Со времени анонса первых беспроводных активных колонок Dynaudio Xeo прошло без малого четыре года. За это время уважаемая датская компания успела выпустить второе поколение напольной и полочной акустики, призванной доказать привередливым меломанам, что провода — далеко не обязательный компонент серьезной системы. И только теперь семейство Xeo пополнилось третьим родственником, одновременно и похожим, и непохожим на своих прародителей.

Начнем с классовой принадлежности. В отличие от старшей напольной модели Xeo 6 и полочной Xeo 4, внешне «Двойки» явно не стараются произвести на слушателей впечатление классического хай-фая. Их корпуса отлиты из пластика, и пропорциями несколько отличаются от давно ставших стандартом глубоких и зауженных кабинетов, ширина передней панели которых едва превышает диаметр басового драйвера. У Xeo 2 фасад немного шире, а глубина меньше.

Причина в том, что позиционируются они в первую очередь как мониторы для компьютера или решение для озвучки задних каналов домашнего кинотеатра. В первом случае такая форма дает возможность отодвинуть колонки от слушателя на максимально возможное расстояние, тем самым помогая построить правильную звуковую сцену и сэкономить рабочее пространство. Во втором — эффективнее разместить акустику на стене.

Неравнозначная пара

Итак, Xeo 2 – беспроводные активные мониторы, каждый из которых оснащен парой импульсных усилителей мощностью по 65 Вт. Один из них нагружен на твитер с 27-миллиметровым мягким куполом, а второй — на 14-сантиметровый мидбасовый драйвер, диффузор которого выполнен из фирменного полимера MSP, в который внедрены частицы силиката магния. Данный материал разработан инженерами Dynaudio для достижения максимального внутреннего демпфирования мембраны при её максимальной жёсткости и небольшом весе. Он применяется и в динамиках для куда более серьезной акустики, отличие лишь в том, что в нашем случае корзина драйвера отлита не из алюминиевого сплава, а из высокопрочного пластикового композита.

Функции кроссовера выполняет не аналоговый фильтр, но цифровой процессор, разделяющий звуковой сигнал на частоте 3100 Гц, причем делает он это чрезвычайно круто в прямом смысле слова — со спадом 24 дБ на октаву, но без искажения фазовых характеристик.

Как вы уже наверняка догадались, деление звука на полосы — далеко не единственная функция мощного DSP. В числе прочего его силами реализована технология Adaptive Bass Technology, то есть адаптивное управление воспроизведением басов. О его влиянии на характер звука я расскажу чуть позже, а пока остановимся на управлении и коммутации.

В комплекте поставки обнаружился небольшой симпатичный пульт ДУ, с помощью которого можно регулировать громкость, переключать входы и даже управлять воспроизведением подключенных по Bluetooth гаджетов. Но чтобы сделать потише или погромче колонки, стоящие рядом с тобой на рабочем столе, разыскивать пульт не придется — для этого на верхней поверхности корпуса имеются едва заметные сенсорные кнопки. О текущем режиме работы можно судить по состоянию двух светодиодов, размещенных в верхнем углу фронтальной панели, правда, для этого желательно иметь хорошо тренированную память — в инструкции описано шестнадцать (!) вариантов их свечения.

Подключить беспроводные колонки традиционным способом тоже никто не запрещает. В этом случае можно на выбор использовать или родной встроенный, или внешний DAC

АС в паре неравнозначны. И проводные и беспроводные соединения осуществляются через ведущую колонку, она же отвечает за обработку входящих сигналов. На коммутационной панели расположены два линейных входа (mini jack и RCA), порт USB (используется только для обновления прошивки) и разъем Toslink. По оптике можно передавать цифровой поток до 24 бит/192 кГц включительно. Данные значения превышают стандартные возможности интерфейса, так что для работы с таким сигналом подойдет далеко не любой источник.

