В понедельник после выставки приехал домой угорелый и сразу же сел писать репортаж. Пока, думаю угар не выветрился. Под угаром то – самые сочные эпитеты. И несколько дней взахлеб строчил репортаж. Ну и сами понимаете, когда 5 дней подряд, включая день заезда в голове что-то варится и булькает, то несколько последующих дней это все будет кипеть и брызгать отвратительной пеной. Мне бы, как опытному повару, эту пену снять и угостить публику уже отфильтрованным, настоявшимся репортажем. Но вышло, как вышло.

Пока писал, стало возникать какое-то нехорошее чувство. По мере развития репортажа — это чувство усиливалось и на каком-то, особо остром эпизоде, у меня встали часы. Ну не фига себе думаю! Где я только в них не нырял! Я падал в них с электросамоката при скорости в 25 км в час, несколько метров проехался по асфальту, обе перчатки изорвал в лоскуты, а часы буквально спасли мою шкуру приняв асфальтовый удар на себя. И выдержали – работали не только, как защитный браслет, но и как часы. А тут встали. Прекрасная японская амфибия Касио, недавно батарейку поменял. Это что ж им так не понравилось, что ж я такого сделал, что часы решили выразить свой протест? Не понял, на тот момент. Надел резервные, механические амфибии, посетовал на ненадежность кварцевых часов и с упоением продолжил строчить репортаж. Когда стали печатать, жена говорит – какую-то ты фигню написал – ноль информативности.

- Понимаешь, обычно репортажи про стенды и аппаратуру на нем. Но РосХайЭнд уникален тем, что эти стенды представляют не менеджеры и мало грамотный персонал, а непосредственно инженера и конструкторы. Хотелось придать больше личности и человечности.

Однако, несмотря на все отговорки, нехорошее чувство не покидало меня, а после публикации усилилось многократно. В общем, это чувство стало настолько не выносимым, что я снял публикацию. И, кстати, в этот ли момент или чуть раньше – Касио отменила забастовку и заработала не только как защитный браслет, но и как часы.

Сменил надежную механическую амфибию на, как оказалось, более чувственную кварцевую и стал думать – что не так с репортажем? Не могу понять. Что-то в голове варится, булькает, формируется – но пока не определяется. Решил, что я как обычно, через чур увлекся описанием мелких деталей и подробностей. Слишком приблизился не понимая, как это будет выглядеть из далека, как это будет звучать из мониторов дальнего поля. Надо бы подождать, пока впечатления поулягутся, а угар рассеется, отойти от пережитых событий на какое-то расстояние, взглянуть на картину в перспективе, а потом уже – писать репортаж. И еще это неприятное чувство, которое вынудило меня снять публикацию. Вот с ним неплохо было бы разобраться. Но тут, опять-таки – надо подождать, пока варево в голове про булькает и чавкнет сутью. Стал ждать.

И наконец, сегодня, слушаю проповедь про приобретение друзей богатством неправедным и слова проповедника взрывают мне мозг – смалодушничал от осуждения! Вот откуда это неприятное чувство – смалодушничал – густо чавкнуло мне прямо в мозг. Вот что я такого натворил, что даже бездушные кварцевые часы взбунтовались!

- Да понял я, понял, что ж так густо-то Господи! Запричитал я, отдирая тяжелые и липкие ошметки прозрения от коры головного мозга и усаживаясь заново писать репортаж.

Церемония закрытия

Много шутили на карточную тему по поводу числа 21. Думал как-бы так на это намекнуть, не используя слово «очко». Вроде получилось. Отгремела, отшумела РосХайЭнд 2022. Заранее решил написать репортаж о выставке, пару дней посмотрел, послушал, пообщался с экспонентами и взял интервью у нескольких новых участников и несколько сторожил. Исключительно из личных симпатий и пристрастий, без претензий на объективность.

Кроме того, имел несколько интересных встреч и бесед об одной из которых ну прям ооочень чешется язык у меня рассказать. Впрочем, и остальные истории так же весьма недурны.

И, по своей панковской манере делать все шиворот-навыворот начну с конца. Закрылся вчера РосХайЭнд и церемония вручения дипломов под искрометным руководством Дмитрия Свободы прошла с одной стороны торжественно, под флагами, а с другой -–празднично и весело. Больше 30 участников из 12 городов России, в том числе и из Крыма.

