Все началось с того, что мне разонравилось изображение на проекторе, перед которым я раньше стоял на коленях. Не знаю, возможно, старческое, или просто лампа «плывет», но какими-то грязноватыми сделались тени. Мысль о видеотерроре калибровкой не раз посещала меня долгими зимними вечерами. Тем более в доме давно хотелось единообразия картинки дисплеев.
Оговорюсь сразу, профессиональные инсталляторы с Klein за полмиллиона могут дальше не читать. Этот разговор продолжится в сугубо бытовом поле — как дилетантам контролировать свои видеоустройства с минимальными вложениями?
Для самых нищих различные тестовые программы и диски предлагают это сделать на глазок: «Выставите яркость так, чтобы все серые, а затем белые клинышки были видны…», ну и так далее. Будем считать, что подобными процедурами все уже наигрались, останавливаться на них не будем. Калибровкой дисплеев также интересуются граждане-фотографы и цветокорректоры. Для этих нужд они используют специальные колориметры, как правило, производства Spider или X-Rite. На ebay мною была выбрана модель X-Rite ColorMunki Display за 150 долларов. Устройство, внешним видом напоминающее компьютерную мышку с грузиком, вешается на экран и считывает изображение шаблона, сравнивая его с генерированными цветовыми координатами. О каких координатах идет речь?
![](http://img.stereo.ru/Andrey/9e0f6e7addf53d0ca48fb875a7a20380.jpg)
Система цветопостроения RGB (красный-зеленый-синий) взята не с потолка. Светочувствительные колбочки в наших глазах работают с тремя длинами волн. Прямо как радиоприемник! Коротковолновое излучение относится к фиолетово-синему спектру. Среднюю волну демонстрирует зелено-желтый раздел. Самые длинные волны у красного, а дальше в инфракрасном диапазоне мы уже не видим, равно как и в коротком ультрафиолете. Сочетание в разных долях красного, зеленого и синего цветов образует все богатство красок, которое нас окружает.
Колориметр передает управляющему софту увиденное. Серые и цветные квадратики оказываются не в полной мере серыми и цветными, на основании чего строятся графики отклонений от эталонных значений. Протокол RGB представляет цвета сухим языком цифр: в виде системы координат с тремя осями XYZ. Каждому базовому цвету дозволено иметь значение интенсивности (яркости) от 0 до 255. Соответственно, абсолютно черный цвет в данной модели будет описан как 0; 0; 0, а чистый белый как 255; 255; 255.
![](http://img.stereo.ru/YG/93997df86b1428065de5bce2732fef35.jpg)
Стандартом точки баланса белого принято считать значение цветовой температуры дневного света 6500 Кельвин, вокруг которой пляшет фото- и видеопроизводство. Выше 6500К цвета делаются холоднее, а ниже —теплее. Почему зима и лето получаются «наоборот»? Имеется в виду не погода, а цвет накаливания условной вольфрамовой спирали — от красного к белому.
Все происходит довольно просто, если вы калибруете монитор или проектор, источником видео в котором является собственно компьютер. После замеров софт колориметра насильно прописывает видеокарте новый профиль, где учитываются штатные перекосы цвета, яркости и контраста. Понятное дело, не всем это помогает на 100%. Например, у большинства ноутбуков, включая тот, на котором пишутся эти строки, матрицы далеки от совершенства и физически не в состоянии адекватно охватить весь диапазон цветов и яркостей. Сами отклонения характеристик очень редко носят линейный характер. Часто бывает, что темные участки матрицей отображаются в холодном, а светлые — в теплом спектре, или наоборот. Это как у птички — вытащила клюв, хвост застрял, выдернула хвост — теперь клюв увяз. Программа-калибратор утрясает эти несчастья как может, формируя более-менее приемлемую картинку, как правило, за счет снижения яркости.
![](http://img.stereo.ru/YG/5ee75088b644602a5519e0e78f50a379.jpg)
Но что делать, если источником видео у вас является медиаплеер и о ISF-калибровке остается только мечтать? Тогда придется учиться интерпретировать полученные данные замеров, а дальше лезть в доступные настройки и ручками-ручками…
Штатное ПО к модели ColorMunki Display проводит автокалибровку, но при этом не имеет обратной связи — не рисует графиков цветового локуса, кривых и прочего аналитического добра, над которым хочется поразмыслить. Подобные возможности присутствуют в софте старшей модели X-Rite i1Display Pro, использующей аналогичный оптический блок, но стоит на сто долларов дороже. Мир не без добрых людей — среди энтузиастов популярна бесплатная программа ColorHCFR, из которой можно получить исчерпывающие отчеты возможностей дисплеев и проекторов. К слову сказать, ее часто используют в тестах видеотехники. Итак, приступаем к ее загрузке.
