Японский джаз всегда был и остается одной из самых малоизвестных и малоисследованных областей в музыкальном мире. В 1970 годах рупором джазовой сцены страны Ниппон выступал лейбл The Three Blind Micе (ТВМ). Поводом для создания этой публикации стало переиздание знаковой дебютной пластинки Kosuke Mine Quintet, 1 июня 2017 года выпущенной под эгидой Le Tres Jazz Club. И не только.
За послевоенные полвека Япония превратилась в международный музыкальный центр. По объему внутреннего рынка записанной музыки страна в то время занимает второе место в мире. Первым из японских исполнителей джаза, получившим международное признание за свой стиль игры, был Fumio Nanri (1910-1975). В 1929 Фумио ездил в Шанхай, где играл с Teddy Weatherford, а в 1932 году он гастролировал в США.
На конец 50-х годов и последующие два десятилетия приходится расцвет японского джаза, в особенности таких направлений, как avant-garde и free jazz. Но одно можно сказать уверенно: большинство японцев предпочитают музыку в исполнении фортепианного джазового трио. Наши герои из ТВМ внесли свою лепту, малую по объему, но весомую по результату. Начало творческой деятельности создателей лейбла The Three Blind Micе — рубеж 60-70-х. К этому времени будущие звезды японского джаза Цуёши Ямамото и Исао Судзуки вернулись домой из Штатов.
Основная активность The Three Blind Micе пришлась на период с 1970 по 1978 годы, в 1995 году вышло юбилейное переиздание самых значимых альбомов. Что происходит с лейблом сейчас, сказать сложно. Новых записей не было уже очень и очень давно, и непонятно, будут ли они когда-то вообще. Полного каталога нет и сайта тоже. Материалы Википедии рассматривать в качестве исчерпывающих невозможно, многое там отсутствует.
Интересно другое — при сравнительно небольшом количестве изданных пластинок, среди них велик процент исключительно интересных, неординарных записей, с участием выдающихся японских музыкантов. И вот внезапно — дебютный релиз Kosuke Mine Quintet лейбла Three Blind Mice получил первое за 45 лет виниловое переиздание без ремастеринга!
И почти сразу же мной было обнаружено июньское переиздание TBM-39 альбома «Green Caterpillar», записанного Masaru Imada Trio +2. Совместная работа с гитаристом Kazumi Watanabe. Это редчайшее издание, найти виниловый подлинник в хорошем состоянии сложно и дорого! А тут всего-то £19.99 на английские деньги.
Le Tres Jazz Club — лейбл, основанный в 2017 году некими Fuzati (Klub des loosers) и Elvin Pagiras (Modulor) специально для переизданий редкого джазового винила. Более никаких подробностей нет, кроме анонсирования тиража первого пресса в 500 экземпляров.
Вообще-то это не первый случай переизданий винила от ТВМ — известен в узких кругах бокс-сет от Impex Records «The Three Blind Mice: The Finest of Audiophile Jazz - 45 Box» c Цуёши Ямамото и Исао Судзуки, изданный всего в 3000 экземпляров. Однако там к исходным мастер лентам была приложена рука Стива Хоффмана и Acoustec, знатоки первопрессов уверяют, что звук классный, но не тот.
Но вернемся к первопричине. По форме музыка переизданий представляет собой качественный джазовый мейнстрим, но только если сильно обобщать. Это совсем не тот формат джазовых англо-саксонско-афро-американских трио, здесь все иначе: при сохранении привычной формы, авторская подача получается намного ближе к музыке как искусству, а не ее утилитарному проявлению. В деталях — интересная запись, с изящными вкраплениями авангарда, на уровне музыкального юмора, также явно слышно влияние традиционных японских музыкальных мотивов.
И тот и другой альбомы звучат достойно, при переиздании не ставилось цели переделать исходное звучание. Оригинал звучит чуть более сумбурно и не так стройно, но живости и эмоциональности у него немного больше. Впрочем, это мое личное и весьма субъективное мнение. Вообще, самый первый ТВМ звучит явно по-другому, и, пожалуй, звукоинженеры нашли свой звук примерно к десятому изданию. Все это очень относительно. Переиздание обладает более точным и выверенным, но чуть отстраненным звуком.
Следует отметить, что Йошихико Канари (Yoshihiko Kannari), основной звукоинженер студии TBM, фигура совсем не публичная, тем более отец-основатель ТВМ — Такеши Фудзи, президент и продюсер TBM (Takeshi «Tee» Fujii). Информацию о том, как, где и на чем записывали, приходится собирать по крупицам. Использовались часто помещения и аппаратура AOI Studio в Токио и японского филиала компании EMI.
Какой вариант выбрать для коллекции, решить непросто. Я выбрал бы оба, правда, стоит учесть тот факт, что и оригиналы — большая и весьма недешевая редкость, а новодел стремительно превратится в раритет.
Последующие альбомы этих музыкантов не менее интересны и представляют собой различные эксперименты с джазовым звучанием, но эксперименты весьма удачные и вошедшие в историю современного джаза. Прекрасный альбом вышел у Косуке через год — «Yellow Carcass in the Blue with Kimiko Kasai» (Three Blind Mice, 1971), а Масару выпустил на ТВМ еще несколько альбомов, включая шедевральный «Alone Together», дуэтом с George Mraz!
В завершение, уважаемое сообщество, довожу до вас, что в цифре, в формате Hybrid SACD, начиная с августа 2017 года, компания Sony выпустила около тридцати переизданий ТВМ с максимальным сохранением характера звука первоисточника.
Удачной охоты!
Ранее я уже писал о материалах ТВМ Лейбл «Three Blind Mice»: дороги самураев