SmartAudio Recording Lab — это современная, профессиональная студия звукозаписи, основанная в Кирове и сознательно ориентированная на работу с аналогом. Об этом и не только в интервью с основателем и идеологом проекта Михаилом Мамоновым.
«SmartAudio Recording Lab — это современный медиацентр с идеальной тишиной. Мы построили студию звукозаписи в живописном пригородном поселке вдали от суеты, где нет аэропортов, промышленных предприятий и автострад, — начинает разговор Михаил Мамонов. — Но и не только это, ведь без проекта Imlight и студия не случилась бы».
Уже около 30 лет, практически с момента основания компании, Михаил Мамонов руководит одним из подразделений Imlight.
— Михаил, в первую очередь расскажите нашим читателям о себе. Почему вы решили стать звукорежиссером?
— Сказать по правде, я не звукорежиссер, а скорее — человек сцены, практически во всех аспектах. Профессия из прошлого — педагог. Закончил я Кировский государственный педагогический институт. Да, практика звукорежиссера была, но совсем другая — звукорежиссер на живых концертах. И основное для меня — это работа со звуком и светом на сценических площадках. Начиная с 90-х годов прошлого века, я работал практически со всеми исполнителями и коллективами, гастролировавшими в нашем городе. А с чего все началось? Просто никогда не заканчивалось. (улыбается)
Интереснее, наверное, что происходит сейчас — подготовка концерта «Би-2» на ВТБ Арене и предстоящее интервью в развитие сотрудничества с John Meyer из Meyer Sound, чью продукцию мы представляем и используем. А звук в студии и настоящий звукорежиссер — мой сын Артем. (улыбается)
— Три года назад вы закончили строительство новой студии для SmartAudio. Очевидно, это был непростой процесс? Какие задачи ставили и все ли получилось в итоге?
— Студии уже много-много лет. То, что мы построили три года назад — это не начало, а скорее, естественное развитие. Начиналось все почти в домашнем формате. Сегодня миф о том, что дома можно достичь такого же результата, как и в профессиональной студии, ушел в народ, и даже профи больше заботит новое оборудование и программное обеспечение, чем акустический режим.
Поэтому — да, воплотив в SmartAudio высокие требования к акустическому оформлению, необходимые для работы профессионалов, мы в какой-то мере пошли против системы. Более того, в настоящее время мы позиционируем SmartAudio как современный медиацентр, на базе которого могут проходить в том числе и мастер-классы известных наших и иностранных звукорежиссеров. А что получилось? Послушайте Джона Дэвиса.
Если серьезно — чтобы получить желаемый результат, мы построили студию звукозаписи в живописном загородном поселке, то есть в месте, где источников всех этих шумов попросту нет. И разумеется, все здание изначально возводилось под конкретные задачи, и помещения со всеми своими пропорциями проектировались, исходя из специальных акустических требований. В качестве примера: контрольная комната и главная тон-студия построены как два независимых здания — то есть не имеют общих стен. И системы вентиляции этих помещений автономны друг от друга, что позволяет избежать проникновения звука по воздуховодам.
— Кстати, Михаил, среди инструментальных коллективов особой популярностью пользуется такой тип релиза, как live-сессия в студии (зачастую такой концерт одновременно пишется в аудио- и видеоформате).
— В студии SmartAudio мы уделили особое внимание плановому постановочному свету, который открывает перед видеографами больше возможностей для создания эффектных и красочных материалов. Интересно и то, что театральный свет (даже если параллельно не ведется фотосъемка) оказывает определенное влияние на самих музыкантов — их игру и настроение. У нас уже есть опыт, когда для записи одного из треков мы подбирали атмосферную световую сцену.
— Расскажите о вашей команде, как она сложилась? И почему SmartAudio?
— Вообще-то весь наш проект — мотивированное семейное увлечение, скорее даже образ жизни. А с брендом и логотипом была забавная история: сын Артем как-то рисовал эскиз логотипа, получились что-то похожее на «Smart». А дальше при регистрации сайта обнаружили не занятое имя — вот так и пошло.
Артем начинал записывать звук на домашнем компьютере, а лет пять назад поехал в Нэшвилл, в Штаты и учился у Вэнса Пауэлла (Vance Powell — The BlackBird Studios/The Sputnik Sound). Вернулся полностью аналоговым (улыбается). И привез чемоданы с аналоговым железом, ламповый микрофонный парк — основу нашего звука.
— В начале этого века было всего две группы энтузиастов «ленточного дела» на весь мир: The Tape Project и Fone Records, последние никогда не прекращали писать на ленты в аналоге. За последние два года количество «ленточных» рекорд-лэйблов перевалило за полста... Верите ли вы в ренессанс ленты как основного носителя?
— Скорее, да, ведь во всех топовых студиях мира по-прежнему работают на «железном» оборудовании, где центром Вселенной является крупномасштабная аналоговая микшерная консоль, позволяющая «суммировать» все дорожки в стерео в аналоге на ленте, а не математически внутри программы. Теперь можно взять лучшее из двух миров — звучание аналога и скорость монтажа в цифре. Естественно, все это выходит на рынок и находит потребителя.
