«Погружение» (Submergence) — новый фильм Вима Вендерса, в основу которого положен одноименный роман британского военного корреспондента Дж. М. Ледгарда. Красивый трейлер по обыкновению обещал не менее красивую историю, снятую «классиком европейского кинематографа», с молодыми, «харизматичными» звездами Джеймсом МакЭвоем/Алисией Викандер, впечатляющими пейзажами и накалом драматизма уровня «Английского пациента».
Тайный агент Джеймс Мор во время операции в Сомали попадает в плен к исламистам. Пережить мучительное безвременье в заточении ему помогают воспоминания о путешествии на север Франции и ярком романе с океанологом Даниэль Флиндерс. Она же между тем готовится к глубоководному погружению... и с тревогой поглядывает на телефон: все мы знаем, насколько способно расшатать женские нервы это зловещее «не звонит».
Время, проведенное влюбленными вместе и отраженное в воспоминаниях героя, кажется сказкой. Вообще, феномен Вендерса, вероятно, производит чарующее впечатление на продюсеров и зрителей, раз это имя что-то значит спустя несколько десятилетий после его самых главных фильмов. Интересно было бы пересмотреть их сейчас. Вполне возможно, что та самая притчевая манера и монтаж вызвали бы досаду, аналогичную ощущениям от «Погружения».
Разумеется, следует понимать разницу между принципами сборки европейского и голливудского кинематографа. Американские режиссеры гонят вперед сюжет — они прежде всего рассказывают story (удачно или не очень — это уж как получится). Европейские же, особенно такие, как профессиональный фотограф Вендерс, расставляют и любуются своими вазами-героями в различных локациях. Обе школы имеют право на жизнь и преданных поклонников, но в данном случае «патриарх европейского арт-хауса» откровенно заигрался до пародийных нот.
Из книжки Ледгарда с энциклопедическими претензиями Вендерс величаво направляет все в лузу романтической истории для еще не слишком пожилых читательниц. Если встреча — то непременно в шикарном отеле на берегу моря, если спорт — то бег вдоль побережья. Случайное слово — неслучайный взгляд, откровенное «люблю запах пота» — мгновенное приглашение на ужин. Если любовь — то с первого взгляда, если секс — в роскошных номерах у камина. И только океан разлучит их... ну или суровое Исламское государство (запрещено в РФ).
Линия с пленением британского агента, кстати, эмоционально насыщеннее линии романтической, и отдельные эпизоды, к примеру «расстрела» Мора, вызывают и волнение, и искреннее сострадание по отношению к герою.
Выспренное повествование гармонирует с оттенками голубых интерьеров и глаз МакЭвоя, аксессуаров героини, между которыми химии, увы, не наблюдается. Но эта отмороженность, к слову, общая тенденция среди актеров нового призыва, даже самых знаменитых. Стерильность картинки похожа на лабораторию, где в молчаливом диалоге с пробирками возится наш океанолог.
Тем не менее именно картинка превращает эту унылую, претенциозную и крайне безжизненную историю в как минимум смотрибельное зрелище. Может быть, фильм следовало назвать «50 оттенков синего» и наблюдать без звука? Откровенно говоря, его диалоги так затянуты и напыщенны, что где-то с середины захотелось просто переключить на «BBC Голубая планета» на минимальной громкости.
Таким образом, «Погружение» дрейфует где-то между мело- и военной драмой, не являясь в полной мере ни тем ни другим. Поэтому если вы хотите сходить на Вендерса, притормозите, это не он: посмотрите лучше «Съемки в Палермо», «Американский друг» или «Небо над Берлином». Если же вам нравятся актеры Джеймс МакЭвой и Алисия Викандер, хорошим выбором станут «Искупление», «Девушка из Дании» или «Свет в океане» — цельные в своем жанре картины, в полной мере раскрывающие драматический талант актеров.