Пора сорвать покровы с самого загадочного феномена, обросшего мифами и магическими ритуалами. Тот, чьё имя нельзя назвать и не навлечь на себя гнев... Антискейтинг.

Многоуважаемые леди и джентльмены. Наверно в виниловедении древнем и высоко ценимом увлечении, нет более загадочного явления, нежели антискейтинг. Как показали недавние прения мрак невежества, покрывающий эту загадку, отпугивает от упоминания о ней даже маститых адептов столовращения. Настало время пролить свет, и для этого мы прибегнем к нетрадиционному для сообщества аудиофилов (да и вообще человечества) научному методу.

Начнем с силы скейтинга. Вопреки распространенному мифу, определяющему скейтинг как центробежную силу, следствие вращательного движения диска и инерционных сил сопутствующих ему, ее природа таковой не является. Конечно же, ведь тогда стрелу тонарма выбрасывало бы наружу, а не тянуло внутрь диска. Что же тянет иглу внутрь? Трение и геометрия тонарма!

Вот схема, на которой красный вектор — сила трения, направленная по касательной к звуковой дорожке и соответствующая движению винила в отношении к игле. Зеленый — реакция опоры стрелы тонарма, а желтым - результирующая, а именно сила скейтинга.

От чего же она зависит? Наука говорит нам, что в первую очередь от силы прижима.

Ft = μ(v) Fp

Ft -сила трения

μ(v) - коэффициент трения

Fp - сила прижатия

Очевидно, что сила скейтинга равна силе трения помноженной на синус угла между стрелой тонарма и касательной к дорожке. При верной установки геометрии угол меняется минимально. А тангенциальные тонармы, всегда направлены по касательной и имеют нулевое значение как угла, так и силы скейтинга.

Особое внимание следует уделить коэффициенту μ. Для разных материалов он разный. Более того, внешняя фактура материала может влиять на этот коэффициент. Так например пустая дорожка и дорожка со звуком на тяжелом виниле могут различаться почти в два раза, по коэффициенту трения с иглой. А уж что говорить о трении со стеклом иди лаковым покрытием LD диска. Разница тут в разы, но об этом позже. Помимо этого коэффициент нелинейно зависит от скорости. Так снаружи и внутри диска он может различаться на 10-20%.


Чем же нам может грозить скейтинг? Как мы видим на представленной выше схеме, он в корне меняет картину нажатия на иглу, сводя на нет все тонкие настройки. Можно вымерять с точностью до толщины волоса установку стола, стрелы и звукоснимателя, но скейтинг сведет все старания на нет. Он не просто сделает тише один из каналов звука, но и изменит его характер, а так же приведет к неравномерной нагрузке и износу иглы и пластинок. Для борьбы с ним было изобретено устройство антискейтинга.

Механические, гравитационные, магнитные... Реализаций сотни. Но смысл их работы один — равномерным усилием компенсировать силу скейтинга. И они могут это делать. Достаточно только выставить соответствующее усилие и проблема решена! Но тут нас ожидают пара загвоздок. во-первых недорогие аппараты зачастую не имеют работающего механизма антискейтинга, либо он работает некорректно.

Во-вторых какое усилие выставлять не ясно, так как коэффициент трения неизвестен. Конечно можно легко и просто кинуть на вертак любой понравившийся предмет, начиная от LD диска заканчивая сковородкой для блинчиков и отрегулировать антискейтинг на нем, но увы, мы понимаем, что это будет значение для LD диска или тефлоновой сковородки, но не для шероховатой дорожки винила. Как же решить эту неразрешимую задачу?

Если вы обладатель пудового аппарата золотого десятилетия Hi-Fi или потратили на покупку зарекомендовавшего себя аппарата несколько тысяч долларов, то достаточно повернуть колесико антискейтинга на величину равную прижиму . Инженеры позаботились обо всем. Иначе придется воспользоваться слухом.

Внимательно поймайте момент смещения сцены, добавляйте антискейтинг, до тех пор пока она не встанет по центру, заметьте значение и крутите дальше, начало смещаться, вернитесь до попадания к центру, отметьте и это значение, можно повторить несколько раз. В результате выберите среднее от полученных значений.

Допустим вы не опытный аудиофил, способный слышать даже звон кристаллов меди в проводах, ивам метод покажется грубым. Точнее для вас будет использовать тестовый диск, писать сигнал и анализировать запись в звуковом редакторе или на осциллографе. Слушайте, наблюдайте, вычисляйте и скейтинг вам покорится.