Меломанская беспроводка

Основной формат беспроводного подключения — Bluetooth, и этим Xeo 2 принципиально отличается от своих старших родственников. Xeo 6 и Xeo 4, как уже писали на Stereo.ru, умеют получать сигнал только по специально созданному Dynaudio протоколу, базирующемуся на стандартах Wi-Fi, но существенно модифицированных. Момент этот очень важен, так что остановимся на нем поподробнее.

Замахиваясь несколько лет назад на создание первой беспроводной акустики аудиофильского класса, датчане неспроста избрали долгий и мучительный путь разработки собственного формата передачи. Дело в том, что и Wi-Fi, и Bluetooth изначально задумывались в первую очередь для передачи пакетных данных, а не «сплошных» мультимедийных потоков. Соответственно, потеря части информации для них ситуация обычная и абсолютно не криминальная. Ну загулял где-то пакет данных: в арматуре железобетонной стены застрял или помехой от холодильника его убило — не беда, передадим еще раз. Порядок следования информации сбился? Тоже не проблема, потом разберемся, сверим номера и расставим пакетики по порядку. Как такие перестановки и перепосылки могут влиять на качество непрерывного звукового потока, объяснять, я думаю, не нужно.

Создав адаптированную для передачи именно музыкальных потоков систему, инженеры Dynaudio решили вышеописанную проблему в корне. Помимо прочего, она позволяет использовать «беспроводку» в мультирумных конфигурациях, где требования к стабильности передачи еще выше, поскольку препятствия серьезнее, а даже минимальные временные расхождения между потоками приводят к очень неприятным результатам.

Именно необходимостью непробиваемой помехоустойчивости обусловлен внутренний формат передачи звука между аппаратами Xeo — 16 бит/48 кГц. То есть любые входные сигналы перед воспроизведением подвергаются в мастер-колонке даун- или апсемплингу именно до этого разрешения.

Внимательный читатель наверное уже задался вопросом: «Зачем так подробно расписывать возможности верхних моделей, если в Xeo 2 упор сделан на подключение по Bluetooth?» Всё просто: работать в проприетарной сети Dynaudio «двойки» тоже умеют, а если таковой в доме еще нет, никто не мешает её создать, докупив беспроводной передатчик Dynaudio Hub или еще более продвинутый Connect. Он, кстати, умеет транслировать сигнал на каждую колонку отдельно, и делает это при параметрах потока 24 бит/96 кГц — отличный вариант для хайрез-ортодоксов, которых угнетает даже сам факт прослушивания 16-битной музыки.

Однако подавляющее большинство потенциальных обладателей Xeo 2 к звуковым радикалам себя причислять скорее всего не станет, а потому не постесняется воспользоваться Bluetooth, благо и в этом режиме колонки играют весьма эффектно.

Тонкомпенсация баса

Таким образом, мы наконец добрались до разговора непосредственно о звуке. Для акустической системы объемом чуть менее семи литров (включая место, занимаемое электроникой) главная точка преткновения это, конечно же, бас. Для усиления отдачи и качества на низких частотах корпус изготовлен в виде монолитной отливки из прочного и жесткого композита, а фронтальная панель представляет собой довольно массивную алюминиевую пластину (она же наверняка отводит тепло от активных компонентов схемы). Акустическое оформление корпуса — фазоинвертор, но даже покрутив колонку в руках, догадаться об этом непросто. Прямоугольный, практически щелевой порт развернут вниз и размещен вдоль коммутационной панели. Кстати, рядом с ним расположен переключатель выбора позиции колонки: «стена», «угол» и «нейтраль».

Помимо селектора типа установки, имеются переключатели, позволяющие обозначить принадлежность колонки к одной из трех зон мультирума и определить ее положение в стереопаре

Все перечисленные ухищрения свою лепту в звучание конечно вносят, однако сами по себе они никогда бы не обеспечили басов такой глубины и мощности, как те, что нахлынули на меня при включении воспроизведения далеко не на самой высокой мощности. Всё дело в Adaptive Bass Technology, о которой я уже упоминал в начале. Её суть заключается в динамическом усилении низких частот, и в первую очередь именно на невысоких уровнях громкости. То есть фактически речь идет о тонкомпенсации, однако без возможности её выключения или настройки.

