В этот раз «Винил Джем» получился громким, людным, и на мой взгляд очень интересным. Прошло немного времени, впечатления улежались, и теперь я готов рассказать вам о том, что же я там увидел и услышал. Пусть и с поправкой на формат мероприятия, которое не предполагает точных тестовых прослушиваний. Однако, имея некоторый опыт, и в таком варианте можно получить ценные впечатления и оценить аппаратуру.
Компания «Гонг AV» показала, пожалуй, одну из самых неординарных систем, включая уникальную головку звукоснимателя DS-W1 производства японской фирмы DS Audio. Из-за специфического принципа работы картриджа ему в пару необходим собственный фонокорректор. Головка стояла на проигрывателе Acoustic Signature Storm, но не с изначально заявленным тонармом Acoustic Signature TA1000, а с 12-дюймовым SME 312.
Прочие компоненты системы, а именно скромный по размерам усилитель darTZeel LHC-208 и акустика Magnepan 3.7i, завершали картину. Здорово, интересно, но вот разобрать во всем этом явные преимущества или недостатки головки и корректора оказалось сложно — сочетание не самого подходящего помещения и технологических особенностей акустики Magnepan, особенно по НЧ диапазону, создали те условия, когда технически все очень интересно, а разобрать уравнение со столькими неизвестными — затруднительно. Надеюсь, в перспективе мне представится возможность изучить эту головку в подходящих условиях.
А это пример совсем другого комплекта, вызвавший у аудиофилов ярко выраженное недоумение. Первая мысль — в стойку забыли поставить технику… Но нет, в системе, представленной дистрибьюторской компанией «Bonanza», есть все необходимое. Необходимое, чтобы система работала.
Проигрыватель Denon DP300F поставляется с предустановленной на заводе ММ головкой звукоснимателя и оснащен встроенным (отключаемым) ММ-фонокорректором. Акустика Heco Ascada 600 Tower не только активная, стало быть, со встроенным усилением, но и помимо линейных входов имеет ЦАП с USB входом и даже принимает беспроводной Bluetooth aptX.
С точки зрения аудиофильских традиций — выглядит неуместно. Однако это отличный пример одного из направлений современной Hi-Fi-индустрии. Безусловно, сегмент имеет право на существование. Ведь даже если обратиться к истории, очень немногим была доступна топовая техника и 10, и 30 лет назад. Зато о ней помнят, совершенно забыв, как выглядела тогда бюджетная аппаратура.
Впрочем, если не сравнивать систему со старшими собратьями, звук получился более чем аккуратным — в том смысле, что нет каких-то явных перекосов и музыку слушать можно. Наконец, акустика, что традиционно для Heco, выглядит красиво.
Еще одна система, явно попадающая в бюджетный сегмент, однако сбалансированная и с хорошими возможностями. Специалисты компании «Овертон» собрали тракт из проигрывателя Pro-Ject RPM 1 Carbon, укомплектованного в заводской поставке ММ-головкой звукоснимателя Ortofon 2M Red, «всефункционального» усилителя Pro-Ject MaiA DS и полочной акустики Klipsch Reference Premiere RP-160M.
Усилитель и проигрыватель были мне знакомы. Особенно похвалю вертушку: при простой конструкции и бюджетной реализации в ней есть масса того, чем могут похвастаться лишь дорогие аппараты. Да и звучит она явно лучше, чем ожидаешь от проигрывателя из этого ценового сегмента. А уж если вдруг кому нужен корпус красного цвета…
Усилитель («всефункциональный» потому, что подключить к нему можно почти все, что угодно, есть и корректор и цифровые входы на разные случаи) в связке с простой в раскачке рупорной акустикой показал легкий, дружелюбный звук, без претензии на аудиофилию.
Те, кто пришел, чтобы увидеть и услышать нечто абсолютно аудиофильское явно обратили внимание на инсталляцию с проигрывателем родом из Канады — Kronos Audio Sparta. Эта вертушка оснащена очень необычным приводом с двумя вращающимися в разные стороны дисками. Плюс конструкция шасси, сложное демпфирование, одноопорный тонарм Theriault (тоже канадского происхождения) и МС-головка звукоснимателя Lyra Helicon. Плюсом к и без того интересному аппарату, в системе стоял еще и ламповый ММ/МС фонокорректор Audio Valve Sunilda, усиление было от Lindemann, который нагружал акустику ProAc K6.
Пожалуй, этот тракт оказался одним из наиболее точных и сбалансированных. Да, проигрыватель безусловно заслуживает отдельного подробнейшего теста, однако даже в выставочных условий хватало, чтобы разглядеть потенциал.
