О классической музыке заботятся, холят, лелеют, перезаписывают и переигрывают. Неоклассика на этом фоне выглядит подростком-сорванцом, который, по большому счету, что хочет, то и делает, смотрит на мир через свою призму и слышать не хочет ни чьих наставлений. Но не нужно забывать, что прежде чем стать подростком-сорванцом, жанр был воспитан и окультурен теми традиционными ценностями, которые несколько веков вкладывали в свою музыку величайшие гуманитарные умы.

С другой стороны, такой юношеский максимализм нам только на руку: порой он и есть причина музыкального шедевра. Необыкновенное чудо, которое рождается на наших глазах, в наших наушниках и колонках. Полет мысли, современный музыкальный дизайн для устоявшихся традиций — такое нельзя пропустить!

Joe Hisaishi, Royal Philharmonic Orchestra — «A Symphonic Celebration — Music From The Studio Ghibli Films of Hayao Miyazaki»

Длинное название, почти как история жизни и творчества самого Миядзаки. Его мультфильмы считаются легендарными, без преувеличения. Но какой легендарный мультфильм обойдется без легендарного саундтрека? Единственное — не нужно спешно и предосудительно относиться к такой музыке. Даже если вы не видели ни одного мультфильма Миядзаки, или вообще не знаете, о ком речь — без проблем. Эта музыка легко слушается и в отрыве от его творчества, имеет особую архитектуру и при должном исполнении становится просто магически притягательной.

Кстати, об исполнении: Royal Philharmonic Orchestra — это вам не мультики|игрушки, а всемирно известный британский оркестр, сопровождение которого считали честью для себя и Queen, и Pink Floyd, и U2, и многие другие популярные эстрадные исполнители. И тот факт, что оркестр такой величины взялся за исполнение данной подборки, уже о многом говорит будущему слушателю. А Дзе Хисаиси (Joe Hisaishi), имя которого здесь также фигурирует — это японский композитор, который, собственно, и занимался написанием музыки для Миядзаки.

Что касается самого альбома, то здесь, как уже было сказано выше, предыстория желательна, но не обязательна. В отрыве от сюжетных линий мультфильмов — это красивая, пышная, масштабная и мелодичная классика, с уважительным отношением ко всем ее канонам. Но если вам знакомы сюжеты мультфильмов, из которых позаимствованы треки, то прослушивание превращается в почти магический, всепоглощающий процесс, полный увертюр и стройных ладов, рука об руку с которыми стоят герои Миядзаки.

Слушать можно здесь

Saeunn Thorsteinsdottir — «Marrow»

С выходцами из Исландии бывают проблемы: их имена и фамилии лежат за пределами привычных фонетических конструкций. Но есть и другая сторона — их музыкальные конструкции часто попадают в наши подборки, потому как и по эстетическим, и по остальным параметрам они максимально гармонизированы с общим объемом творческого потенциала человечества.

Неоклассикой этот альбом можно считать лишь отчасти, так как он — еще одна ода великому Баху. Единственное, что здесь есть от «нео-» — это исландская виолончелистка и ее подход к сюитам Баха для виолончели.

Читая строки автора, понимаешь, насколько глубоко она проникает в музыку. Так бывает, когда исполнитель достиг определенного уровня мастерства, и нотный стан на его выступлениях становится не более, чем декором. На этом этапе исполнитель живет музыкой, переживает каждое произведение и, по сути, сам в нем растворяется.

В эти моменты нельзя делить видимое на составные части: нет ни исполнителя, ни инструмента, ни нот, потому как все это сплетается воедино, образуя музыку, и только ее. Саеунн, судя по всему, преуспела в этом мастерстве, ведь и ее комментарии к сюитам, и манера исполнения говорят нам о том, что материал, который мы слышим в альбоме — это не просто искусная техника владения инструментом. В общем, это нужно услышать.