В итоге, с одной стороны, Xeo 2 могут похвастаться настолько плотными, а главное, быстрыми, собранными и членораздельными басами, которых от колонок такого объема получить кажется абсолютно нереальным, а с другой — басы эти на некоторых записях могут показаться несколько гипертрофированными, и возможности подрегулировать их на свой вкус у слушателя не будет. Точнее, они будут минимальными, поскольку никто не мешает воспользоваться селектором размещения как грубым, но всё же регулятором уровня НЧ. Понятное дело, что глубинных низов на границе инфразвука ожидать от Xeo 2 конечно не стоит, но мидбаса у них действительно хватает с лихвой.

Пылезащитный колпачок с прорезями - своеобразная визитная карточка Dynaudio. Изготовлен он тоже из фирменного полимера MSP, а отверстия способствуют охлаждению звуковой катушки

Впрочем, не басом единым жив меломан. Если говорить о звучании системы в целом, то в первую очередь нужно отметить внушительный масштаб и очень неплохую детализацию музыкальной сцены. Важно, что сохраняется она и при прослушивании в ближнем поле — крайне ценное свойство для работы в качестве компьютерных мониторов.

Вокальный диапазон по всей ширине открыт, лёгок и естественен, следы цифры можно распознать лишь по едва ощутимой жёсткости сопрано и мецо-сопрано, а так же на некоторых медных духовых. Впрочем, проявляется данная проблема только на Bluetooth. При подключении через линейный вход или Dynaudio Connect неприятный эффект уходит, сменяясь лишь лёгким акцентом на том же диапазоне. Он, впрочем, абсолютно не помешал мне наслаждаться филигранной нюансировкой и удивительной чистотой вокала Ребекки Пиджон (Rebecca Pidgeon).

Кстати, очень похоже, что тут мы имеем дело не со спецификой импульсного усиления, а с еще одним проявлением сознательно сформированного музыкального почерка системы. Многим нравится плотный подчеркнутый бас, как и возможность без труда вычленять звучание отдельных инструментов или на лету схватывать текст песни. Xeo 2 предлагают нам все это в отличном качестве, удобной компактной упаковке, да ещё и в беспроводном исполнении, так что же тут плохого? В конце концов, отнюдь не разработчики колонок первыми начали приучать слушателей к такой тональной стилистике. Ради интереса сравните заглавные композиции на альбомах Muse 2001 и 2015 годов, и сразу поймете, что я имею в виду.

Компактность, разнообразие способов подключения, качество фирменного беспроводного тракта, на удивление энергичное для таких габаритов воспроизведение басов.

Раз уж характер звучания формируется мощным DSP, возможность тембральной коррекции была бы вполне логична.

89600 рублей

Частотный диапазон (± 3 дБ): 40 Гц - 24 кГц

Акустическое оформление: фазоинвертор

Схема: две полосы с независимым усилением

Частота раздела: 3100 Гц

Вуфер: 140 мм

Твитер: 27 мм

Мощность усилителей: 2 х 65 Вт

Электропитание: 100 - 240 В, 50/60 Гц

Потребляемая мощность: 6-100 Вт

Потребляемая мощность в режиме ожидания: < 0,5 Вт

Вес: 4 кг

Размеры (Ш x В x Г): 173 x 255 x 154 мм

Коммутация

Цифровой вход: Toslink (до 24 бит/192 кГц)

Аналоговые входы: RCA, миниджек

Беспроводное подключение: Bluetooth, Hub (16 бит/48 кГц), Connect (16 бит/48 кГц или 24 бит/96 кГц)

Сервисный разъем: USB (только для апгрейда ПО)