Определение длины кабелей

Определение длины кабелей начинается с компоновки системы, в данном случае размещения акустики и усилителей. Вопрос этот зависит от таких факторов, как: положение зрителя/слушателя, количество зрителей/слушателей, размер и тип техники, наличие свободного места и т.д. На картинках ниже находятся мои размышления о составе и компоновке будущей системы с целью изготовить уже сейчас акустические кабели правильной длины для переподключения центрального канала сначала по би-вайрингу, а чуть позже и по би-ампингу.

Коричневый столбец - стоящий перпендикулярно стеллаж, красная линия - акустический кабель, черная линия - разделитель вариантов

1. До появления идеи об индивидуальной поддержке сабвуфером передних каналов усилитель располагался или на полу, или в верхней части нижнего ряда стеллажа. Желание поставить усилитель на пол или как можно ниже - видимо некий рудимент мышления, связанный с стереосистемой. При открытом размещении компонентов в стереосистеме пол обычно наилучшее по звуку, удобству (подключения) и визуальной составляющей - место для размещения усилителя. Но при закрытой компоновке критерии другие и нужно суметь отпустить и пережить привычку. После появления идеи о дополнении канала сабвуфером (который тоже по привычке размещен на полу) усилитель "пониже" тащит за собой акустику на высоту твиттера порядка 105 см при целевом уровне 95 см. Не является сильно критичным моментом, но с учетом минимального окна для охлаждения усилителя - такой вариант не нравится. Длина акустических кабелей при таком раскладе выходит 38 и 40 см по прямой, что с учетом изгиба на бананы или при использовании лопаток должна гарантировано уместиться в 50 см. Кратчайшая длина кабелей при сохранении акустической обработки в верхней части стеллажа - позитивные стороны этого варианта.

2. Если первый вариант не нравится, что делать? Чтобы попасть в уровень акустики 95 см по твитеру, можно попробовать опустить ее. Но тогда нужно отправить «под нож» или усилитель, или сабвуфер - усилитель уходит первым и переносится на полку над акустикой. Длины кабелей получаются 31 и 86 см, очевидно в таком случае придется разделывать один куском 50 см, а другой 100 см (причем длиннее будет именно кабель на сабвуфер, где длина критичнее). Хуже другое, твитер так и не попадает в нужный уровень, в зависимости от ориентации акустики он снова занимает место или выше, или ниже на те же 10 см. Зато в этом варианте: куча места сверху усилителя для охлаждения (над сабвуфером и акустикой можно сделать миннимум без ущерба чему-либо); может быть меньше длина межблочного кабеля (проложенного по боковым стенам/потолку). Последнее дает выигрыш в суммарной стоимости кабелей в системе (межблок дороже акустического). Итого плюсы варианта - режим работы усилителя, стоимость кабелей, сохранение акустической обработки в верхней части стеллажа.

3. В качестве альтернативного варианта можно перешагнуть через еще одну привычку и отказаться от размещения сабвуфера на полу, подняв его на пару метров над ним. Такая необычная компоновка имеет интересные особенности - при таком размещении сабвуфер размещается на четверти высоты и четверти ширины помещения (в такой же позиции находится акустика), что должно положительно повлиять не только на низкочастотную картину самого сабвуфера, но и ее согласованность с низкочастотной картиной акустики (у них будут равные времена затухания в точках наложения/перехода). Одновременно с этим сабвуфер освобождает нижний ряд стеллажа для акустической обработки для борьбы со стоячими волнами, что дополнительно внесет свой вклад в получение хорошего баса. Твитер акустики будет ровно на 95 см, хотя сделать оба акустических кабеля короткими не выйдет. С учетом размера сабвуфера и места над усилителем длинный кабель выйдет больше 50 см. Более очевидный минус варианта - отсутствие акустической обработки в верхней части стеллажа, но тут по сути происходит обмен.

4. Еще можно сделать ход «конем» и сменив калибр сабвуфера выставить акустику по твитеру на 95 см. Есть и другие ходы «конем»...

На каких условиях выбрать компромисс? Максимально короткие кабели, межблоки и акустические (выливающиеся в том числе в стоимость) - важный критерий качества звука. Но без эксперимента с прослушиванием и измерениями конкретного сабвуфера при конкретном размещении - не объективный настолько, чтобы сделать выбор в его пользу. Тем не менее, ответ на поставленный вопрос с длиной кабелей, найден. Для передних каналов необходимо три акустических кабеля по 50 см и три по 100 см. Поскольку четыре кабеля по 100 см у меня уже есть и сейчас переподключить нужно только центральный канал - мне нужно сделать два кабеля по 50 см, а при смене акустики один 100 см кабель укоротить до 50 см. Так уже сейчас я буду иметь целевую кабельную обвязку без необходимости переделывать ее впоследствии (с минимальными потерями). А пока это будет выглядеть вот так:

Разделка акустических кабелей

Разделываю "четырехжильный" акустический кабель сечением по 2,5 мм2 на жилу в бананы под максимальный размер сечения 6 мм2 с термоусадками 6 и 12 мм и коэффициентом усадки 3 к 1. Из инструментов использую (в порядке применения): линейка, пасатижи, зажимы для бумаг, инструмент для снятия изоляции, ножницы, шестигранник, газовый паяльник. Для акустических кабелей делаю 2 см запаса с каждой стороны дополнительно к заявленной длине на заход в бананы, т.е. 50 см длина получается межу бананами, а не от края до края. Обращаю внимание, что разные производители готовых кабелей по разному относятся к этому вопросу. Поэтому если кабель впритык, при его смене с покупного на покупной можно попасть в ситуацию нехватки длины.

Процесс разделки стандартный, часть инструмента можно было заменить на имеющийся аналогичный. Собственный опыт разделки привел к двум вещи. Первая - зажимы для бумаг очень удобная вещь при разделке кабеля. Если кабель имеет оплетку, то для разделки нужно будет ее сместить из рабочей зоны, чтобы она постоянно не мешалась. Зажим для бумаг идеально фиксирует ее в нужном месте, не давая елозить и вихриться, а заодно ограничивая место разветвления кабеля.

Зачищаю

Скручиваю

Надеваю

Прикручиваю

Вторая вещь из личного опыта - очень удобно усаживать термоусадки газовым паяльником. Покупка инструмента только для этой разовой работы не рациональна, но если иметь газовый паяльник как разнорабочий инструмент для дома, то по сравнению с зажигалкой или спичками разница драматическая. Регулируя мощность теплового потока и контролируя визуально место нагрева (просвечивает из сопла инструмента) получается очень аккуратно усаживать до появления тонкого слоя клея (в случае клеевой) на краях термоусадки, без риска сжечь ее саму или оплетку кабеля.

Длину до точки расхождения на кабелях делаю разной - со стороны усилителя как правило терминалы расположены близко (если не рассматривать подключение в мостовом режиме), в то время как на акустике расстояние очень разное, особенно в случае наличия нескольких терминалов для подключения ВЧ/СЧ секции. Делаю перехлест - с одной стороны кабеля красный провод справа, с другой слева. Это не имеет никакого практического смысла, т.к. на акустике разных каналов терминалы расположены одинаково, а в случае стереоусилителей расположение зеркальное. Но внутреннее чувство перфекционизма перестает теребить и проделанная работа приобретает завершенность.

Потраченный бюджет: 0 руб. (все материалы и инструменты были либо куплены ранее и ждали своего часа, либо подарены коллегами и домашними).