем нет. Она на диске от щетки не проскальзывает, а уж притормозить вращение той же щеткой не получится — мотор мощный. Так что клемп остался без дела. Плюсы его в том, что на звук он не влияет, и если у пластинки есть небольшие искривления, то стоит его использовать, особенно учитывая одноопорную конструкцию тонарма.
С записью David Gilmour «On An Island» тракт справился очень хорошо. Разве что на последних дорожках, если прислушаться, заметно легкое ухудшение звука. Что ожидаемо от почти любого 9-дюймового тонарма.
И последняя пластинка — одно из лучших исполнений Claudio Monteverdi «L'Orfeo», к тому же на промопрессе. Детальности и динамики вполне хватило для не самого простого хорового произведения. Временами мне казалось, что подача более светлая и легкая, чем хотелось бы, но в остальном и голоса, и инструменты — все было слышно очень хорошо, отчетливо. И сцена правильная даже на сложных фрагментах. Немного менее масштабная, чем могла бы быть, но и камерной ее не назовешь.
Резюме
Детальное звучание, честная динамика, нет никакой окраски — универсальный жанрово LP-проигрыватель. Конструкция в целом — для аккуратного и внимательного владельца. И ему я еще посоветую подобрать крышку, благо что размеры близки к стандартным, вариантов есть немало. К настройкам тоже отнеситесь внимательно. Конечно же, остальной тракт просто обязан быть соответствующего уровня, желательно со схожим почерком и свойствами. Результат того стоит.
Музыкальный материал
Oscar Peterson & Joe Pass — Porgy & Bess/ Pablo Records 2310-779/Stereo
Dead Can Dance — Anastasis/[PIAS] PIASA55LP/ Stereo
Nils Peter Molvaer — NP3/Emarcy 017 795 1/ Stereo
Aurex Jazz Festival '81 — AllStar Jam Session — F.Hubbard, S.Getz, G.Mulligan, B. Brookmeyer, M.Jackson, R.Brown, A.Blakey/Aurex/Toshiba EMI EWJ-80208/Stereo
Stan Getz, Joao Gilberto/Verve 23MJ3162/Stereo
David Gilmour — On An Island/EMI 3556951/Stereo
Claudio Monteverdi — L'Orfeo — Jurgen Jurgens, Monteverdi-Chor Hamburg — Archiv Production — MAF 8116/8/Stereo
Проигрыватель Bauer Audio DPS 3
Привод: пассиковый
Скорости вращения: 33 и 45 об/мин с возможностью настройки
Неравномерность вращения: менее 0,05%
Мотор: переменного тока
Размеры (ШхГхВ): 450х350х180 мм
Вес: 13 кг
Блок питания: трехфазный, с возможностью регулировки фазы и напряжения. Фаза и напряжение отрегулированы для точной скорости вращения
Размеры (ШхГхВ): 165х270х105 мм
Вес: 5 кг
Тонарм Bauer audio Tonearm
Конструкция: одноопорная
Эффективная длина: 239,3 мм
Расстояние до оси: 222 мм
Заход: 17,3 мм
Эффективная масса: 13 г
Головка звукоснимателя Sumiko Palo Santos
Тип: МС / МС
Частотный диапазон: 10-400000 Гц
Выходное напряжение: 0,5 мВ
Импеданс: 12 Ом
Разделение каналов: > 30 дБ
Разбаланс каналов: < 0.5 дБ
Податливость игложержателя: 8x10-6 см/дин
Материал иглодержателя: бор
Тип заточки иглы: Line Contact 75 х 5 мкм
Прижимная сила: 2
Корпус: розовое дерево, сталь
Вес: 8,3 г.