Сравнение записей на двух кассетных деках и... непонятки • Stereo.ru
Вопрос JuNiK 25

Сравнение записей на двух кассетных деках и... непонятки

Столкнулся с непонятным при сравнение записей на двух кассетных деках.

Для сравнения вскрыта упаковка из двух штук кассет TDK SA.

Дека 1: сквозной канал, закрытый тракт, автокалибровка, режим Долби С.

Дека 2: сквозной канал, открытый тракт, ~ -20-25% ручного BIAS, режим Долби С.

Сделаны две записи : Дека 1 - Запись 1 и Дека 2-Запись 2.

При прослушивании выполненных записей на "родных" деках качество удовлетворительное и, почти, не отличимо друг от друга, в пределе нюансов.

Прослушиваем на «соседних» деках : 1) Дека 1 - Запись 2 и 2) Дека 2-Запись 1. Так вот во втором случае звук более глухой, явное уменьшение в спектре ВЧ, но (!!!) в первом случае явное увеличение ВЧ, запись более "звонкая". Разбаланса по каналам (завалов) нет. Что видно и по индикаторам дек и на слух. Падение-подъем ВЧ на двух каналах совместный.

Собственно вопрос: что является причиной такого эффекта : несовпадение головок, но тогда бы в обоих случаях было бы снижение ВЧ, но не подъём? Или...?

Ответы

NikolaNR

Не вижу никакой проблемы,"свои"записи любая дека воспроизводит лучше.

А вот "долбить" я думаю не нужно,сейчас с ленты на ленту смысл записывать нет,качественные источники стали доступны.

JuNiK @NikolaNR

Ну, Долби С у меня как бы включено было постоянно - из-за старых записей. И вот как раз они то и натолкнули на эксперимент.

Раньше, если головки не совпадают, то "валится" по-каналка и снижаются ВЧ, а вот что бы они росли...??? Это меня и озадачило. Что бы на "соседней" деке лучше чем на "родной"???

AppleY

Азимут например. На одной из дек одна головка может быть чуть чуть довернута. Понятно что да, никто никогда не трогал, заводские пломбы и уапще уася муха не сидела вчера с фабрики - но это один из возможных вариантов. Наки потому и стали делать автоподстройку азимута.

Более того - врядли вы уверены в том, что деки обслужены и настроены "КАК НАДО" - потому что дефекты могут быть и во входных усилителях и в выходных каскадах - и тогда да, дека на слух пишет "один в один" - но просто "Один" херовый, если пустить на усилитель сигнал с источника напрямую и через деку - попробуйте сравните.


JuNiK

Ну дека №1 действительно до меня не вскрывалась, да и я головки не крутил, только пассик один менял и смазывал, а вот вторую взял недавно и внутри она явно "трогалась".

Что ж сервис-мануалы скачал, осциллограф есть, осталось тестовую ленту найти...


Ну или на первой деке записать с генератора, считая её эталонной, и крутить азимут на второй...

JuNiK @BigD

В принципе это понятно, но... старые записи сделанные в 84-99 гг на разных деках (Vilma-102, Technics 263, 747, 707; Akai 50,51, 7, 9; Philips, Dual) повторить невозможно и они звучат вполне пристойно на Деке №1. Мало того она имеет функцию компенсации (Play Trim). А вот Дека №2 заметно валит ВЧ этих старых записей, хотя свои делает прилично. Да и её записи на Деке №1 очень хороши.

Вот и получается, что нужно именно ей провести профилактику - настройку азимута.

Раскрою марки: Дека №1 - Yamaha KX-670, а Дека №2 - TEAC V-3010.

Axe

проведите эксперимент без долби - возможно, что дело в различии в настройках цепей шумодава

alexgenator

Об азимуте головок стоит говорить, но не в этом случае. Имеет место несовпадение настроек Dolby C в деках. Вообще система Dolby требует идеальных настроек, а здесь речь идет о Dolby C. Это по сути дела две системы Dolby B, включенные друг за другом и настроенные на разные частоты среза. Вероятность погрешности при двукратном долбизировании еще больше возрастает.

JuNiK

Провел эксперимент с отключенным Долби. Результат тот же запись с TEAC-а на Ямахе более звонкая, а Ямовская на Тике - глухая. Так что шумоподавитель вычеркиваем.

Эх, осциллограф оказался без раздельных входов вертикальной-горизонтальной разверток...

Axe @JuNiK

а нет записи, сделанной на другой деке, одинаково на этих двух играет? регулятор Play Trim на ямахе в нейтральном положении?

JuNiK @Axe

Пока не нашел. Тик недавно купил для дачи, а Яма стоит дома. ну и записи, ленты разные. Только когда сделав запись дома и начав слушать на даче, понял, что что0то не так. При эксперименте выставлял Play Trim в ноль.

alexgenator @JuNiK

Вот теперь можно говорить и о других вещах. Вы подняли очень сложную и интересную тему: совместимость друг с другом аппаратуры магнитной записи-воспроизведения. Коротко это формулируется так: сигнал, записанный на одном аппарате с определенным уровнем должен воспроизводиться на другом аппарате с тем же уровнем и с той же частотной характеристикой. Формулируется просто, а техническая сторона вопроса достаточно сложная. По крайней мере, сложно встретить совместимые друг с другом деки разных производителей. Даже два кармана одной деки несовместимы между собой, строго говоря, и это прекрасно слышно. В советской аппаратуре об этом и речи не шло.

