Если вы знаете акустику британской компании Wharfedale, то вы, скорее всего, слышали и о линейке Diamond, которая год от года занимает центральную позицию в каталоге фирмы. Уже более 30 лет Wharfedale, как аккуратный ювелир, шлифует «бриллианты», неизменно добиваясь успеха.

История серии Diamond началась в 1982 году, когда была выпущена небольшая 2-полосная акустическая система объемом всего 5 литров. Она была оснащена 19-мм твитером и 120-мм динамиком с полипропиленовым диффузором. Первенец Diamond быстро заслужил популярность благодаря сочетанию небольшого размера и на удивление умеренной цены. Модель тут же стала бестселлером.

Выпущенная через год новая версия Diamond II закрепила достигнутый успех. С тех пор инженеры Wharfedale подготовили уже более десятка обновлений. Увеличилось и количество моделей в серии, чтобы, кроме стереофонии, акустика подходила и для систем домашнего кинотеатра. Благодаря организации производства полного цикла (даже корзины динамиков отливаются из алюминия в цехах Wharfedale) компания добилась впечатляющих результатов: аналоги у конкурентов стоят гораздо дороже. Поэтому Diamond всегда оставались востребованными на рынке Hi-Fi.

В серии не применяются дорогие отделочные материалы (заметим, что по статистике порядка 70% затрат идут на изготовление корпусов), но по части качества звучания компромиссов здесь не допускают.

Работа над ошибками

В 2013 году свет увидела линейка Diamond 100, разработанная ведущим инженером-акустиком Питером Камю, который свою деятельность на фирме начал с дорогой High-End-акустики Jade. И вот спустя год, «сотую» линейку обновляют до Diamond 200. Что же послужило причиной столь быстрого апгрейда? Кажется, внешне новинка почти ничем не отличается от предшественника.

Дело в том, что корпуса серии Diamond 100 собирались из двухслойных плит — с внутренней стороны использовался обыкновенный MDF, а с внешней — менее плотные chipboard (что-то вроде ДСП). Благодаря комбинации различных вибропоглощающих свойств составляющих, такой двухслойный материал гораздо эффективнее демпфирует корпус колонки в широком частотном диапазоне. Удачное с точки зрения акустики решение обернулось непредвиденными трудностями — поверхность chipboard гораздо хуже поддается обработке, неровности проступали даже через виниловую отделку, что несколько портило внешний вид колонок.

Несмотря на недорогую виниловую отделку, Wharfedale Diamond 240 выглядят весьма эффектно. Солидности дизайну добавляет подиум и крупные металлические шипы

В Diamond 200 решили не только исправить «декор», но попутно оптимизировать ряд элементов конструкции акустических систем. Теперь корпуса собираются из трехслойного сэндвича, в котором внутренняя сердцевина из ДСП с обеих сторон облицована плотными листами из MDF. Разумеется, процесс производства усложнился, но и внешний вид от этого только выиграл. Более того, увеличилась масса корпуса и повысилась эффективность поглощения вибраций.

Интересней, на наш взгляд, теперь акустика выглядит и с фронта: металлические кольца вокруг динамиков аккуратно вписаны в строгий дизайн черной глянцевой панели. Важно, что, кроме внешнего вида, изменения коснулись и звуковой части. СЧ-динамик приобрел более мощный магнит, а фазоинвертор дополнительно оптимизирован.

Математика и уши

Мы рассмотрим средний напольник Wharfedale Diamond 240. Модель собрана в строгом прямоугольном корпусе, отделанном пленкой. Цветовых решений четыре: черный, красное дерево, орех и белый. Вне зависимости от отделки, передняя панель выполняется с глянцевым покрытием. Она свободна от портящих дизайн элементов, поскольку защитная сетка для каждого динамика своя, круглая. Симпатичные металлические кольца вокруг каждого излучателя сетками не закрываются и эффектно дополняют декор.

Корпус модели немного приподнят над подиумом, образуя небольшую щель. Порт фазоинвертора выведен именно в нее из днища корпуса, и, как утверждают инженеры компании, в таком виде фазоинвертор работает лучше, чем с традиционными портами. Ценность такого решения в том, что колонки можно ставить близко к стене и даже в углы помещения, бас не будет гудящим, в отличие от традиционных фазоинверторов.

Задняя сторона Wharfedale Diamond 240 интересна разве что двумя парами клемм, которые помогут энтузиастам выжать из их аудиосистемы максимум качества

Конструкция корпуса рассчитывалась на собственном программном обеспечении Wharfedale Virtual Speaker. Благодаря ему были оптимизированы внутренние переборки, работа фазоинвертора и даже параметры кроссовера в зависимости от модели корпуса и динамиков. Нужно отметить, что оптимизация Diamond 200 не была отдана на откуп только математике. Каждый образец модели тщательно прослушивался на музыке разных стилей в пяти различных комнатах, имитирующих варианты обустройства жилья. На окончательную доводку ушли недели... И только после успешного прохождения всех тестов линейка была принята в производство.

Традиции

Звуковой сигнал в колонке делится на три полосы по традиционной схеме. Купольный твитер (тканевая мембрана из шелка) имеет узнаваемый согласующий волновод-рупор. Улучшенный драйвер выполнен на основе ферритового магнита, феррит оказался предпочтительнее, чем мощный и компактный неодим, поскольку обеспечивает более линейный отклик.

