Кроссовер, то есть соединение далеких жанров — быстрый путь к успеху и завоеванию новой аудитории. Или же — к оглушительному провалу. Строго говоря, на кроссовер-проекты решается либо тот, кому нечего терять кроме десяти лайков от друзей, либо тот, кого уже ничто не скинет с вершины.
Группа «Мельница» всегда поражала аранжировками, звуком и основательным подходом к делу. В 2010-е годы они стали удивлять еще и широтой замысла. Концептуальные альбомы, сливающиеся в трилогии, саги — как это ни назови. Их очередной, «пандемийный» альбом — серьезный шаг в сторону. Усложнения музыкального материала и тематики.
А вот нью-йоркский диджей Моби менял шкуру музыкальную несколько раз за карьеру, и однажды прокололся — я имею в виду панк-альбом «Animal Rights». Но теперь он уже классик, пьесы которого не западло играть и симфоническому оркестру.
А еще есть альтернативщики, которые вдруг переосмыслили себя как чисто анплагдовый феномен.
Мельница «Манускрипт»
Новый «Манускрипт» — это opus magnum. «Белый альбом» Хелависы и компании. Интересно даже с чисто логистическей и менеджерской стороны: как можно было сделать такую штуку во время локдауна? Кстати, Хелависа — из самых попавших как кур в ощип, ибо проживает в вечнокарантинном Израиле.
Как бы там ни было, перед нами альбом. И это не шаровой карантинный фолк под гитарку (хотя кто бы за такое сейчас бросил бы камень?). Со сложной концепцией: сказка «Любовь к трем апельсинам» как очевидная стартовая точка, обилие библейских (!) мотивов и всяческих отсылок. Мы умеем «в культуру», — могла бы сказать Хелависа. «В музыку» они тоже умеют.
«Манускрипт» непрост. Музыкально навороченный. Я бы сказал, композиторский. Интро — чистый инструментал. Редкость для группы — на ум приходит только «Тарантелла» (если что, поправьте меня).
Стили интересно сплавляются друг с другом. В «Апельсиновой джиге» фузовая гитара перескакивает на рифф, который можно было бы назвать кельтским AC/DC. И, конечно, этот сбивающий дыхание джига-ритм!
В «Апельсиновой балладе» — которая поначалу вроде бы действительно мажорная баллада — какая-то хитрая группировка в размере 3/4 и 6/8. Помимо прочего, интересно, что голос Хелависы периодически звучит как-то амбивалентно: как у девочки-подростка и дамы одновременно.
«Рукописи» сразу подкупают приятно прыгающим битом с грувовым басом и крещендо-финалом — эдакой гитарной прог-роковой сюитой. Прямо-таки мельничный «Отель Калифорния» (я сугубо о форме)!
«Мне нужен снег» поражает дух захватывающим соскальзыванием от мягкого фолк-рока с флейтой прямиком в гитарный ураган. В альбоме вообще много таких песен: неквадратных и проговых — начали с одного, приехали к другому.
Переход вообще стал темой альбома: сны, воскрешения, порог бытия/небытия… Сюда же вплетаются библейские мотивы о Петре и Тавифе — как будто про души на пороге… Пандемия повлияла? Ну хоть на что-то она хорошо повлияла. Как говорится, да будет свет!
Moby «Porcelain» (сингл)
Скажете: с ума, что ли, сошел — говорить о Моби как о рокере? Ну а что, корни-то его — в гитарном панке, и сам Ричард Мелвилл этого никогда не скрывал. В общем, когда-то он перешел из панков в скоростные диджеи, потом изобрел некий свой медитативный стиль из блюзовых сэмплов. А теперь вот подался в неоклассики.
В мае выходит новый альбом Моби: его грандиозные хиты в симфоническом звучании. Новейший сингл — нежная баллада «Porcelain» в прозрачном симфо-звучании, с волнами струнных Budapest Art Orchestra, хрустальным роялем и мягким битом.
Там еще будет много сюрпризов вроде гранж-легенды Марка Ланегана (Screaming Trees) в качестве приглашенного вокалиста («The Lonely Night»). Кстати, сингл и альбом выпустят на настоящем классическом лейбле Deutsche Grammophon. И там будет много такого приятного.
Глеб Колядин «Water Movements»
По основному месту работы композитор Глеб Колядин — участник питерской инди-прог-группы iamthemorning, известной за пределами нашего отечества. Даже более того: они сперва выпускали альбомы в Европе, а потом уже переиздавали здесь по лицензии.
Группа играет такой сновидческий инди-фолк с женским вокалом, и примерно та же атмосфера — в сольных пьесах Колядина. Их можно назвать элегическим поп-минимализмом. Ближайший референс — классический уже саундтрек «Пианино» Майкла Наймана.
Напевные мелодии с глубинной эмоцией легкой драмы — его кредо композитора, который сам исполняет свои произведения (недавно выступил в престижном зале «Зарядье», куда абы кого даже за деньги не пускают). «Water Movements» — концептуальный альбом: тема воды, вода как метафора творческого потока. Неоклассика для вдохновения. Штука в любом случае полезная.
Louna «Обратная сторона»
Одна из самых тяжелых, резких, ярких и качающих групп на российской альтернативной сцене — Louna, некогда отпочковавшаяся от легендарной клубной команды Tracktor Bowling. Я слышал и тех, и тех живьем — о да, это жарко! Фронтледи Лусине — из дам-вокалистов, наверное, самая луженая глотка в мире. В общем, серьезный народ.
Только в прошлом году вышел студийный альбом Louna «Начало нового круга»: мощный, разнообразный, совершенно слэмовый, с модной рэп-коллаборацией с группой Anacondaz. В общем, все по законам жанра. И немножко дальше.
И вот новый — акустический. Как бы анплагд? Ну это ж нонсенс! Но нет: они и тут ухитряются сплетать такое жесткое звучание и выплескивать его мощными волнами… Хотя и переборы акустической гитары никуда не делись. Так что дело не в инструментах и примочках, а в руках, точнее даже — в мозгах.
Интересные, осмысленные, спорные тексты. «Все новые и новые разные люди мира искусства / Смещают точки сборки / В нас травмируя чувства» («Искусство»). Людям есть что сказать. А «тяжелая музыка» — это не когда примочки и гроулинг, а когда бездарно и бессмысленно. Это не про Louna!