Интересные беседы

В первый день не меньше часа общался с Константином Мусатовым - образованнейший и интеллигентнейший человек. Из всех моих многочисленных знакомых он, Свобода и мой духовник – три человека, с которыми хочется общаться часами. Разговаривать с ними – все равно, что сидеть в мягком кресле у потрескивающего камина с кальяном и бутылочкой крымской мадеры… Изысканное наслаждение!

Спросил – что он не выставляется? Сказал, что этот вопрос регулирует Свобода, а у того политика – давать место молодым. А так, серийно изготовил линейку усилителей для наушников. Я эту линейку видел и держал в руках, правда не на РосХайЭнде, а при других обстоятельствах, но счел уместным упомянуть про нее. Костик правда запротестовал – но я же на РосХайЭнде не участвовал! Но ничего, думаю публике будет интересно. Спросил про особенности – вся исчерпывающая информация на сайте. Хорошо, сел за комп. Но прежде чем попал на его сайт, выкатил Доктор Хэд с полной линейкой его новых усилителей для наушников и не только. Вот это номер думаю. Мы, значит, свои новинки только-только на РосХайЭнде показываем, а Костик уже во всю ими в Докторе Хэд торгует. Молодец!!! Musatoff HA-8; HA-11; HA-10; HA-5 от 9 до 18 К. Кому интересно – зайдите ознакомьтесь, крайне рекомендую.

Постепенно разговор съехал на приводы, и я говорю – на нитке лучше чем на пассике, а на ролике лучше чем на нитке. И эта тенденция всеобщая, вне зависимости от конструкции стола, типа подшипника и материала диска. На всех вертаках в той или иной степени проявляется такой эффект. Костик спрашивает – почему так?

- Я не ученый и не теоретик. Я практик. Мы много экспериментировали и установили практическим способом эту тенденцию. А вот почему оно так – я об этом не задумывался. Ты у нас ученый, тебе и карты в руки – объясни, в чем там изюм?

- Я могу. Но для этого, мне потребуется где-то с год вычислений. И кто мне за год адских измерений и кромешных вычислений заплатит? Никто. А по вечерам, на кухне всю жизнь урывками что-то исчислять – бес толку. Надо целенаправленно садиться и не отвлекаясь, сосредоточиться на решении этого вопроса. Думаю, за год бы управился. Я вот удивляюсь, почему какой-нибудь Техникс или другая какая корпорация не займутся решением этой проблемы? У них же целые научно-исследовательские институты, с высоко квалифицированными сотрудниками. Могли бы и просчитать…

- Да на фиг не нужна эта истина буржуинам! Они лучше в рекламу деньги бухнут, чем в научно-исследовательскую работу. Вот поэтому.

На том и разошлись.

Сергея Поликова хотел упомянуть добрым словом. В среду, день заезда, он целый день снимал, в том числе и с геликоптера, ночью самоотверженно монтировал и под утро, когда участники, посетители и оргкомитет еще сладко спали в теплых постельках опубликовал репортаж! То есть – еще до открытия РосХайЭнда!!! Респект и уважуха! Присвоил Поликову почетное звание Героя Коммунистического Труда.

В России, единственное место с полным циклом производства винила – Ультра Продакшн. У них там стоит американский резак 80-х годов, они сами делают мастеринг, режут лакеры и т.д. Сергей снял отличный репортаж про эту студию, всем рекомендую посмотреть. Так вот Поликов познакомил меня с инженером, который этот резак настраивал. Интереснейший господин рассказывал много любопытного и для меня нового. Например, я почему-то думал, что расстояние между канавками задает инженер исходя из длительности фонограммы. Типа если 20 минут – надо по чаще резать, а если 10, то можно по реже. Оказывается, все не так. Расстояние между канавками зависит не от времени фонограммы, а от амплитуды сигнала. И устанавливает его не инженер – процесс автоматический. Для этого у Штудера, с которого крутится мастерлента устанавливается еще одна головка – раньше читающий. С этой первой головки сигнал идет на компьютер, который и рассчитывает, на какое расстояние отодвинуть следующую дорогу. Если сигнал тихий, то можно поближе нарезать, а если громкий – то ему нужно много места, отодвинуть подальше. Умно! Много было интересных встреч и разговоров, но – время тик-так! Плавно переходим к следующей части нашего правдивого повествования.