При разработке новых СЧ/ НЧ-динамиков для серии Diamond был использован опыт создания High End линейки Jade. Здесь также используются диффузоры из плетеного кевлара со специальным рельефом, который делает его жестче при неизменной массе. Диффузор не гнется, и в результате в слышимом диапазоне частот искажения снижаются. Улучшен также гибкий подвес диффузора, который имеет на поверхности ромбовидную текстуру. Мягкий пылезащитный колпачок оптимизирован для наилучшего согласования частотных диапазонов СЧ-динамика и твитера.

Для подключения к усилителю используются две пары качественно изготовленных клемм, принимающих кабель большого сечения. Компания Wharfedale рекомендует использовать 4-проводное подключение (бивайринг) для снижения интермодуляционных помех. Если же вы оставляете перемычки между клеммами, убедитесь, что винтовые прижимы плотно закручены и обеспечивают надежный контакт.

Динамика подачи

Довольно интересно показала себя модель Diamond 240 в плане звучания. Этим колонкам не свойственны дотошная детальность или абсолютно ровный частотный баланс. И то и другое выполнено на вполне приличном уровне, но интерес более всего представляет динамика подачи музыкального материала. И тихие, и громкие, и все промежуточные уровни громкости выстраиваются в четкую, хорошо различимую линейку. Малейшие колебания громкости, любые интонации легко просматриваются даже в сложных музыкальных произведениях, живо передавая характер композиции и задумку ее автора.

Тембральная информация немного упрощается, но колонки не допускают сколько-либо заметного ее искажения. Верхний регистр подается осторожно и придерживается задних планов. У него хорошая точность и детальность, он разве что чуть суховат. Впрочем, это не мешает ему придавать объем музыкальной сцене, заполняя ее воздухом.

Бас, наоборот, хорошо ощутим и часто старается занять передний план. Однако он не перегружает сцену излишней своей плотностью и фундаментальностью. Напротив, он очень подвижен и замечательно артикулирован. Некоторые уже заслушанные до дыр треки даже смогли удивить новыми гранями басовых тембров. Особенно это касается современных электронных композиций со сложными инструментами, как, например, в психоделическом трансе или стиле Industrial. Глубина баса весьма неплоха, но не настолько, чтобы в домашнем кинотеатре можно было обойтись без сабвуфера.

Хорошо колонки работают и на малой громкости. Частотный баланс даже от этого несколько выигрывает — бас чуть сдает свои позиции, а твитер становится смелее, что приводит к более ровной подаче музыкального материала.

Недостатки:

- Чуть снижена детальность

- Немного упрощаются тембры

Достоинства:

- Живая динамика

- Артикулированный бас

- Аккуратный верхний регистр

- Ровная амплитудная стратификация

Результаты измерений и паспортные данные акустики Wharfedale Diamond 240

График АЧХ (справа), график КНИ (слева), график импеданса (внизу)

АЧХ колонки хороша почти по всем параметрам: и низкая неравномерность, и малый дисбаланс, и широкая направленность. Портит картину только ранний, хотя и очень плавный, спуск чувствительности в басу. Нижняя частотная граница оказалась в районе 40 Гц, что по современным меркам довольно скромный результат для напольника. Прослушивание показало заметно больший потенциал баса на повышенной громкости. Большим плюсом является очень низкий КНИ практически на всем рабочем диапазоне частот. Даже на 40 Гц он не превышает 2%, а на средних и высоких частотах вообще близок к нулю. Достаточно стабильно себя ведет и импеданс. К нему лишь одна претензия — может опускаться чуть ниже 3 Ом.

Данные лаборатории Stereo&Video, январь 2015

Средний КНИ

100 Гц — 20 кГц, 94/88/82 дБ: 0,14/0,13/0,17%

40—100 Гц, 94/88/82 дБ: 0,62/0,47/0,79%

Чувствительность на 1 кГц: 93,56 дБ

Нижняя граничная частота (–10 дБ): 42 Гц

Неравномерность АЧХ

100 Гц — 20 кГц: +/–1,46 дБ

160—1300 Гц: +/–0,71 дБ

1300 Гц — 20 кГц: +/–1,47 дБ

300 Гц — 5 кГц: +/–0,61 дБ

Средняя неравномерность (угол 30°): +/–1,92 дБ

Дисбаланс (160—1300 Гц): 0,50 дБ

Дисбаланс (1300 Гц –– 20 кГц): –0,25 дБ

Дисбаланс (угол 30°): –2,22 дБ

Импеданс

Среднеквадратичное отклонение: 2,90 Ом

Среднее значение: 5,66 Ом

Максимальное значение: 14,16 Ом

Минимальное значение: 2,79 Ом

Паспортные данные

Частотный диапазон: 40—20 000 Гц

Количество полос: 3

Частота раздела кроссовера: 470/2700 Гц

ВЧ-динамик: 25 мм, текстиль

СЧ-динамик: 130 мм, кевлар

НЧ-динамик: 2х165 мм, кевлар

Акустическое оформление: фазоинвертор

Чувствительность: 89 дБ

Импеданс: 4 Ом

Номинальная мощность: 25—150 Вт

Габариты (ВхШхГ): 1023х204х394 мм

Вес: 21,6 кг