Так же в категорию абсолютного High End попадает и система, собранная дистрибьюторской компанией «New Ambience»: проигрыватель виниловых пластинок Brinkmann Spyder с парой родных тонармов (всего конструкция позволяет установить 4 тонарма), на которых стояли две редкие и необычные головки производства японской компании Miyajima Audio Laboratories. Плюс к этому пара фонокорректоров: ASR Mini Basis и ASR Mini Basis Exclusive (вместо заявленного Brinkmann Fein). А также интегрированный усилитель Brinkmann Integrated (скромный по размерам и внешности, но не по возможностям) и полочная акустика Gauder Berlina RC-3.
Связки Brinkmann / Miyajima мне и раньше доводилось слушать, достойная техника, крайне желательная к изучению всем, серьезно увлекающимся хорошим звуком. Фонокорректоры, при своей аскетичной и одновременно простоватой внешности, — очень интересные аппараты, не безумно-дорогие, особенно в своем сегменте, но как-то незаслуженно обделенные вниманием и мало кому известные. А жаль…
Особое внимание в этой системе я обратил на акустику. Эти двухполосные мониторы собраны в закрытых ящиках и оснащены СЧ/НЧ- и ВЧ-динамиками производства немецкой компании Accuton. Звук и характер этих динамиков вызывает массу споров, но прежде чем спорить, стоило бы ознакомиться с предметом. Тогда и заметишь ряд качеств, как, например, способность к проработке деталей, большую, чем у многих драйверов других производителей. А тут еще и акустика отстроена хорошо — ее бы внимательно отслушать в подходящем помещении, предположу, что результаты были бы интереснее, чем можно ожидать на первый взгляд.
Система, представленная компанией «Армада Саунд» отличалась от заявленной: вместо обещанного младшего проигрывателя McIntosh MT5 на выставку привезли старшую модель McIntosh MT10. Этот аппарат появился в модельном ряду первым. Создан он был, как и младшая модель, не без участия немецкой компании Clearaudio. Отмечу, что у McIntosh MT10 стоит MC-головка, специально разработанная Clearaudio, тогда как у младшего — Sumiko Blue Point No.2.
Кроме вертушки в системе представили предостаточно техники McIntosh, и аналоговой, и цифровой, были даже наушники McIntosh. Только акустика была другого производителя — старшие напольники из линейки Venere производства итальянской компании Sonus Faber.
Так или иначе, а фанатам бренда, еще не знакомым с LP-проигрывателями McIntosh, система должна была показаться очень интересной. Да и для общего развития послушать было не вредно.
Система хозяев мероприятия — салона «Нота+»: проигрыватель виниловых дисков Michell Engineering Orbe SE, тонарм SME-IV, МС-головка Ortofon Cadenza Black, корректор и усиление Audio Valve, внушительная по всем параметрам акустика ProAc Carbon Pro8. Кстати, система эта в процессе мероприятия перестраивалась. В первый день она была как на фото, а во второй поставили усилители SA Lab в связке с топовыми Tannoy Westminster, но с тем же проигрывателем виниловых пластинок в качестве источника.
Аппараты Michell Engineering, как и тонармы SME — давно уже настоящая классика, но почему они таковыми стали в двух словах не рассказать, намного лучше начать их изучение с прослушивания, особенно если есть хорошие условия и хорошая система.
Второй комплект «Ноты+» — еще один проигрыватель от Michell Engineering — GyroDec, с тонармом SME 309 и МС-головкой звукоснимателя Lyra Delos. Если послушать оба аппарата, то можно сделать интересные выводы по итогам. Правда усиление и акустика были очень разными. Однако, даже если не быть поклонником коаксиалов как таковых, или старшей серии Tannoy в частности, прослушивание в общеобразовательных целях крайне желательно.
Rega, Rega, еще раз Rega и немножко наушников и усиления Stax. Экспозиция компании «Инфорком». На ней самое интересное — недавно выпущенная модель проигрывателя Queen By Rega (тираж невелик и на всех точно не хватит).
Выпуск этого аппарата английской фирмой Rega приурочен к изданию дискографии Queen на виниловых пластинках. Что одно, что другое — совершенно фанатские вещи. Но если к проигрывателю вопросов нет, коллекционеры в любом случае разберут, то издание, с заведомо цифровым мастерингом вызывает вопросы. Что касается меня, то я бы, в случае с записями Queen, совершенно точно предпочел бы аналоговые оригиналы, в тех случаях, когда они физически были, и какой-нибудь очень точный проигрыватель, не привносящий ничего от себя — все таки даже оригинальные издания по звуку оставляют желать лучшего.