— Британский аналоговый Audient, три Штудера и Отари с Награ, плюс солидный микрофонный парк — вы изначально «заточены» под аналог? Как это сочетается с цифрой?
— Я никогда не прекращал дружбу с лентой и магнитофонами. Сначала «Олимп», потом от «Акая» к «Ревоксу» и вполне естественно — «Штудер» как оптимальная профессиональная техника. Но вы понимаете, что повторить взаимодействия внутренних элементов — таких, как лента, лампы, транзисторы и т.д. — в цифре практически невозможно, а особенно, взаимодействие одного прибора с другим (этого плагины не учитывают). Можно сделать только что-то похожее, но как показывает практика, разница ощутима. И эта разница колоссально влияет на конечный результат, а результат — глубина, ширина, объем, динамика. Но вот процесс редактирования в аналоге — практически утраченная культура. Поэтому мы пишем первые релизы на ленту сразу в два канала, «наживо».
— То есть искусство «клеить и резать» великого Вэн Гельдера утрачено?
— Практически, а вы сами попробуйте (смеется).
— Как вы решились выйти на рынок коммерческих копий мастер-лент?
— Я — человек больной звуком, и заболел давно, классе в седьмом, придя в гости к однокласснице, у которой старший брат владел комплектом импортного хайфая. И я зашел одним человеком — а вышел другим. И даже начал сам строить колонки, возиться с домашней системой. Мы стараемся записывать хороший звук, а просто хорошим звуком хочется поделиться! Но мы не рассматриваем выпуск лент как основную бизнес-составляющую, мы просто можем позволить себе поделиться этим материалом. Ну и глобальное преимущество магнитофона и ленты — этот формат настраивает обладателя записей слушать материал целиком, сосредоточиться на прослушивании, а не гонять файлы в цифре туда-сюда.
— Великий Эл Шмитт оценил затраты на двухдюймовые мастер-ленты для записи последнего альбома Боба Дилана более чем в 20 000 долларов. Это дорогое удовольствие для музыкантов, подчас почти не реальное. У нас, собственно, двухдюймовая лента RTM SM 900 — более 30 000 рублей за 700 метров, а это всего 15 минут записи на 76-й скорости. Как вы находите желающих записать в аналоге все?
— Все сложнее. Например, альтиста Святослава Белоногова и нашу первую работу с лентой — первый релиз «Партита для двух виоль д’амуров» — мы не смогли записать на 16-канальный Штудер A-800. Пришлось перейти на трекинг в Протулсе из-за сложностей редактирования, где один музыкант играет сам все партии. Но потом сведение в аналог и мастеринг — все на ленте. То есть DAA — Digital, Analog, Analog. Виоль д’амур — инструмент очень интересный, сложный, по своей природе камерный, однозначно не рассчитанный на большие залы. При игре на нем существуют определенные трудности: расположенные близко друг к другу струны могут соприкасаться, создавать призвуки. Трудно записывать.
Камерные составы мы пишем на ленту с самого начала. Но пока мы не освоили 30 ips — работаем на 38-й. Да и мы просто можем позволить себе записывать на ленту.
— Итак, Jon Davis Trio. Как удалось убедить раскрученного американца, игравшего с Джако Пасториусом, записаться в России? Его «Changes over time», вышедший пару лет назад на Posi-Tone Records великолепен! Как шла работа над Вашим релизом?
— Джон, как вы знаете, много гастролирует в России, и идея пригласить его в нашу студию принадлежит контрабасисту Григорию Зайцеву, который вместе с барабанщиком Игорем Игнатовым принял участие в записи.
Джон не очень понимал, что он у нас делает и зачем его привезли в этот заснеженный край, грея руки в перчатках без пальцев, озираясь, пока не увидел рояль — тогда он сел и сразу заиграл... У нас все было готово к записи, и Григорий с Игорем присоединились — пошла чистая импровизация из актуальной концертной программы, живая сессия. И вот получился такой материал, как вы можете услышать. Параллельно шла запись в DSD, и этот файл уехал с Джоном.
Для справки:
Трио Джона Дэвиса имеет давнюю историю: в сезоне 1999–2000 Джон, Григорий и Игорь несколько месяцев вместе работали в Kerem Görsev Jazz Club — джаз-клубе в Стамбуле, где в то время выступало множество джазменов со всего мира.
17 лет спустя трио вновь объединяется, чтобы представить свою музыку в 19 городах Российской Федерации и записать в Москве студийный альбом. Подготовленная для тура двухчасовая программа «Джаз объединяет континенты» состоит из авторских пьес участников трио и джазовых стандартов. В ряде городов центральной России к трио Джона Дэвиса примкнет молодая джазовая певица Кристина Ковалева (Санкт-Петербург).
Джон Дэвис на джазовой сцене уже более трех десятилетий. В историю джаза он вошел прежде всего как участник единственного фортепианного трио, в котором играл великий бас-гитарист Джако Пасториус: в середине 1980-х это трио (Пасториус, Дэвис и барабанщик Брайан Мелвин) гастролировало по Европе и как Трио Брайана Мелвина выпустило выдержанный в акустическом джазовом звучании альбом «Standards Zone», получивший высокую оценку критики, а также ряд «электрических» записей в стилистике фьюжн. Однако еще до этого пианист играл в квартете саксофониста Джона Хэнди и ансамблях других джазовых звезд в Сан-Франциско, куда переехал из своего родного Нью-Йорка в начале 80-х.
