Два известных итальянских производителя High-End-техники Unison Research и Opera Loudspeakers уже давно уживаются под одной крышей, и хотя между ними существует тесное взаимодействие, ни один из них не растерял своей самобытности. За несколько дней, проведенных на севере Италии, я успел увидеть в подробностях, как же там все происходит. Совместная история Unison Research и Opera Loudspeakers началась в 1998 году, а с 2003-го разработчики поселились под одной крышей в просторном здании, расположенном в городке Преганзол, недалеко от Венеции.
Истории обеих компаний, на мой взгляд, объединяют несколько вещей — талантливые и харизматичные основатели, любовь к музыке как к чему-то цельному и бесконечно важному, и отсутствие тяги к аудиофильской звуковой расчлененке.
Opera Loudspeakers официально начала свое существование в 1989 году. Она была основана двумя энтузиастами — конструкторомсамоучкой Рафаелло Матараццо и опытным краснодеревщиком Джованни Наста, долгое время занимавшимся изготовлением корпусов для акустических систем. Уже одни из первых моделей— напольники Caruso, полочники Diva и Divina принесли компании известность. Стоит отметить, что уже тогда корпуса производились из массива дерева, тогда же, в самом начале, была заложена и общая концепция акустики как самостоятельного музыкального инструмента, настроенного именно на музыку, а не на воспроизведение отдельных звуков. Сейчас основным генератором идей компании является Джованни. Несмотря на очень солидный возраст, это человек полон жизни, идей, радостей, он тонкий знаток музыки и хорошего вина и, что главное, влюблен в свое дело. В акустике он использует сложные конструктивные решения, например системы с несколькими высокочастотными излучателями, направленными в разные стороны (в основе этой конструкции были использованы те же принципы, что применялись в древние времена при строительстве римских амфитеатров). Весь процесс реализации и доработки новой идеи сопровождается бесконечными экспериментами. Косвенно этот процесс я увидел на заднем дворе производственного комплекса, где лежало несколько десятков отвергнутых прототипов корпусов. Творческий процесс требует жертв, а полумерами здесь довольствоваться не привыкли. Джованни вместе с талантливым и, по моим впечатлениям, очень упрямым и дотошным инженером Марио Бонном удается находить баланс между техническими решениями, звуком и необычной внешностью акустики.
Джанни Сакетти, основатель и главный разработчик Unison Research, внешне почти полная противоположность Джованни — собранный, строгий, вдумчивый и очень внимательный человек. Физик и инженер по образованию, в прошлом преподаватель физики в университете Падуи, Джанни вырос в музыкальной семье и рано увлекся техникой, звуком и музыкой. Компанию Unison Research он основал в 1987 году, изначально сделав упор на однотактную ламповую технику, и этот выбор быстро принес результаты в виде успешных моделей, например связки из ламповых предусилителя Glowy и усилителя мощности Nimbly. Несколько позже в линейке появилась и транзисторная техника, и источники сигнала, но в целом, конечно, основа — ламповое и гибридное усиление. В процессе работы над очередным компонентом внимание уделяется как предварительным исследованиям, при проведении которых помощь оказывают коллеги Джанни по университету Падуи, так и непосредственно самому производству, в котором технической составляющей уделяется большое внимание. Чтобы иметь возможность строить ламповые усилители по самым разным схемам, было создано собственное производство, в том числе производство трансформаторов. Их в компании разрабатывают и изготавливают исключительно самостоятельно — есть все необходимое оборудование и материалы, чтобы намотать любой нужный трансформатор для любой схемы и в случае успеха поставить этот процесс на поток.
Обоих производителей роднит несколько черт. Во-первых, внимание к деталям и нюансам здесь возведено в культ. Отбор деталей, даже малозначимых, никогда не бывает случайным — все проверяется и перепроверяется, каждый элемент и конструкция отлаживаются с должным вниманием. Во-вторых, изготовление и отделка техники таковы, что многим производителям остается только позавидовать — материалы корпусов, деревянные детали, трансформаторы, платы, даже просто разъемы — ни один элемент не возникает случайно. Такая мелочь, казалось бы, как ручки селекторов усилителей, для старших моделей изготавливаются по сложной технологии, в результате позволяющей сочетать металл с ценными породами дерева. А чего стоит акустика, обтянутая кожей качественнее, чем салоны многих дорогих автомобилей! При этом впечатляет отсутствие пафоса и показухи. Люди просто стараются делать вещи так, как они хотят их видеть сами. И наконец, в-третьих, наверное, самой важной общей чертой этих двух производителей является отношение к звуку. Именно звучание, а не конструкция или внешний вид ставятся во главу угла. Техника строится для музыки. Здесь нет цели понравиться всем и каждому и наводнить рынок своими товарами. Гораздо важнее найти своего слушателя, своего ценителя.
Кроме общения и подробного знакомства с производством, представилась возможность послушать новую технику, а также самые старшие модели в линейках обоих производителей (почти штучные или вообще изготавливаемые только под заказ экземпляры). Из новых моделей удалось познакомиться с интегрированным усилителем S9, построенным на лампах SV572. Интересный факт — испытывая проблемы с подбором достаточного количества качественных 845-ых ламп, разработчики нашли альтернативу в российских лампах SV572, позволивших построить достаточно компактный интегрированный однотактный усилитель мощностью 30 Вт на канал. Для этого проекта в России было закуплено несколько железнодорожных вагонов ламп — все, что было на складах фирмы Svetlana.
Или такая необычная разработка, как бустерный усилитель Upower (для работы, например, в паре с маломощным ламповым однотактным интегральником), позволяющий наращивать выходную мощность в разы. Он работает по принципу удвоителя тока и напряжения, а схема, реализованная по принципу двойного моно, собрана на транзисторах MosFET и работает в чистом классе А. Интересен новый гибридный интегрированный усилитель Unico 50. Разработчики долго трудились, и во многом он получился непохожим на предшественников. Также удалось увидеть новые модели Opera Loudspeakers — напольники Gran Mezza и полочники Mezza, продолжающие традиции как в том, что касается внешнего вида и отделки, так и в плане звука. Для тех, кто хочет сочетать стереои многоканальный звук, компания впервые выпустила акустику центрального канала — модель Centrale. С ее выходом появилась возможность строить системы под разные задачи, используя акустику только этого производителя, а следовательно, не теряя фирменного почерка Opera Loudspeakers.