Мир прямо сейчас охвачен бумом фестивалей и киноклубов. Задаюсь вопросом, почему.
С момента зарождения мировой кинофестиваль был во многом явлением политическим. Например, в Москве и Венеции 30-х годов прошлого столетия. Позже фестивали – оплот массовой культуры, с их помощью в послевоенное время затягивают в кинотеатры ускользающих зрителей. Но никогда как сейчас мир не видел такого fest-бума.
Это похоже на отчаянное стремление противостоять гегемонии прокатных компаний и неприступному голливудскому конвейеру. А возможно, хочется верить, причина в безумной тяге к творческой самореализации, подкрепленная свободными границами, наличием интернета (да не наступит никогда блокировка рунета 🙏) и худо-бедным знанием иностранных языков.
В любом случае, зрителю наших дней определенно везет — можно ежедневно смотреть уникальные работы. И часто совершенно бесплатно. По сути современные фестивали (не берем Оскар и другие именитые собрания) – это единственное место, где показывают авторское, некоммерческое и прочее «другое» кино.
Никто не знает, сколько в России проходит кинофестивалей, и Википедия, увы, серьезно ошибается с количеством.
Тематика фестивалей порой настолько узкая, что вы вряд ли узнаете о мероприятии, если не будете состоять в закрытом сообществе эзотериков, путешественников или фанатов экологии. Но если доведется увидеть анонс, рекомендую заглянуть хотя бы на один показ.
Каждый фильм таких собраниях, особенно, если фестиваль международный – срез культурных особенностей, штрихи к национальной идентичности.
Поясню свою позицию на примере кинофестиваля фильмов о еде «Амброзия», который я посетила на прошлых выходных в Москве.
🎥 Первый фильм в моем списке – Backyard Chefs от женщины-режиссера из Кашмира по имени Mehvish Rather. Мевиш проживает на спорной территории между Индией и Пакистаном, где блокируют интернет и перемещения. Документальный фильм о традиционной индийской кулинарии чудом попал на кинофестиваль из суверенного индонета, и только за это его стоит посмотреть.
🎥 В комедийном фильме Taste Matts или Вкус имеет значение бразильца Андре Пелленц на кухне ресторана разворачивается романтическая история. Вдохновленный чувствами к возлюбленной и стремлением к славе, знаменитый шеф-повар придумывает оригинальные рецепты, объединяя традиционные бразильские блюда с шаманскими практиками африканского культа вуду. Из Бразилии ожидаемо суматошно, весело и о любви. Кстати, картина стала победителем в номинации «Лучший художественный фильм».
🎥 Американский фильм о религии «Ананасизм»– еще один персональный фаворит. Легко ли поклоняться ананасу? А вы попробуйте!
Жаль, что в качестве эксперта перед показом фильма не выступал основатель религии Дудеизм – это придало бы просмотру особый шарм. (Дудеизм – учение, основанное на философии коэновского Чувака из фильма «Большой Лебовски»).
🎥 В номинации «Лучший короткометражный фильм» победу одержала команда из Дании с историей «Bolobrain» о двух гангстерах, заложнике и спагетти болоньезе.
🎥 Потрясающий, короткий, но емкий документальный фильм о фермерах из Японии, выращивающих самый чистый лед для мороженого, идеально отражает японское мышление, уравновешенность, последовательность.
Мои ожидания, что фильмы о еде — исключительно кулинарные шоу или рекламные ролики, к счастью, не подтвердились. В итоге я погрузилась в культурно-антропологические исследования и получила удовольствие от смеси языков и ароматов, пробивающихся через экран.
Именно для этого, считаю, и нужны кинофестивали, и чем больше их, тем разнообразнее возможности для зрителей.