— Partita, The Shakers, теперь Jon Davis Trio, а что дальше? Многие «лентоводы» жалуются на весьма узкую жанровую направленность официальных релизов на лентах, в том числе и в России. Вот Джонатан Хорвиц из International Phonograph прислушался и записал блюз-рокового Дэви Ноулеса на ленту, после десятилетий работы в джазе и классике...
— Ну, вероятно, мало кто сейчас может записывать так, как Deep Purple — за неделю на мобильной студии создать весь великий «Machine Head». Но мы готовы к живым записям разных жанров на других площадках и не в студии — специальный комплекс подготовили. Может, и рок будем записывать!
— Какие планы на будущее, или SmartAudio — это жанровый проект?
— Да, жанровость имеет место в работе. Аналоговая часть оборудования и акустика трех тон-залов студии этому способствуют. И потом — большой «электрический» проект сложно писать на ленту за пару сессий, сами музыканты часто к этому не готовы. Но мы настроены развивать тему живых аналоговых записей вне студии.
— Концерт «Аквариума» в Вятке — украшение дискографии Бориса Гребенщикова, а что БГ замышляет с Вашей студией? Хочется подробностей!
— С Кировом-Вяткой у Бориса Борисовича давние и теплые отношения. И его тур-менеджер Сергей Орлов из нашего города. «Аквариум» в разных составах гастролировал и они просто иногда гостили у нас. И я, будучи практикующим концертным звукорежиссером, с Гребенщиковым работал много. Ставили аппарат, работали с Олегом Гончаровым. И тут друзья позвонили и предложили привезти БГ в обновленную студию «просто чайку попить»...
Приехал белый двухэтажный «Неоплан», из него выгружаются 15 человек с инструментами, БГ и Саша Титов, а у нас столько кружек для чая нет (смеется). Ну не предполагалось что-то записать. Весь поселок выбежал на улицу — что случилось, БГ приехал! Борис вошел, посмотрел и приказал: «Пишемся, все в студию!» Ну, все и пошли... Я сначала просто офигел! Но ребята включили профессионализм, и запись пошла быстро и классно. Писали, правда, в цифру, но я нажал на кнопку Штудера, и пошел аналог на два канала. Посмотрим, что дальше. БГ, кстати, с сыном был — он гениальный перкуссионист.
— Есть ли у вас список референсных записей, которые вы используете для оценки звучания системы в студии и дома?
— Разные жанры, главное — хороший звук.
— А что дома? Что и на чем слушает профессиональный студиец вне работы?
— Я аудиофил в хорошем смысле, и было много техники, ламповой в том числе. Текущий комплект дома не менялся последние пять лет. Жизнь за городом позволяет углубиться в личное музыкальное пространство, но этих пространств два: для тусовки, совмещенное с винной комнатой, и для уединенного прослушивания — и это помещение реновируется как референс-комната, чтобы спокойно послушать сведение и мастера вне студии. Основная система: Wilson Audio Maxx III, усиление Pass Labs X-серия, за цифру отвечает трехблочный Esoteric, винил — Thorens 550, корректор ламповый Aesthetix и за ленты — Nagra IVs. Вертушку буду менять — нужно что-то более близкое по уровню звука к ленте.
Вместо эпилога: Личное мнение
Уже четыре отечественных «ленточных» компании штурмуют рынок мастер-копий. Полноценными профессиональными студиями я бы осмелился назвать только MMS и SmartAudio. У последних все релизы сегодня — это запись актуальных исполнителей и музыки. Тем более интересен материал с джазовой звездой мирового уровня.
Итак, раскрывая упаковку, мы берем в руки прекрасно оформленную коробку, информативную, как safety copy из фонотеки Abbey Road. Подробно: что, кто, на чем и зачем! Прекрасная полиграфия и вкладыши-буклеты.
Что касается звука, материал заставляет тебя выключиться из погружения в мир джаза, только щелкнув автостопом магнитофона. Не совсем «вэн гельдеровское» эшелонирование трио в панораме, но локализация крупного плана и атмосфера живой сессии увлекает. Достоверность и тембральное богатство инструментов. Четыре ламповых Neumann отвечают за рояль, и вы следите за движением пальцев Дэвиса по клавиатуре... Что сказать? Имеющий уши да услышит это.
Для справки:
Imlight — автор проектов комплексного технического оснащения около 500 сценических площадок России и Ближнего Зарубежья. Начав продвижение на рынке почти 30 лет назад, компания до сих пор является одной из главных сил, формирующих индустрию шоу-технологий в нашей стране. Занимая прочные позиции в топе лидеров отрасли, Imlight успешно работает на строительстве и оснащении культурно-зрелищных и спортивных объектов национального значения — например, театр «Современник» и реконструкция Малого театра в Москве.