В прокате «Остров собак» (Isle of Dogs) — второй анимационный фильм Уэса Андерсона, режиссера-самоучки американского независимого кино. Известный своей индивидуальной художественной манерой, которую характеризуют выверенная симметрия, «вкусная» цветовая палитра и неизменный черный юмор, нашему зрителю Андерсон знаком фильмами «Семейка Тененбаум» (2001), «Поезд на Дарджилинг» (2007), «Королевство полной луны» (2012) и «Отель “Гранд Будапешт”» (2014).
Мы посмотрели мультфильм и попробуем объяснить, почему его стоит посмотреть и вам.
Итак, мэр фантастического японского города Мегасаки терпеть ненавидит собак: обвинив братьев наших меньших в распространении опасного вируса, их ссылают на остров. Мусорный остров, где псы всех мастей, вне зависимости от статуса и прошлых заслуг, вынуждены доживать свой собачий век. Кстати, «собачий» в данном случае не слишком подходящее определение: одной из отличительных особенностей анимации Андерсона является очеловечивание животных, в то время как люди, наоборот, слишком схематичны, и на один положительный персонаж полагается целая армия антигероев. В «Острове» таким положительным героем становится мальчик Атари Кобаяси, приемный сын злого мэра, прилетевший на Остров в поисках своего любимца.
Небезосновательно «Остров» критики сравнили с первой анимационной работой Андерсона, «Бесподобным мистером Фоксом» (2009). Было забавно вспомнить мультфильм, где лис с барсуком, к примеру, вместо того чтобы рыть норы и держаться в соответствии с поведением животных, нарядившись в деловые костюмы, работают с документами, обсуждают вопросы недвижимости, да и вообще ведут себя в точности как люди, не самые, правда, безнадежные. Ну а люди размахивают ружьями, расставляют ловушки, выгоняют животных из их жилищ — в общем, поведение, в свою очередь, абсолютно типичное для человека в системе ценностей Андерсона.
Вот и «Остров», построенный на контрастах, противопоставляет мир собак — преданных, забытых, разжалованных, но все еще помнящих и команду «Апорт», и тепло человеческого касания — жестокому, прагматичному миру «старшего брата». Однако при очевидном на первый взгляд сходстве и в общем-то простеньком сюжете, эта работа во многом более зрелая, сложносочиненная, затрагивающая вечные вопросы личности-государства, авторитарности власти, верности-предательства и, конечно же, любви — собачьей, но одновременно исключительно человечной.
Если говорить о стилистике «Острова», то здесь ощутимо влияние японского кинематографа и в целом культуры Страны восходящего солнца. Сам Андерсон так комментирует выбор места действия картины: «Мы хотели сделать фильм о брошенных собаках, но также мы обсуждали возможность сделать что-то в Японии, о Японии, фильм, который отражал бы нашу общую любовь к кинематографу этой страны, в особенности к творчеству Акиры Куросавы («Пьяный ангел», «Бездомный пес»).
К слову, из японских режиссеров Андерсон упоминает не только Куросаву: «Миядзаки привносит детали и моменты тишины. Он показывает природу и умиротворенность, ритм, не свойственный американской анимационной традиции. Это послужило для нас источником вдохновения. Иногда, работая с композитором Александром Деспла над саундтреком, мы натыкались на места, где музыкой приходилось жертвовать, поскольку фильм требовал тишины. Все это — от Миядзаки».
Работа переполнена японскими мотивами — здесь вам и театр кабуки, и бои сумоистов, и эстетика японской живописи, и барабаны тайко. В общем, поклонники японской культуры останутся довольны, впрочем, как и массовый зритель, не лишенный чувства прекрасного. Потому что посмотреть здесь действительно есть на что.
Примитивная, местами даже грубоватая на первый взгляд анимация, со сведенной к минимуму компьютерной обработкой, отличается исключительной детализацией. Андерсон вообще из тех режиссеров, что уделяют особое значение всем этим мелочам, превращающим авторское кино в эстетический серфинг. Внимательный зритель, конечно же, заметит, как колышется шерсть на спине у собак, а также язвы на их шкуре, кишащие червями фрагменты еды — отвратительное и вместе с тем удивительно красивое зрелище!
Добавьте к этому фирменную симметрию, превосходное чувство цвета, несколько театральных сцен внутри самого мультфильма, а также как всегда безупречное музыкальное сопровождение, затем разбейте на главы, приперчите сатирой — и вы получите стройный, содержательный, философский мультфильм, рассчитанный на широкую аудиторию.
Смотреть его по возможности стоит в оригинале: люди здесь говорят на японском, собаки — на английском голосами Б. Крэнстона, Б. Мюррея, Л. Шрайбера, Э. Нортона и Д. Голдблюма. Также за кадром вы услышите С. Йоханссон, Т. Суинтон и Йоко Оно в роли ассистентки ученого.
Подводя итог, хочется пожелать вам приятного просмотра. Чудак, эстет и «вечный ребенок» Уэс Андерсон не разочаровывал нас ни разу, не разочаровал и сейчас. «Собачий остров» — прекрасная сказка для взрослых, самобытный визуальный шедевр и нравственный урок, укоризна большим политикам и низкий поклон маленьким героям. Сказка, в которой собаки добрее людей, дети — всегда лучше взрослых, а хэппи-энд — единственный возможный исход. Иначе за что мы, взрослые, так любим сказки?