В прокате фантастический триллер с лаконичным названием «Мег» совместного американо-китайского производства. Заявленный в списке самых горячих киноновинок летнего сезона, фильм Джона Тертелбаума, за первый день проката собравший около 70 млн рублей, бесспорно, влечет зрителя. Эффектной афишей, популярной еще с далекого 75-го тематикой глубоководных охотниц за головами и, конечно, именем Джейсона Стейтема в титрах. Удалось ли создателям «Мега» вдохнуть новую жизнь в доисторического монстра, или нас ждет очередное разочарование вроде «Акульего торнадо»?
Итак, сюжет до безобразия прост, а может, и примитивен: во время одного из погружений в Марианскую впадину батискаф исследовательской станции подвергается нападению непонятной сущности огромных размеров. Экипаж на грани гибели, а единственная надежда команды — элитный пилот глубоководных аппаратов Джонас Тейлор (Стейтем). Далее, согласно закону жанра, зрителя ждет полуторочасовая схватка Стейтема/Тейлора сотоварищи с 25-метровой акулой-мегалодоном, вымершей предположительно два миллиона лет назад…
«Мэг» является экранизацией романа Стива Алтена, 20 лет ждавшего своего часа. Книгу, названную еще в 90-ые «бестселлером», действительно хотели экранизировать многие кинокомпании, но по ряду причин процесс застопорился, пока за дело не взялась Warner Bros.
Кстати, Warner Bros. уже имеет опыт подобных съемок — фильм 1999 года «Глубокое синее море», собравший в свое время очень приличную кассу. Пересматривая его 18 лет спустя, сложно сдержать улыбку при виде профессиональной манекенщицы Доминик Берроуз в роли ученого-руководителя подводной станции. Ну а уважаемый многими актер Сэмюэл Л. Джексон в роли главы фармогиганта, инвестирующего миллионы в разработки ученого-модели, по нелепости образа конкурирует с поумневшими в результате генной инженерии акулами-мако. Но не суть: давно известно, «Челюсти» не переплюнуть, а все, что было после — всего лишь «по мотивам Jaws» различной, в зависимости от бюджета, степени нелепости.
Почему же все-таки «Мег» достоин просмотра?
Во-первых, зрелищность. Совершенно прямой, как танк, боевик с самым «прямым» из всех современных актеров в заглавной роли, подколотый, как инъекциями ботокса, щедрым китайским финансированием, весьма и весьма эффектен. И если вы перестанете воображать себя требовательным критиком, пытаясь искать логику во всех этих глубоководных виражах, то гарантированно получите удовольствие от просмотра. Подводный мир здесь нереален, научная станция оборудована по последней моде фантастического жанра, а по некоторым кадрам можно (да-да!) теорию композиции изучать.
Во-вторых, актерский состав. Подруга, с которой мы посетили премьеру, слезно просила: «Стейтема, пожалуйста, не трогай, он все-таки это… “Карты, деньги, два ствола”». Не уверена, что все помнят Джейсона по «Двум стволам», зато «Перевозчик» (да к тому же не один), «Механик», «Специалист» — вот роли, с которыми ассоциируется непроницаемый face знаменитого UK-пролетария. Мы тоже не похожи на аристократов, так что не будем воротить мордочку: в образ пилота глубоководных аппаратов Стейтем вписывается так же органично, как в костюм аквалангиста — настолько, что в какой-то момент кажется, задуши он 25-метрового монстра голыми руками, никто особенно и не удивится. Это ведь Стейтем!
Героев довольно много, более того, это настоящая интернациональная команда, но они отнюдь не выглядят статистами или бездушной акульей наживкой (погибают лучшие, и их, конечно, очень жаль).У каждого, несмотря на некоторую присущую жанру схематичность, довольно выраженный характер, своя история. Отношения выстроены с нюансом; между героями есть химия, подчас отвлекающая от основной сюжетной линии, но в целом не перекрывающая ей кислород.
Отдельно хочется отметить Шую Софиа Цай — маленькая девочка с потрясающей мимикой совершенно не уступает, а иногда и переигрывает опытных актеров — и китайскую актрису без возраста Ли Бинбин. Этот экзотический тандем — реальное украшение фильма.
В-третьих, «Мег», заявленный в жанре ужасов, совершенно этому жанру не соответствует. Фильм, снятый на стыке триллера и фэнтези, подойдет для семейного просмотра. Гладко плывущий по хорошо проторенной дорожке — глубоководный монстр и его жертвы, в санитарных нормах кровь с расчлененкой, — он напрочь лишен мрачной атмосферности «Jaws» или напряженного противостояния «Отмели» (одного из лучших, на наш взгляд, фильмов в своем жанре). И в этом, возможно, его основное преимущество. Зрелищное, динамичное, легкое, немного сентиментальное и в общем позитивное кино.
Поэтому, если вам нравятся фильмы о противостоянии человека и стихии, если вы из тех веселых зрителей, что чувствуют себя в очках 3D как рыба в воде, если вас не смущает некоторое отсутствие логики подобных картин и не пугают толпы гыгыкающих граждан в креслах по соседству — смело берите свое ведро попкорна, и вперед! Приятного просмотра.