История немецкой компании Scheu Analog началась более 20 лет назад. И как это часто бывает, началась она с одного человека — Томаса Шоя (Thomas Scheu), инженера и музыканта, увлеченного разработкой проигрывателей виниловых пластинок. Первую вертушку Томас сделал для себя в 1985 году, потом совершенствовал и дорабатывал другие модели, и в какой-то момент увлечение стало большим, чем просто увлечение — Томасу посчастливилось соединить хобби и работу. Впрочем, это неудивительно — конструкции, придуманные Томасом, заметно отличались от большинства проигрывателей, которые в то время были на рынке.
С момента, когда хобби стало еще и бизнесом, прошло совсем немного времени — разработки Томаса Шоя быстро получили признание ценителей и профессионального сообщества. А дальше — дальше истории могло и не быть вовсе, что нередко случается с маленькими компаниями, в которых все сосредоточено вокруг отца-основателя. Томас Шой рано ушел из жизни, и его маленькая компания перешла к супруге, Уле Шой. Однако удивительным образом Уле смогла не только продолжить развивать компанию, но и сохранить инженерное направление, заложенное Томасом.
Так уж сложилось, что новые модели Scheu Analog появляются крайне редко, а те, что прижились, в каталоге выпускаются не годами, а десятилетиями. И изучая каждую модель в отдельности, пожалуй, можно согласиться с идейной правотой такого подхода — конструкции у Scheu Analog получаются цельными, выверенными. Но, конечно, со своей спецификой, которая почти безошибочно угадывается в каждой вертушке практически с первого взгляда.
Сейчас в каталоге Scheu Analog несколько проигрывателей виниловых пластинок, тонармы, головки звукоснимателя и аксессуары. Головки для компании делает по заказным спецификациям Benz-Micro — этого особо никто и не скрывает (впрочем, чего тут зазорного, производство головок — совершенно отдельная история). А раз уж производитель Benz-Micro, то никаких ММ головок, только МС, причем по предпочтениям Scheu Analog — только в вариантах с низким выходом.
В каталоге аксессуаров Scheu Analog есть увесистый клемп со встроенным уровнем (явно рассчитанный на старшие модели), полезные мелочи, типа пылезащитных крышек (которых как раз нет для старших моделей) и, что вызывает отдельный интерес, выносной мотор такого же типа, что идет с топовыми моделями. То есть мотор можно приобрести отдельно и поставить с каким-то другим столом — производителей с таким предложением можно по пальцам пересчитать.
Проигрыватели Scheu Analog имеют разные конструкции, но есть несколько особенностей, которые прослеживаются у большинства моделей. Во-первых, использование акрила в качестве основного материала для большинства моделей. К тому же акрила, исключительно качественно обработанного. В разных источниках встречается информация, что акриловые детали Scheu Analog делает не только для себя, но и для некоторых других производителей пластинок.
Во-вторых, подшипники очень высокого качества — мощные силовые конструкции, способные выдержать значительно большую нагрузку. И так же ходят слухи, что подшипники их производства встречаются и в устройствах под другими брендами.
И в-третьих, моторы и вообще тип привода. У большинства вертушек Scheu Analog моторы выносные и рассчитаны они не на пассик, а на мононить. Такой тип привода несколько капризнее в эксплуатации, но имеет ряд существенных (и объективно слышимых) преимуществ по сравнению с традиционным резиновым пассиком.
И четвертая характерная особенность — исключительно жесткая конструкция столов, в которой нет места никаким демпфирующим вставкам, пружинам и прочим подобным элементам. Разберем эти принципы применительно к модельному ряду Scheu Analog.
Номер два
Флагманский проигрыватель называется Das Laufwerk No.2. Когда-то был и No.1, но впоследствии из двух моделей осталась только одна. Внушительных размеров 38-килограммовая конструкция почти целиком изготовлена из акрила. Массивное акриловое основание (черное матовое или прозрачное на выбор) устанавливается на поверхность при помощи трех регулируемых ножек-опор. Каждая из них, в свою очередь, может стать местом крепления базы для тонарма — при желании на проигрыватель устанавливаются все три тонарма, а заказать установочные базы можно практически под любой из существующих тонармов.
Акриловый прозрачно-матовый диск проигрывателя имеет толщину 80 мм и массу 7,5 кг. Для обеспечения вращения используется мощный инвертированный подшипник с керамической вставкой в точке опоры, стальным шкивом и бронзовыми стаканом и основанием шкива. Традиционно для подшипников Scheu предусмотрена система смазки, не требующая разборки подшипника, в самом центре шпинделя проигрывателя есть отверстие, упрощающее эту процедуру.