В ColorHCFR прошиты собственные шаблоны, но желательно все-таки ориентироваться на тот источник, с которым в дальнейшем будет работать наш дисплей или проектор. Сами разработчики рекомендуют в качестве внешнего носителя “Digital Video Essentials: HD Basics” на Blu-ray. В сети несложно найти как копию, так и куски этого издания с соответствующими тестовыми изображениями.
![](http://img.stereo.ru/YG/be951f9da957ac2a940660872df9dc5e.jpg)
При запуске ColorHCFR уточнит этот момент (использовать внешние или собственные тестовые изображения?), а также процедуру замера. В случае с телевизором следует повесить на него колориметр, чтобы он прижимался прямо к поверхности дисплея. В моем случае с проектором, колориметр был закреплен на штативе перед экраном таким образом, чтобы не считывать собственную тень. Для наибольшей точности последующих измерений, в разделе “Digital Video Essentials: HD Basics” запускался шаблон 100% белого. В это время ColorHCFR в реальном режиме через колориметр снимал и показывал величину светового потока — больше-меньше, пока не определялось наилучшее (в плане максимальной светоотдачи) размещение штатива с колориметром. Теперь можно было приступать к серым клинышкам.
Программа ColorHCFR просит запустить по очереди образцы от 0 (черного) до 100 (белого) с шагом 10IRE, т.е. добавляя по 10%. На каждом шаге производятся замеры яркости и уровня трех цветов, что впоследствии ляжет в основу нескольких наглядных графиков. Рассмотрим, что получилось. High-end проектор выглядел более-менее благополучно, поэтому для наглядности артефактов я специально привожу измерения базовых показателей дисплея немолодого, но мощного ноутбука Sony.
![](http://img.stereo.ru/YG/9261e339e974f3fdc29b40d638265535.jpg)
Первый график (Luminance) показывает световую отдачу при увеличении уровня белого в сигнале (ось Х). Референсный график обозначен белым пунктиром, и мы можем сравнить с ним фактические значения желтой кривой. На первый взгляд, все в порядке: реальный отклик матрицы всего чуть-чуть не дотягивает до референсного уровня и соответствует ему на максимуме белого. Графики дисплеев с проблемами динамического диапазона выглядят как сколиозный позвоночник: не спешат светлеть в тенях, зато с ростом яркости, наоброт, рано перебарщивают и клиппируют детали в светлых участках. Но и этот Sony хвалить рано.
![](http://img.stereo.ru/YG/381ea7d3afc9bac6d4053f429918cde4.jpg)
Если включить на этом графике раздельную отдачу по трем каналам, виден крепкий избыток по синему и недосвет красного. Типичная ситуация с современными дисплеями, да и вообще с любыми источниками света вплоть до LED-лампочек — ведь в холодном спектре проще обеспечить требуемую яркость. Обратите внимание, что зеленый цвет находится в балансе: он вообще считается опорным и даже на совсем кривых дисплеях никогда не имеет серьезных отклонений.
![](http://img.stereo.ru/YG/93145564200416f5cceab5663ed07ea7.jpg)
График (Gamma) описывает контроль яркости картинки, т.е. насколько быстро кривая яркости выходит из темных участков. В теле- и киноиндустрии классическим значением гаммы мониторов является 2.2. Если кривая гаммы вашего дисплея будет выше — значит и само изображение будет ярче, черный глубже, но за счет потери деталей. При низком значении гаммы детали в тенях останутся, но сами тени будут недостаточно темными, а картинка начнет выглядеть плоской и малоконтрастной. Как видим, более-менее дисплею Sony это удается. Смотреть, что происходит по каналам, здесь не будем, нагляднее это сделать на следующей диаграмме — RGB levels.
![](http://img.stereo.ru/YG/1ba20ab84fd45a4f70008f658bbd57aa.jpg)
Этот график показывает разбаланс трех основных цветов в зависимости от яркости, а величину суммарного отклонения от референсного значения 6500 К описывает пурпурная кривая. Вы видите, что творится? Красный ниже ватерлинии, синий улетел куда-то в космос. Нам же надо, чтобы они максимально близко совпадали друг с другом, а величина ошибки не превышала значения 10, а в идеале 3-4. А то получается, что формально общая гамма хорошая, но рассчитывать на правильный баланс белого не приходится.
![](http://img.stereo.ru/YG/fb333585cdbca461a836606736fa0ab8.jpg)
Диаграмму цветового охвата любят приводить при тестированиях телевизоров, но вообще, чтобы толком судить об отклонениях от референса, следует увеличивать координатную сетку. В любом случае, информация для наших целей там избыточная, и я даже не буду тратить на это время. Повторюсь, самый важный фидбек для нас дает предыдущий график уровней RGB. Вот опираемся на него и стремимся к максимальной близости к значениям координат X = 0,313 и Y = 0,329 на всем промежутке от черного до белого. Запомните эти цифры. Это и есть наш Грааль — точка белого 6500 Кельвин.
![](http://img.stereo.ru/YG/f1e01716bab4c5fd23187b9af96b2216.jpg)
Продолжение следует