Очередной кинокомикс от Marvel, «Человек-паук: вдали от дома» (Spider-Man: Far From Home), должен был выполнить несколько задач. Ему следовало как-то сгладить эффект от «Финала», эффектно запустить новую фазу в истории этой киновселенной и стать не хуже предыдущего фильма про паучка, «Возвращение домой» (о том, чтобы стать лучше «Через вселенные», речи не идет).
«Вдали от дома» выходит в самый разгар подачи документов выпускниками школ в вузы, и основная сюжетная линия фильма немного пересекается с этим событием. Питеру Паркеру, шестнадцатилетке, у которого все мысли только об однокласснице, предстоит выбрать, как жить дальше — оставаться дружелюбным соседом Человеком-пауком, у которого есть время на учебу и друзей, или же принять на себя ответственность и стать полноценным героем, от чьих действий зависит судьба не района, а всего мира.
То есть ему, как и нынешним абитуриентам, нужно понять, кем он хочет быть, в возрасте, когда психика к этому абсолютно не подготовлена и жизненного опыта для принятия столь важных решений попросту нет. И на него, как и на вчерашних школьников, давят своими ожиданиями взрослые. Питеру, может, действительно хочется болтаться на паутине только между небоскребами Нью-Йорка, поедать мороженое с Эм-Джей и неуклюже целоваться в школьных коридорах, а его тут заставляют мир спасать. И это, конечно, почетная миссия, спасибо за доверие, мистер Фьюри, но Питер, во-первых, не уверен, что подходит для этой роли, а во-вторых, даже сердцем от этого, кажется, далек.
Я люблю, когда герои в фильмах показаны сомневающимися. У Питера — самый настоящий синдром самозванца. «Я не герой, — думает он, — я не "Мститель", я так, просто парнишка-паучок, помогаю в меру сил, но что-то серьезное оставьте, пожалуйста, взрослым». А взрослых-то и нет.
Часть из них после событий «Финала» мертва, часть просто находится вне зоны доступа и занимается своими делами, не выказывая никакого желания за что-либо бороться. Вся надежда — на верткого паучка, чьи плечи не готовы выдерживать груз такой ответственности.
Мир пытается понемногу восстанавливаться после событий «Финала», жизнь потихоньку разгоняется, появляются новые враги. И, к счастью, вместе с врагами появляется тот самый ответственный взрослый, на которого можно с чистой душой сложить все полномочия по защите мира от каких-то глобальных угроз и пойти по своим делам. Роль новой отеческой фигуры занял Мистерио, которого сыграл Джейк Джилленхол. Он видится Питеру добродушным, самоотверженным, готовым на все ради достижения своей цели, понимающим, что стоит на кону. И еще у него есть щетина — не такая, как у мистера Старка, но все-таки. И очки с крупными линзами ему идут. Как такому можно не доверять?
Тема поиска себя, своего места в этом мире, необходимость соответствовать чьим-то ожиданиям — пожалуй, именно эта часть сюжета делает фильм максимально близким для современной молодежной аудитории, которая учится слушать свое сердце, а не хор желающих только добра абсолютно левых людей. Хотя преисполненная неловкости и неуклюжести романтическая линия тоже этому немного способствует.
Фасадом для такой достаточно глубокой (по меркам развлекательного кино) философии служит наполненный комичными моментами сюжет с высокотехнологичным «вотэтоповоротом» в середине повествования. Герои путешествуют по яркой, разноцветной Европе, меняют локации безо всякой логики, как в «Джоне Уике», и на фоне этого разноцветья начинает разворачиваться вторая не менее важная тема.
В наш век лживых новостей, алгоритмов Deepfake и других, способных генерировать поддельные тексты, видео и изображения, практически не отличимые от настоящих, вопрос того, что правда, а что нет, становится все более актуальным. Чему и кому можно доверять? Никто не знает. И эта тематика лихо закручивает сюжет во второй части фильма, добавляя ранее комичному и в общем-то пресному повествованию психоделичного экшена, психологизма и даже легких хоррорных элементов.
Обычное, насквозь вторичное начало фильма будто бы усыпляет бдительность зрителя, и потому на контрасте следующий час истории кажется в разы живее, сочнее и актуальнее. Какие там проблемы подростков, о чем вы? Тут такое творится, такое! Масштабное, большое, важное!
Но в это масштабное-большое-важное как раз отлично вплетается Питер Паркер со скачущей по синусоиде самооценкой, даже уже не пытающийся отделаться от ментальной установки «а что люди скажут». В такой момент Питеру, совсем потерявшему себя, нужен кто-то, кто даст цель, скажет, куда идти и что делать. И, к счастью, такой человек находится. Им становится Хэппи Хоган, верный глава службы безопасности Stark Industries и друг Тони Старка, знающий его, как облупленного. Именно Хэппи подталкивает Питера к выбору. Грязно подталкивает, конечно, до грубости слезодавительно. Из серии «Мы купили квартиру неподалеку от МГУ не просто так, сынок, папа очень много для этого работал, он в тебя верит». Ну, хоть AC/DC включили.
В плане экшена очередная серия кинокомикса не сдает — злодеи масштабные, спецэффекты яркие, разрушения экскурсионных красот графичные, неведомые девайсы приятно технологичные и светятся синеньким. Интеграция с современной реальностью у фильма отличная — подростки делают кривые презентации, постоянно проводят прямые трансляции, документируя каждый свой шаг, быстро создают себе кумиров и героев, боятся, нервничают.
Авторы фильма играют на мощной фанатской ностальгии. Повествование из-за постоянных переходов между локациями кажется рваным и скомканным, а сценаристы и монтажеры признались, что финал после просмотра «Финала» им пришлось подкорректировать, чтобы как можно сильнее разогнать эмоциональные качели. Думаю, те, кто «Финалом» проникся, изменения оценили.
Выполнил ли «Вдали от дома» поставленные перед ним задачи? И да, и нет. За привычным уже махачем в этой истории скрывается действительно актуальный подтекст, и за это фильму стоит поставить горстку плюсов — потому что в супергероике такое встречается редко. Эта относительная многослойность и делает его лучше, чем «Возвращение домой». А мир после событий «Финала» продолжает жить — и сюжет это отлично, очень реалистично показывает.
Пожалуй, у Marvel в этот раз получился супергеройский фильм с самой полезной моралью: не верь всему, что происходит вокруг тебя, но верь в себя, свои силы, и доверяй своей чуйке. И все-таки лучше иди на инженерную специальность.