Продолжаем разбирать улов с бременской ярмарки Jazzahead — самого крупного европейского бизнес-мероприятия, посвященного джазовому искусству. Повторюсь, что люди туда приезжают с дисками: кто бы что ни говорил про засилье «цифры» и прочее, все же нормальный релиз — это «физика». Носитель то есть.
Итак, в нынешней подборке джаз исландский (и это не группа Mezzoforte), очередные молодые представители княжества Люксембург, горячее финское варево из рэпа и этники, и — португальцы.
Michel Reis, Marc Demuth, Paul Wiltgen «Once in a Blue Moon»
В предыдущую подборку я включил несколько альбомов люксембургских джазменов, и некоторые, по отзывам читателей, им «зашли». Во-первых, хочу уважаемых читателей поблагодарить за внимание, во-вторых — вот вам еще образчик импровиза из Бенелюкса. Опять-таки Люксембургское, опять-таки трио пианиста Мишеля Рейса. На счету трио немало альбомов, у самого Рейса — сольные фортепианные записи, а также выступления с крутыми людьми вроде Джошуа Редмана.
Не каждый джазовый альбом начинается мелодией, исполненной на ударной установке. Но именно таков первый трек, «Freedom Trail». В нем вообще как будто инструменты поменялись местами: мелодичные хэт-малый-бочка и остинатное фортепиано. Дальше все более или менее традиционно для фортепианного трио, но — со своим звучанием, фишками и так далее. Исключительно свой материал, исполненный качающей ритм-секцией и интеллигентно-хрустальным фоно.
Teresa Salgueiro «O Horizonte»
Совершенно неожиданно обнаружилась настоящая звезда world-музыки. Да и вообще — умной музыки с душой. А именно — Тереза Сальгейру, некогда — вокалистка группы Madredeus. На рубеже веков Madredeus были почитаемы во всей Европе, а в Москве у них был прям культ (не в последнюю очередь из-за фильма Вима Вендерса «Лиссабонская история», где море их музыки и Тереза в одной из главных ролей). Так они до нас и не доехали, когда на них чувствовался большой спрос, а потом вообще исчезли с радаров. Тереза Сальгейру, правда, в прошлом году выступила в Сочи на фестивале Юрия Башмета — как «этнический» исполнитель. С большим успехом даже у тех, кто Madredeus не помнит или не знал.
Тереза Сальгейру еще в группе начала записывать сольные альбомы — помню, ее «Obrigado» (2006) ощущался очень приятным дополнением к дискографии Madredeus, но в то же время уже чувствовалось нечто свое, другой путь. «O Horizonte» («Горизонт») — уже шестой по счету студийный альбом г-жи Сальгейру. И он прекрасен — вроде все то же самое, то же холодноватое прозрачное «фаду», неброские хрупкие аранжировки, и конечно, главное — голос, как стеклянная струна... И вот вся эта тонкость-изысканность просто таранит душу. Такое мощное воздействие. Даже кажется, что по-португальски понимаешь (хотя в буклете переводы на английский есть).
Rui Massena «Ensemble»
И еще немного Иберии. Вот этот альбом португальского пианиста мог бы стать прям модным у широких масс. Напевные романтичные мелодии, сдержанная красота аранжировок струнного оркестра — сразу в памяти Ян Тирсен (периода «L’Absence») и даже нью-эйдж... Но нет тут никакого дурацкого нью-эйджа, ни кроссовера, ни неоклассики. Да, материал приятный, временами прям действительно расслабленно баюкающий, но — с острыми акцентами и пикантными переменами ритмов. Ну и сам пианист — настоящий; блестящий гладкий звук, атака яркая.
Остается добавить, что предыдущий альбом Массены назывался «Solo», там действительно сольное фортепиано. А этот — с ансамблем. В смысле — с оркестром. В меру пышным. У него вообще, похоже, все в меру.
Sunna Gunnlaugs «Cielito Lindo»
Исландский джаз: акустическое фортепианное трио с женщиной-лидером. Сунна Гунлаугс — ветеран европейской импровизационной сцены. У нее множество коллабораций, и трио имени себя — тоже не новичок. На альбоме «Cielito Lindo» коллектив исполняет довольно разнообразный авторский материал — прихотливый, несколько «от ума» и без собачатины. Альбом венчает кавер на «кабареточную» фортепианную песню «Johnsburg, Illinois» всеми любимого Тома Уэйтса.
В видео — живые версии нескольких пьес данного альбома (включая заглавную) и более ранние композиции.
Jarmo Saari Republic «Jarmo Saari Republic»
Финское непонятно что. Пестрое, но очень притягательное. Вот тут главное не начать пошло шутить про горячь-чих фин-нских парней. Не стоит, правда. Ярмо Саари — «гитарист, композитор, мультиинструменталист» написано на визитке, вложенной в диск.
Мощный гитарист — свободный и в игре, и во влияниях, и в выражении. «Феномен трайбл-джаза с тремя барабанщиками», написано на той же визитке. Такой коллаж-постмодерн: смесь захлебывающихся речитативов, ломаных ритмов, всяких экзотических ударных. Ярко и цельно.
Часть 1: С базара принесли: пять джазовых CD ярмарки Jazzahead