С тех пор как я начал писать на тему аудио, регулярно слышу две фразы: «Отличная у вас работа — весь день музыку на хороших системах слушать!» и «Какую систему вы слушаете у себя дома?» Открою секрет: большую часть времени я трачу не на прослушивание шикарных систем в салонах и шоурумах, а на написание текстов о них сидя дома за компьютером. Соответственно, большую часть времени меня окружают вовсе не полноценные стереосистемы, а то, что называется «настольный Hi-Fi». Очередной претендент на место в моей системе прибыл из Китая от весьма популярного в определенных кругах производителя.

Сделано неплохо

«Сделано в Китае» и «сделано плохо» — это уже давно не одно и то же. Я не раз поднимал эту тему применительно к наушникам, однако даже когда речь касается такой высокотехнологичной техники как Hi-Fi-компоненты, это утверждение вполне справедливо. В этом я убедился лет шесть назад, когда принес в нашу лабораторию бюджетный китайский стереоусилитель, который по качеству звучания оказался вполне конкурентоспособным на фоне добротного Hi-Fi стоимостью в 10 раз дороже. Это был, конечно, не абстрактный «китайский усилитель» без имени и истории, а вполне солидный китайский бренд SMSL, который, кстати, уже минимум как пару лет поставляется в Россию официально и продается в салонах и интернет-магазинах, специализирующихся на вполне традиционном Hi-Fi. Но на этот раз речь пойдет о продукции другого, не менее известного китайского бренда — Topping, который в России особенно не представлен.

Topping, без сомнения, обладает собственным стилем, который прослеживается от модели к модели

Topping, как и многие другие китайские производители аудиофильской электроники, специализируется на так называемом «настольном Hi-Fi». Фирменные ЦАПы, усилители для наушников и акустики выпускаются в небольших корпусах размером с две сигаретных пачки. Устройства настолько компактны, что зачастую используют внешние блоки питания, а это, как мы знаем, является отличным инструментом для апгрейда. Однако старшая модель ЦАПа/усилителя для наушников Topping DX7s, которую я взял на тест, несколько выделяется из общей картины. Устройство выполнено в корпусе чуть большего размера, чем большинство «топпингов». Ширина фасада 25 см не позволяет назвать его полноразмерным компонентом: это примерно 2/3 от стандартного размера Hi-Fi, устанавливаемого в стойку, но тем не менее это самый большой аппарат в линейке компании. При этом в корпус интегрирован линейный блок питания, так что возможным полем для апгрейда будет лишь замена кабелей.

Набор интерфейсов на задней панели превосходит самые смелые ожидания

С точки зрения функциональности, Topping DX7s полностью покрывает все насущные потребности аудиофила. В него встроен качественный ЦАП с коаксиальным, оптическим, AES/EBU и USB входами, есть небалансные и балансные аналоговые выходы, а также мощный усилитель для наушников, который поддерживает как обычные, так и балансные модели. Не хватает разве что усилителя мощности для колонок, но возможность подключить хорошую (в том числе профессиональную) активную акустику это вполне компенсирует. Одним словом, Topping DX7s — это своего рода вещь в себе, которая, будучи флагманом линейки, демонстрирует самые актуальные инженерные достижения компании. Главный козырь модели на нашем рынке — цена. С этой отметки именитые бренды только начинают отсчет и предлагают куда более скромную функциональность.

Оригинальность

Многие производители Hi-Fi обещают отборные комплектующие и лучшие компоненты, но глядя на внутреннее содержимое устройств порой задаешься вопросом: неужели пред-пред-топовая микросхема ЦАПа, вышедшая пару лет назад, USB-вход с поддержкой 16 бит/48кГц, бюджетные операционные усилители и конденсаторы "no name" — это и есть то самое лучшее? А тем временем в Topping DX7s применены довольно дорогие и взрослые решения. Производитель использует оригинальные комплектующие известных производителей, а некоторые компоненты даже производит сам. В этом несложно убедиться, если разобрать корпус устройства.

В блоке питания установлены конденсаторы Nichicon большой емкости и экранированный тороидальный трансформатор собственного производства, на входе USB — асинхронный приемник XMOS XU208, а далее следуют два топовых ЦАПа ESS Sabre ES9038Q2M, подключенные в балансном режиме, и полностью балансный аналоговый тракт, построенный на микросхемах OPA1612 и TPA6120A2 от Texas Instruments. Даже разъемы использованы далеко не самые дешевые, от компании Zwee (это своего рода китайский Neutrik, работающий на рынке профессиональной коммутации и имеющий 20-летнюю историю).

На столе рядом с компьютером устройство не занимает много места, хоть и является самым крупным в линейке

При таком оснащении Topping DX7s способен воспроизводить аудиопоток качеством до 32 бит/768 кГц и DSD512 при исчезающе малом уровне искажений на выходе, а на наушники выдает до 1 Вт мощности в балансном режиме и до 0,69 Вт в небалансном.