Услышать можно здесь, Tidal

Ashley Jackson — «Ennanga»

Если арфа в джазе — это что-то экстраординарное, то для классической музыки данный инструмент считается вполне традиционным. Хотя у неоклассиков по каким-то причинам арфа все-таки встречается редко. Возможно, все еще впереди (очень хотелось бы), ведь из арфы можно выжать очень много, это мы уже слышали в одной из джазовых подборок. А для неоклассики этот инструмент — просто кладезь свежих приемов, часть из которых с успехом была использована в этом альбоме.

Американская арфистка Эшли Джексон — достаточно популярный компаньон для многих коллективов. Пресса нам говорит, что Эшли в своем творческом пути развивает связи между современной американской музыкой и ее историческим прошлым — мы называем это неоклассикой, чтобы не усложнять. Причем эта неоклассика имеет степень доктора музыкальных искусств в Джульярдской школе, степень магистра музыки в Йельской школе музыки и степень бакалавра искусств в Йельском университете. Так что талант Эшли оказался весьма многогранен.

Обладая такой информацией, ожидаешь от ее арфы чего-то строго академического, чтобы ни шага в сторону от канонов. Отчасти эти ожидания оправдываются: с технической стороны ее мастерство безупречно. Но манера исполнения пляшет от трека к треку, приобретая то игривые, то трагичные, то пышные парадные формы, отчего каждый следующий трек воспринимается совсем иначе, чем предыдущий. С одной стороны, некоторые музыканты стремятся сделать наоборот: найти общую основу для альбома, от которого отталкивается каждая композиция. С другой стороны есть Эшли, от которой, вкупе с маститым аккомпанементом, буквально не знаешь, чего ожидать. 

Слушать можно здесь

Julia Igonina, Maxim Emelyanychev — «Jazz»

Ага, вот мы и нашли то самое связующее звено между жанрами! Хотя не будем спешить: фонетически приемлемые имена исполнителей дают повод слегка углубиться в историю альбома. И, сделав буквально пару запросов в поисковике, поражаешься, насколько близкими бывают вещи, которые вдохновляют людей писать музыку в разных концах мира.

Однажды, перебирая книги на полках ретро-магазина, композитор Алексей Ахунов наткнулся на книгу Анри Матисса под названием «Джаз», в которой художник разместил новаторские на то время аппликационные картинки. Они, собственно, и стали причиной вдохновения. Более того, как название книги не отображало ее содержимое, так и название этого альбома никак не связано с его жанром, а лишь дает нам отсылку на творчество Анри Матисса.

Да и имена исполнителей говорят сами за себя: Юлия Агонина — скрипачка, одна из самых знаменитых российских музыкантов, доцент МГК им. Чайковского. Максим Емельянычев — не менее известная личность: молодой, талантливый дирижер и пианист, с 2019 года — главный дирижер Шотландского камерного оркестра. Этому дуэту и было доверено исполнить музыку, которая пришла от такого неожиданного источника вдохновения.

Как вы уже поняли, симбиоза жанров ждать не приходится, как и  джазовых увертюр от рояля со скрипкой. Но взамен мы получаем чудные, в стиле неоклассики композиции, которые, к тому же, были исполнены на уникальных инструментах. Для Юлии была подготовлена старинная скрипка с гутовыми струнами, для Максима — великолепное фортепиано Blüthner 1908 года выпуска, которое любезно предоставил Музей фортепиано города Рыбинск.

Естественно, что с такими инструментами альбом получил в некоторой степени специфичное звучание, которое сказывается на полутонах, варьирует обертона в слегка непривычных плоскостях, но в целом альбом имеет мягко-шелковистый оттенок. Возможно, старинный рояль теперь уже не так дерзок, как ранее. Или же гутовые струны на винтажной скрипке — они виновники мягких переливов тональности. В общем, у вас будет время поразмыслить — в альбоме набралось целых 19 треков.


Слушать можно здесь