Мотор у Das Laufwerk No.2. выносной, двухскоростной, с отдельной регулировкой каждой скорости. Для передачи вращения можно использовать как пассик, так и мононить, но предпочтительнее вариант с мононитью. Помимо всего вышесказанного, у Das Laufwerk No.2. есть пара интересных особенностей. У модели существует заказная версия, когда стол изготавливается не из акрила, а из сланца — природного камня. Вдобавок есть варианты материалов базы под тонармы: акрил, бронза или тоже сланец.
Три премьеры
После старшей модели в каталоге располагается не еще один конкретный проигрыватель, а целое семейство Scheu Analog Premier (тест на Stereo.ru).
У этих аппаратов нет как такового стола, лишь маленькая алюминиевая конструкция-основание, засыпанная демпфирующими гранулами. На этой конструкции закреплен подшипник, она же служит креплением для баз тонармов.
Всего в семействе Premier три проигрывателя: MKII 9″, MKII 12″ и MKIII. Первая модель рассчитана на одну базу под 9-дюймовый тонарм, вторая — на один 12-дюймовый, а на третью можно установить сразу два тонарма длиной до 12 дюймов. Самые разные базы (из акрила) доступны на заказ. Плюс для любой из трех моделей Scheu Analog Premier есть возможность выбирать высоту диска (при этом будет разница в размере подшипника и разница в установочных проставках для баз тонармов): 50-мм акриловый диск весом 4,5 кг или 80-мм весом 7,5 кг. Мотор у всех вертушек Scheu Analog Premier выносной, с раздельной регулировкой скоростей, рассчитанный на использование мононити для передачи вращения.
Розовый бриллиант
Проигрыватель Scheu Analog Diamond (тест на Stereo.ru) – самостоятельная величина. В чем-то он похож по конструкции на Das Laufwerk No.2. и одновременно на ранее выпускавшийся Das Laufwerk No.1. Но есть и значимые отличия. У Scheu Analog Diamond стол легче и тоньше, диск ставится только 50-миллиметровый весом 4,5 кг, а выносной мотор, как и у моделей Premier, с мононитью.
Возможности по выбору и установке тонармов широкие — как и у топового Das Laufwerk No.2., можно установить до трех тонармов, используя самые разные базы. От старшей же модели позаимствована и идея кастомной заказной версии Diamond Slate со столом из сланца. Но есть у Diamond и нетипичная дизайнерская опция — акриловый стол предлагается даже в розовом цвете, благо материал это позволяет.
Вдобавок можно выбрать отделку диска: матированный прозрачный акрил или просто прозрачный. Таким образом Scheu Analog Diamond сочетает в себе и откровенную дизайнерскую составляющую, и функционал добротного взрослого проигрывателя класса High End. Такое, кстати, не так уж часто встречается, обычно или одно, или другое.
Струнная классика
Модель Scheu Analog Cello долгое время была младшей у производителя. Аккуратный, внешне лаконичный проигрыватель с акриловым столом (прозрачным, черным, синим или красным). Диск у Cello акриловый, тоньше чем у старших моделей, — 30-миллиметровый, весом 2,5 кг. Мотор у этой модели не выносной, он встроен в одну из трех ножек-опор. Однако привод по-прежнему рассчитан на мононить. Стол предполагает установку только одного 9-дюймового тонарма, но имеет сменную акриловую базу. Есть комплектации стола с предустановленным на заводе тонармом Rega или с тонармами из собственной линейки Scheu Analog.
Буквально год-два назад на модели Cello все и заканчивалось, но потом появилась новое семейство проигрывателей Scheu Analog Cello Classic Line. В нее входят три модели: Basic, Evolution и Timbre. Одинаковые у этих моделей только 30-миллиметровый диск весом 2,7 кг и традиционный для Scheu Analog мощный и качественный инвертированный подшипник с керамическим шариком. У моделей Basic и Evolution стоят одинаковые выносные моторы, и в качестве предустановленного на заводе тонарма использована модель Rega RB 202, только в одном случае с головкой Ortofon Super OM 10, а в другом Audio-Technica AT 100E. Отличается у столов дополнительная демпфирующая засыпка, при схожих размерах стола и параметрах диска Evolution на 2 кг тяжелее своего предшественника.