Проигрыватель виниловых пластинок в этой системе — производства российской компании NewArtVinyl. Это старший в модельном ряду аппарат «BlackCrystal». Многослойный стол, пассиковый привод и выносной мотор, а также пара тонармов Jelco. И собственный двухблочный ММ/МС фонокорректор, собранный на дискретных элементах. Интересно? Несомненно. Хотя пока к технике NewArtVinyl есть вопросы. Я предварительно договорился с разработчиками о тесте, и если он состоится, обязательно расскажу о результатах.
А об этой системе, собранной компанией Next, можно сказать, что пожалуй, она была одной из самых неординарных, как по сочетанию техники, так и по звуку.
Чего стоит хотя бы акустика Zu Audio… Не так много производителей порождают такое количество споров и дискуссий о своей технике. Плюс к этому проигрыватель Soulines Hermes DCX c тонармом Jelco и головкой звукоснимателя Dynavector, фонокорректор Roksan Caspian RPP и ламповое усиление Cary Audio. Очень необычно получилось, это как минимум. Мне же показалось интересным сочетание головки и фонокорректора, учитывая капризность картриджей этого производителя.
Еще одно необычное сочетание от специалистов дистрибьюторской компании Alcom: проигрыватель виниловых пластинок Electrocompaniet ECG-1, со штатным, предустановленным на заводе тонармом Jelco, головка звукоснимателя Nagaoka MP300 (кстати, не ММ, а MI — тонкая разница), балансный фонокорректор Electrocompaniet ECP-2 и усилитель Electrocompaniet ECI-6D. Плюс к этому кабельная обвязка Van Den Hul и сетевой фильтр Van Den Hul Black Hole (это же надо было, фильтр так назвать…). И в качестве завершающего штриха — акустика Tannoy.
В данной инсталляции мне показалось, что Tannoy и Nagaoka выпадают из общего контекста, а проигрыватель и фонокорректор могут оказаться намного интереснее, чем на первый взгляд. Что же, еще одна запись в блокноте, на предмет возможного будущего теста.
Бюджетные, по сравнению со многими другими участниками вертушки Audio-technica AT-LP5, Audio-technica AT-LP1240USB и Audio-technica AT-LP120USBC. Бюджетные, но не плохие. Например, Audio-technica AT-LP5 мне показалась потенциально куда более интересной, чем можно было ожидать исходя из базовых характеристик. Жаль только послушать не удалось, по непонятным причинам у пары аппаратов иглы были порядком свернуты набок...
Очень камерная, миниатюрная система, собранная целиком и полностью из компонентов Linn. Младшая версия культового проигрывателя Linn Majik LP12, усилитель Linn Majik-I и полочная акустика Linn Majik 109.
Техника Linn совсем не попадает в категорию бюджетной. Зато даже вот такая миниатюрная система много чего может, а с вертушками семейства LP12 вообще отдельная история, если уж понравится, то скорее всего это будет дружба на десятилетия.
Система, представленная компанией «Техно-Арт». Вертушка Dual CS600, флагман в модельном ряду Dual, к тому же модель с возможностью полной настройки тонарма и без привычной автоматики. Головка звукоснимателя — казалось бы, не по уровню дорогая и «взрослая» МС Ortofon Cadenza, фонокорректор Vincent PHO 700, усилитель Audia Flight Three S и акустика Piega Classic 7.0. Если смотреть на ценники — баланс явно нарушен. Однако система оказалась довольно интересной, и, что нетипично для разнородных инсталляций, показала сильные стороны компонентов, а не выпятила недостатки.
Без отдельных мероприятий, розыгрышей призов, и просто общения конечно же не обошлось. Кроме всего прочего, Сергей Минаев провел презентацию винилового релиза альбома «Джаст Сергей Минаев». Над альбомом работали несколько лет, а мастеринг делал Дуг Сакс (Doug Sax) — уже, как минимум, интересно. Да и альбом совсем не такой, как можно было бы ожидать от Сергея. Джаз и весьма взрослый звук.
А тем, кто пришел ко мне на лекцию или мастер-класс, или же просто на общение клуба по интересам «Про Винил» хочется сказать отдельное спасибо — обмениваться опытом и впечатлениями, спорить, узнавать что-то новое и вспоминать забытое старое — пожалуй, одни из самых интересных занятий в рамках подобных мероприятий.