Добрый день, уважаемые коллеги по аудио/видео.

Продолжаю делиться с вами своими апгрейдами и осознанием элементарных вещей, которые должны быть понятны всем.

В путь:

Недавно был мной приобретен комплект акустики MK Movie 5.1 + Дополнительный Саб MK SB8 (аналог того, что был в комплекте) и акустика для музыки — Dali Oberon 1

Восторг от MK я уже описывал и как он просто «унитожил и унизил» акустику Vector HX с двумя сабами Vector HX180 (12"), играли они тогда от Onkyo 575E.

Собственно сами DALI Oberon 1 и MK

И пришло время этим дружкам дать нормальной мощности.

Был приобретен:

Onkyo RZ730 (для AV процессинга (Преда) и в качестве усилителя для Dali): честных 100 Вт x2 на канал в 8 Ом он выдает, для Dali Oberon 1 достаточно.

Но о характере звучания и конкретно использования реса, хоть и не самого бюджетного, в качестве стереоусилителя, я напишу ниже.

B&K COMPONENTS AV5125 (в качестве мощника для MK): этот друг уже выдает 5x125 ВТ на канал при 8 ОМ и потребляет 1500 ВТ

Весит этот мощник 18 кг, есть ребята и массивнее, но когда ты первый раз такой мощник берешь после слабых ресов, происходит культурный ШОК.

Вот он поможет раскрыться MK.

Здравы молодцы вместе:

Поскольку RZ730 приехал ко мне раньше, я начну с его описания.

Подключив к нему систему сразу стало понятно, что в качестве работы со звуком он на порядок выше, чем Onkyo 575E — оно и понятно, разный класс. Что мы имеем: не столько бросилась увеличение мощности и раскрытие акустики, а то, что ресивер более грамотно раскладывает и работает с дорожкой фильма (AV-процессинг на порядок лучше чем в бюджетных сериях). Звучит он, как любой Onkyo — хлестко, звонко.

Музыка:

DALI, получив свои 100 Вт, заиграли лучше, но после долгого прослушивания стало понятно, что без сетевого плеера с нормальным ЦАПом не обойтись и нужно его покупать, дабы слушать музыку в лучшем качестве. ЦАПы ресиверов не могу дать нужный звук в музыке.

О его настройке я напишу еще ниже.

Теперь о B&K COMPONENTS AV5125. С его приходом поменялось все и пришло понимание, что мощность и просто хороший ТОК для АС очень важен. Когда мощник может обеспечить нужной мощностью все 5 каналов и раскрыть их, это очень сильно влияет на общую звуковую картину!

Что мы имеем:

- Макро и микро динамика — она просто теперь есть, в тихих сценах можно услышать многие тонкости, вплоть до тихого дуновения ветра. А в жарких сценах теперь нет каши. К примеру: в «Матрице: Перезагрузка» в самом начале есть сцена боя с агентами, она наполнена музыкой, басом и самими звуками боя. Так вот, в этой сцене слышно все — каждый взмах руки, каждый удар Нео и страдания агентов, при этом слышно музыку и сцена не проваливается в «кашу звуков».

- Референс: теперь можно слушать близко к нему. Если раньше слушал примерно -35 дБ, то теперь -10 дБ и на этой громкости в кино нет никакого дискомфорта, очень приятно слушать, акустика не надрывается, а работает в нормальном режиме.

Многие пишут: «зачем вам этот референс, это очень громко», но референс раскрывает фильм, просто чтобы на нем смотреть нужна соответствующая акустика и хорошая мощность — и тогда проблем не будет.

Так же было испробовано подключение DALI Oberon к морщинку BK, итог:

- без глобальных изменений, но лучше контроль низких частот он им обеспечил.

В итоге было принято решение со временем купить BK Reference 7250 для кино и если будет апгрейд акустики — это 36 кг монстр 200/375 ВТ на канал.

BK AV5152 отдать на Атмос-каналы и на растерзание DALI, а Onkyo 730 пока в качестве преда и процессора оставить.

Ну, а теперь, то без чего эти ребята не могу нормально работать, и то, что дает такой же эффект, как смена акустики или усилитель — это ее величество КАЛИБРОВКА!

Я не об автоматической калибровке ресиверов: это полу-калибровка, которая вам скорее всего подпортит все (если это не DIRAC, конечно). Я про ручную.

Но для этого нам нужны микрофон и желание!