Недоработки на местах

Из недостатков первое, что бросилось в глаза — торчащие наружу разъемы SPDIF. В то время как все остальные спрятаны в нише задней стенки, эти два нагло выпирают на добрый сантиметр, если не больше, нарушая тем самым дизайнерский фэн-шуй. Да еще и обозначены красно-черной расцветкой, что изрядно сбивает с толку в момент подключения небалансного усилителя. Обратная претензия у меня появилась к ручке громкости: она, наоборот, выступает над поверхностью корпуса недостаточно далеко (на 9-10 мм), к тому же еще имеет большой диаметр. В процессе использования приходится касаться ее буквально кончиками пальцев и только по верхней кромке, ведь под ней палец просто не проходит. Для комфортного управления вылет ручки должен быть в полтора-два раза больше, а диаметр — вдвое меньше. К тому же шаг регулировки громкости невелик, отчего приходится делать несколько оборотов. Небольшая вмятинка, которая, видимо, должна была облегчить процесс вращения рукоятки, по факту имеет исключительно декоративную функцию ввиду того, что глубина ее невелика и не позволяет уверенно зацепиться пальцем. Кроме того, ручка громкости имеет функцию нажатия, а значит, вариант придавить пальцем и покрутить гарантированно не сработает.

Даже не используя балансное подключение можно ощутить качество и мощь встроенного усилителя

Решение этого эргономического казуса я все же нашел, и оно получилось на редкость функциональным. Если поставить устройство вертикально на бок, ручка громкости оказывается в комфортном положении, а сам Topping DX7s превращается в удобную подставку для наушников. Жаль, что показания дисплея не меняют ориентацию при повороте корпуса.

Управление Topping DX7s — отдельная история. Из инструкции я узнал, что в качестве платной опции можно докупить пульт ДУ, но и без него есть способ попасть в меню настроек (а там яркость дисплея, опции режима ожидания и главное — регулировка цифрового фильтра ЦАПа). Самым интересным квестом стал вход в меню, процедура которого в английской версии инструкции описана неправильно. Опытным путем я нашел, что для входа в меню необходимо нажимать и удерживать кнопку (ручку громкости) нужно до включения устройства, а не во время загрузки. Дальше — легче. Навигация в меню производится путем поворота и нажатия ручки громкости.

Толстые фрезерованные панели из алюминия придают внешнему виду солидности

В рабочем режиме кратковременное нажатие на кнопку переключает входы, длинное нажатие переводит устройство в режим ожидания и выводит его обратно в рабочее состояние (хотя это Topping DX7s может делать и сам, по наличию/отсутствию сигнала на цифровом входе). Быстрое двукратное нажатие переключает режимы работы устройства: только аналоговые выходы, только усилитель для наушников, или все вместе. Разницы в плане качества звучании я не заметил, но при отключении усилителя для наушников отключается и регулятор громкости.

Снаружи и внутри

К качеству изготовления и сборки особо придраться не получится. Алюминия не пожалели — передняя и задняя стенки толстые, аппарат в целом получился тяжелый. Даже ручка громкости полностью алюминиевая. Подгонка деталей точна, разбирать и собирать аппарат было одно удовольствие — все встает на места, словно кубики Lego.

Часть микросхем прикрыта радиаторами для нормализации температурного режима, влияющего на качество звучания

Платы выполнены качественно, к монтажу претензий нет, кроме местами не смытых остатков флюса, что, впрочем, не всегда является обязательной процедурой. Питание реализовано грамотно. На входе стоит фильтр, защищающий от сетевых помех; цифровую и аналоговую часть питают отдельные линии, каждая из которых имеет свои стабилизаторы и фильтры. В аналоговой части балансная схемотехника прослеживается от микросхем ЦАПа до соответствующих выходов. Мощные микросхемы для лучшего теплоотвода прикрыты радиаторами.

Вскрытие показало и причину странного расположения разъемов SPDIF: устройство скомпоновано очень плотно и им просто не хватило места на плате. Иных компромиссов в конструкции мне разглядеть не удалось.

Нейтралитет

Тональный баланс можно охарактеризовать как нейтральный. Поначалу было ощущение, что верхние частоты звучат чуть тише и мягче, чем обычно, но это исключительно психоакустический эффект. Чистый верх, как и чистый воздух, порой просто не замечаешь. Сменив несколько пар наушников, я убедился в том, что сам по себе Topping DX7s не меняет характера звучания даже при работе с весьма сложной нагрузкой вроде планарно-магнитных моделей. А если в звуке есть какая-либо выраженная окрашенность — это заслуга наушников, но не усилителя или ЦАПа, они играют строго по партитуре, без каких- либо лирических отступлений и акцентов.

Суммарная емкость конденсаторов в блоке питания — 9900 мкФ, чего в теории хватило бы и на усилитель мощности в добрую сотню Ватт

Микродинамика, как и детальность, у Topping DX7s хороши, а с макродинамикой, как мне показалось, не все идеально, во всяком случае, на симфонической классике и прогрессив-роке звучание некоторых композиций кажется излишне спокойным и сдержанным, без должной амплитуды. Что, впрочем, не мешает в целом воспроизводить музыку широко и масштабно. Даже если наушники подключаются к обычному выходу, сцена получается объемная. Ну а если удастся разжиться балансным кабелем — можно получить звуковую картину с невероятным ощущением пространства.