Особняком в этой линейке расположился проигрыватель Scheu Analog Cello Classic Line Timbre. Отличий в его конструкции намного больше. Первое и основное — конструкция стола. Он состоит из двух слоев: нижнего из МДФ с отделкой шпоном и верхнего, сделанного из камня-сланца. Между слоями проходит тонкая прослойка из пробки. Соответственно и вес стола значительно больше и ножки в виде конусов массивнее. Выносной мотор у этой модели такой же, как у проигрывателей линейки Premier — собран в увесистом металлическом корпусе с раздельной регулировкой для каждой скорости. База под тонарм съемная, установить можно только один 9-дюймовый тонарм, а штатная база в поставке рассчитана на собственные тонармы.
Подведем итог. Проигрыватели Scheu Analog сочетают необычную внешность и конструкцию, они требовательны к настройке. Качество работы со звуком подчас превосходит более дорогие модели конкурентов. Такие результаты достигаются правильным подбором материалов, точностью их обработки, а также общей конструктивной корректностью, будь то подшипники или привод с мононитью.
Одна опора
Свои тонармы компания производит давно. Они, как и проигрыватели, имеют ряд характерных особенностей — однажды увидев такой тонарм, ни с каким другим его уже не спутаешь. Тип у всех трех моделей от Scheu Analog — одноопорный. Соответственно это статически сбалансированные тонармы, без какого-то дополнительного демпфирования. Отметим, что тонармы хлопотны в настройке, но откликаются на ее точность чистым и динамичным звучанием.
К особенностям стоит отнести факт того, что у всех тонармов Scheu Analog (кроме Cantus) есть регулировка антискейтинга при помощи грузика, перебрасываемого на леске через блок. Все модели собираются на заводе с неразъемной проводкой — от разъемов для подключения головки до выходных RCA-разъемов, которыми разделан кабель. Провода во всех случаях не экранированные. Эт,о с одной стороны, делает более критичной установку проигрывателя в зависимости от прочих компонентов системы, с другой — это лучше для звука. Другими словами, чтобы не было фона и наводок надо внимательнее отнестись к месту расположения проигрывателя и фонокорректора.
Все тонармы Scheu Analog требуют бережного аккуратного обращения еще по одной причине — привычного держателя в конструкции нет, трубка тонарма в положении покоя просто лежит на поводке микролифта — в сочетании с одноопорным поворотным механизмом это явный повод для внимательного и аккуратного обращения.
Внизу модельного ряда поместился тонарм Scheu Analog Classic MKII. Выпускается он в двух модификациях — 10-дюймовый, с эффективной массой 11 г и 12-дюймовый, с эффективной массой 14 г. В основе конструкции тонарма не трубка, а металлический П-образный профиль, что обеспечивает должную жесткость и определяет его резонансные свойства. Из регулировок есть все необходимое: настройка высоты, настройка азимута (без которой вообще невозможно представить одноопорный тонарм) и настройка антискейтинга. Прижим и азимут регулируются независимо, что упрощает настройку. Металлический профиль тонарма окрашивают черной или красной краской. Но это только внешность, а по свойствам 12-дюймовая версия попадает в список тонармов с наилучшим соотношением цены и качества.
Следом идет модель Scheu Analog Cantus. Основная особенность конструкции этого тонарма в том, что вместо трубки здесь применена рама-каркас, вырезанная из цельного листа черного или прозрачного акрила. Модель Cantus выпускается в 9 и 12-дюймовой версии. Антискейтинга у нее, по примеру тонармов старой школы, нет вовсе, а настройка прижима и азимута осуществляется при помощи одного вольфрамового грузика-эксцентрика, что немного усложняет процесс.
Старший тонарм в модельном ряду Scheu Analog Tacco MK II выпускается в 9- и 12-дюймовой модификации. Принцип работы — одноопорный, однако в отличие от Classic и Cantus в конструкции опорного механизма присутствуют не только твердые сплавы металлов, туда еще добавлен искусственный сапфир. Трубка изготавливается из дерева, причем можно выбрать из нескольких разновидностей. Понятно, что свойства разной древесины (пусть даже вся она ценных твердых пород) различаются, поэтому в зависимости от вида эффективная масса варьируется от 14 до 16 г. Прижим и азимут этой модели легко настраивается: один вольфрамовый грузик служит для настройки прижима, второй — эксцентрик для настройки азимута.
В целом тонармы Scheu Analog далеко не самые простые, однако их свойства и характер с лихвой перекрывают некоторую капризность и специфику настройки. Они хорошо сочетаются по идеологии с проигрывателями, что, впрочем, не запрещает устанавливать на столы тонармы Scheu Analog других производителей (благо базы позволяют очень многое), так и использовать тонармы Scheu Analog на каких-то других проигрывателях.