Микрофон у меня был UMIK-1, но не использовал его по той причине, что нужно разобраться в основном с басом, а это у нас обработка помещения (базовая есть) + эквализация (для этого нужен MiniDSP или DBA который нет возможности правильно реализовать =(( )

Был куплен MiniDSP

И в сочетании с микрофоном это ШИКАРНАЯ штука, которая очень сильно развязывает руки, позволяет поставить до 8 сабов (все от версии зависит)

Ну а микрофон позволяет понимать, что происходит в комнате, и ты знаешь, как и над чем тебе нужно работать, а не как слепой котенок тыкаешься в замену кабелей, акустики и так далее.

Если ваша комната поднимает резонансы (а она точно их поднимает), с ними надо бороться, а тут у нас только активные и пассивные методы!

Начнем с активных, пассивные пока в разработке ;)

Про эквализацию и калибровку обычных каналов я напишу кратко позже, возможности графического эквалайзера Onkyo очень скудны (я сделал, что мог, из того, что было), но в середине и высоких не так много проблем, нежели в низких частотах, а нам нужно обуздать ВОЛНУ!

Снимаю показания в точке прослушивания в области низких частот и понимаю, что мы слушаем не бас в фильмах, а его подобие.

Как видим, имеем дикие провалы и пики в 15-20 дБ в разных областях частот.

Понимаем, что обработка комнаты еще будет только через месяц, подключаем MiniDSP.

Путем проб и ошибок, читкой базовых теорий, двиганием задержек и работы с параметриком, мы получаем следующее:

Оранжевая линия — было/Зеленая — стало

По ощущениям, я думаю, понятно, что это просто небо и земля.

Бас стал другой — теперь пересматривать кино библиотеку :)

Таких результатов помог достичь MiniDSP — процесс описывать не буду подробно.

Применялось все: и задержки менялись, и параметриком пришлось играться, где-то добавить, где то убрать.

Главное — что бы ваши динамики на СУБАХ смогли это осилить.

Перейдем к более скучному, но важному центральному каналу

Фиолетовая — до/Красная — после

Тут уже, к сожалению пришлось калибровать графическим эквалайзером Onkyo, руки капитально связаны — нужны параметрик или DIRAC.

Видим сильно падение на 20KHz — причина в том, что акустика стояла в нише и была развернута под углом, проблема исчезла после более правильной расстановки.

А теперь посмотрим, как на обычных ресиверах Onkyo работает автокалибровка (думаю, на его братьях +- так же)

Зеленая — с автокалибровкой/Синия — отключена

Как видно, автокалибровка ничего не делает, просто ставит задержки и уровень громкости, а в мозгах у нее прописан референс 75 дБ, а не 85 — она просто роняет уровень до 75 дБ, вот вам вся и калибровка, АЧХ не пытается поправить. Конечно, очень важно помещение, и, возможно, он не принимает попыток из за помещения (оно уже обработано), но есть сомнения!

Не буду говорить за другие системы, но Onkyo как то не особо что-то делает.

Остальные каналы публиковать не имеет смысла, плюс-минус так же, основа в кино это ЦЕНТР и САБ.

Спустя какое-то время я понял, что надо копать еще глубже и попытаться усмирить БАС максимально пассивно, дабы меньше применять эквализацию. И просто ради любопытства было принято решение делать НЧКП.

Что такое НЧКП можно узнать тут — https://acoustic.ua/recommendations/567

В общем, был запущен процесс создания 6 бас-ловушек на боковые стены и на тыл.

Бас-ловушки на эти стены будут конверсионного типа — настроены на резонансную частоту 110-120 Гц. А диапазон работы их будет в пределах 55-250 Гц.

На фронте уже есть ловушка, а-ля щит Бикеша.

Также будет со временем сделан потолок — резонансная бас-ловушка во весь потолок.

Ловушки на стены делаются из фанеры толстой, в качестве мембраны используется ДВП 2.5 и 3.2 мм. На потолок — ГКЛ 12.5 мм с перфорацией.

Промежуточный процесс создания ловушек:

Обязательно будут сделаны замеры с ловушками и без них, и об этом я отдельно напишу, а также буду заново проводить калибровку после их применения.

Что тут можно сказать: данные апгрейды и настройки очень положительно сказались на ДК. И каждый аспект очень важен, одного без другого не бывает, усиление очень важно, дабы ваши динамки работали в полную отдачу.

И если у вас есть возможносьб приобрести измерительное оборудование или пригласить настройщика — смело это делайте, данные вещи колоссально меняют вашу систему.

И к стерео это тоже относится, многие могут сказать: «Не стоит лезть в тракт и его портить», но когда у вас играет ваша комната в большей степени, вы уже не тракт слушаете, а комнату.

Концовки не будет, многое еще впереди...