Солидный запас мощности, которым обладает встроенный усилитель, ощущается в первую очередь в хорошем контроле низких частот. Даже капризные наушники выдают четкий и упругий бас, что позитивно сказывается на звучании рока, металла, хип-хопа и танцевальной электроники.

Качество монтажа и комплектующих нареканий не вызывает

Низкоимпедансная нагрузка — единственное, чего не любит Topping DX7s. Небалансный выход теряет контроль над ситуацией с моделями, имеющими импеданс порядка 20 Ом и ниже. Начинают заметно расти искажения, и НЧ-диапазон выходит из-под контроля. Балансный выход имеет смысл нагружать моделями с еще более высоким импедансом — от 50 Ом и выше. Благо, выходной мощности у аппарата достаточно, и даже 600-омные «Баеры» к нему можно подключать смело.

Взвешенность

Любой музыкальный материал Topping DX7s воспроизводит аккуратно, взвешенно, без окрашенности и искажений, вследствие чего хорошо справляется с музыкой любых жанров, включая самые сложные композиции. Он не выпячивает недостатки записей и лоялен даже к МР3, а Deezer и Яндекс.Музыка звучат в его исполнении вполне сносно. При использовании премиум-аккаунтов с повышенным (до 192-320 кБит/с) качеством звучания, разумеется. Но по-настоящему музыкальным звучание становится даже не с CD-качеством, а с файлами Hi-Res. Просто потому, что в высоком разрешении музыка лучше раскрывается, звучит живее, выразительнее, богаче мелкими нюансами и оттенками.

Topping DX7s является полностью оригинальной разработкой, о чем говорят и фирменные платы, и отсутствие на рынке схожих по компоновке аналогов

И реальный потенциал устройства стал совершенно очевидным, когда дело дошло до DSD. Тут-то Topping DX7s показал себя во всей красе, обеспечив исключительно живой, реалистичный и аналоговый по своему характеру саунд. Кстати, повлиять на характер звучания можно и с помощью цифровых фильтров. Разработчики реализовали семь настроек, одна из которых, насколько я понял, является авторской. Мне, впрочем, больше понравились стандартный аподизирующий и фазолинейные фильтры, как звучащие наиболее чисто, прозрачно и сбалансированно. При желании звуку можно добавить жесткости или, наоборот, сделать его предельно мягким и округлым.

Выводы

При весьма доступной цене Topping DX7s нельзя назвать собранием компромиссных решений. Скорее наоборот, это достойный представитель мира Hi-Fi, который можно ставить в пример другим. Таким образом, реальных конкурентов на отечественном рынке у Topping в принципе и DX7s в частности не так уж и много. В полной мере могут с ним тягаться разве что земляки: SMSL, Yulong и прочие азиатские бренды с труднопроизносимыми названиями, но вполне приличной по звучанию аудиофильской продукцией.

Роль ложки дегтя в данном случае взяли на себя торчащие наружу разъемы SPDIF и весьма странное управление, напомнившее мне те прекрасные вечера, когда я мучался с перепрошивкой своего планшета. Но будем объективны: продукция именитых европейских и американских брендов порой оказывается не менее проблемной.

Хорошо сбалансированное, чистое и детальное звучание, компактные размеры, богатый набор входов и выходов, возможность настройки цифрового фильтра

Неудобная ручка громкости и алгоритм управления в целом

Topping DX7s

32 000 рублей

Диапазон частот: 20-20000 Гц (+/- 0,35 дБ)

Максимальное разрешение цифрового потока: PCM 32бит/768кГц, DSD512

Входы: USB-B, AES/EBU, коаксиальный, оптический

Выходы: балансный и небалансный для наушников, балансный и небалансный регулируемые, коаксиальный

Балансный выход для наушников:

Искажения: 0,003% (в диапазоне 20-20000 Гц, на 32 Ом и 515 мВт)

Соотношение сигнал/шум: более 120 дБ

Разделение каналов: 129 дБ

Выходное напряжение: 16,2 В на 32 Ом; 36,2 В на 300 Ом

Выходная мощность: 1000 мВт на 32 Ом; 546 мВт на 300 Ом

Выходной импеданс: 20 Ом

Импеданс наушников: 32-600 Ом

Небалансный выход для наушников:

Искажения: 0,007% (в диапазоне 20-20000 Гц, на 32 Ом и 515 мВт)

Соотношение сигнал/шум: более 121 дБ

Разделение каналов: 124 дБ

Выходное напряжение: 13,3 В на 32 Ом; 18,7 В на 300 Ом

Выходная мощность: 690 мВт на 32 Ом; 146 мВт на 300 Ом

Выходной импеданс: 10 Ом

Импеданс наушников: 16-300 Ом

Аналоговый выход:

Искажения: 0,0006% (в диапазоне 20-20000 Гц)

Соотношение сигнал/шум: более 122/123 дБ (небалансный / балансный)

Разделение каналов: 127/133 дБ (небалансный / балансный)

Выходное напряжение: 2/4 В (небалансный / балансный)

Выходной импеданс: 100/200 Ом

Габариты: 250х205х50 мм

Масса: 1,95 кг