На первом этапе Вам надо определиться, какую из этих дек Вы будете считать более близкой к эталону.

А дальше - по порядку:

- регулировка скорости воспроизведения;

- настройка азимута головки;

- настройка уровня записи;

- проверка АЧХ сквозного канала записи-воспроизведения каждой из дек;

- проверка АЧХ прекрестного канала записи-воспроизведения в обоих направлениях.

Осциллограф спейчас для этих целей не обязателен. Компьютер с набором тестовых сигналов и программой работы со звуком вполне может выступить в роли универсального прибора.

Самое сложное - это эталон. Измерительных лент, строго говоря, не существует. На заводе измерительную ленту дозволялось использовать не более, чем полгода, после чего ее полагалось выкидывать. Копии измерительных лент существуют, но это - копии. Поэтому надо очень-очень крепко подумать - от чего будете отталкиваться?

JuNiK @alexgenator

Скорость смотрел по 3000 Гц. Писал на обе деки с генератора. В итоге в Yamaha KX-670 -8-:-9 Гц, а у TEAC V-3010 - +7-:-9 Гц.

Азимут, обычно меряли по осцилографу. На горизонтальную развертку один канал, на вертикальную - второй. И там сразу виден разбаланс(круг, овал) или фаза-противофаза (прямая "прямая" или "обратная").

Есть ещё высота головки. Но её вообще стрёмно трогать.

Плюс, согласен, главное измерительная лента. Но так как, в большей степени пользуюсь Ямой и на ней нормально звучат старые ленты, плюс Play Trim, то есть мысль ориентироваться на неё.

Точнее так: записать опорные 10кГц с генератора на обеих деках. Посмотреть параметры азимутов при перестановке кассет. Ну и дальше принимать решение.

Еще проблемка ( -:) ) найти нормальную ленту. в смысле типа 1, а то у меня сейчас чистые только второго типа.



Даже два кармана одной деки несовместимы между собой, строго говоря, и это прекрасно слышно.

Страшно Вас читать -:) ! Думаю особенно владельцам автореверсных дек.

alexgenator @JuNiK

По скорости результаты отличные. Про азимут Вы описали саму правильную установку, у меня есть Service Manual на Nakamichi DR2. Азимут устанавливают двухканальным осциллографом по фигурам Лиссажу. Естественно, это работает, если запись сделана головкой с эталонной установкой азимута.

А вот в СССР головки юстировали по шаблону. Чисто по геометрии! Как Вам? Приходилось общаться с инженерами завода запорожского завода БАМЗ (который Вёсны делал). Это я к тому, что не стоит использовать как образец записи, сделанные на Вильме 102. В идеале нужен НАК, у которого головку не крутили. Как дополнительная проверка подойдут кассеты заводского изготовления, лучше импортные, BMG. На какой деке на таких кассетах В СРЕДНЕМ отдача по ВЧ лучше, у той и головка более правильно установлена.

А чего это меня страшно читать? Не видел еще дек, у которых оба кармана играли абсолютно одинаково. А я ведь еще про динамическое гуляние азимута не писал. Когда установил азимут на некоей кассете. А потом через некоторое время запускаешь эту кассету, а азимут уже приходится по другому ставить. И это бывает не только в самых дещевых лентопротягах...


alexgenator @alexgenator

Интересно, что у TEAC регулировка азимута - правым винтом, а у Ямахи - левым. А я-то считал, что всегда правый лучше крутить. Насчет регулировки высоты согласен. Лучше не трогать, и незачем...

alexgenator @alexgenator

А ведь, действительно, усики у головок с разных сторон. А я считал что крутить винт около усика не так эффективно. Ведь головка, перекашиваясь, будет в том же направлении перекашивать ленту, увлекая ее за собой. А вот поди ж ты! Против мануала не попрёшь. Спасибо, думал, что знаю о магнитной записи всё или почти всё...

Oleg31

У вас все дело в уровнях сигнала. Возьмите хорошую изм . ленту и установите одинаковый уровень на обоих аппаратах.Тестовая лента.Просто так крутить ничего не надо, скрутить просто, назад поставить-нет, удачи!Сервис manual на Teac, да еще забыл , Может быть в каком-то из аппаратов нестандартная коррекция, скорее в Тике.

JuNiK @Oleg31

Без нормального осциллографа крутить ничего не буду. Пока в поисках прибора. Сервис-мануалы есть. Вот к Тику нет обычной инструкции и ПДУ.

Кстати может кто знает наборы команд для ТИКА? Переписал бы их в универсальный ПДУ.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.