Prophetmaster Audio

Заметил на Олеге потрясную серебряную пряжку и спросил за нее. Думал, что Техасская. У ковбоев культ пряжек. Ими награждают победителей в родео. И они пряжки носят на показ – типа это как орден, гордятся ими. А то! Ему, поди, в этом родео несколько ребер сломали и пах отбили – будешь тут гордиться… Заинтересовавшись я спросил - а это что у тебя такое? Оказывается, мексиканская. Олег с дипломатической миссией несколько лет прожил в Мексике и Латинской Америке. Вот это я обзавидовался! Вот это, блин – романтика!!!

Кабальеро в модных сомбреро, улыбаясь жуют сигары

Запинаясь звенят гитары, на окраинах Квантанамейро

Олег рассказывал много интересного про Мексику – ну просто заслушаешься. Приличные люди – в отличие от американцев прекрасно знают кто кого победил во Второй Мировой Войне и вообще представляют себе – чего как. Американцев ненавидят лютой ненавистью – а то! Те у них 8 штатов отжали. Кстати, Мексика, на самом деле, называется Соединенные Штаты Мексики. Не знал.

В посольстве, по приезду их проконсультировали – если начнут вас грабить сразу, без разговоров все отдавайте. Они думают, что вы гринго и второй раз повторять не будут. Завалят, да и все. А вот к русским относятся с уважением.

- На свой страх и риск пошел на рынок за винилом. Сижу в коробке с пластинками капаюсь, вижу хозяин как-то странно мне за спину смотрит, головой трясет и кричит – русо, русо! Оборачиваюсь – два кренделя отчаливают. Видать хотели меня подрезать. В Мехико, как стемнеет – на улицу лучше вообще не выходить. Где я жил, напротив ирландский паб стоял. Так как смеркается – так все и расходятся.

- Ирландцы – приличные люди и англосаксов ненавидят не хуже мексиканцев.

- Так-то оно так, это да. Ну как они русского с ирландцем от американца отличат? Мы все белые, для них на одно лицо – гринго. А гринго они ненавидят. И, кстати – что странно, черных они тоже не любят. Кто бы мог подумать?

Однако, мы увлеклись. За работу – бездельники! Стенд Олега был самым лаконичным. Один источник – СD, один усилитель МСА-100 МКIV и одна пара АС, тоже с РосХайЭнда. Олег представлял усилитель, про него я и расспрашивал. Маэстро хорошо подготовился к выставке и без лишних разговоров дал мне проспект. Удобно! Прикрепляю фото, а на словах хочу добавить следующее. Олег особо упирал на кратчайший путь прохождения сигнала с входа, без всяких проводов сразу на плату – в работу, а оттуда, опять-таки без всяких проводов на терминалы. Это первая модель Олега с балансным входом. С неподдельным интересом в глазах спрашиваю – зачем? Вот Олег – кристальной души человек, прямолинеен как мексиканец! Не стал расписывать преимущества балансной схемы, хотя ее грамотная реализация весьма трудоемка и затратна, сразу перешел к сути.

- Был у меня сидюк только с балансным выходом. И переходник с баланса на небаланс явно портил звук. Так вот, чтобы избежать таких ситуаций и не портить звук переходником, специально сделал балансный вход.

Отличный усилитель получился. Можно сказать – уникальный! Особенно меня поразило, что при заявленной мощности 42 Ватт на 8 Ом они играли настолько плотно и уверенно, что по громкости вопросов не возникало. Специально поинтересовался чувствительностью АС – 92 Дб, не так уж и много. По ощущениям я бы сказал, что играет транзисторный усь ватт на 100-150 или ламповый как раз на 42 Ватт. Так впечатлился его трактом, что отпросился у Валери и спустился в зал эксклюзив послушать и насладиться звучанием шедевра маэстро.

Божественные звуки! Он заводил Штрауса, там периодически были щелчки и в конце громкий хлопок. Я спрашиваю – что это за звуки? Оказывается, это звук щелканья хлыста и в конце выстрел из револьвера. Не фига себе, думаю. Вот это Штраус зажигал! О времена, о нравы! Сначала хлыстом отстегали, а потом из револьвера пристрелили… Обалдеть… Вот это – вечеринка… Хочу такую же на Новый Год!

Думал, надо как-то название обыграть – между недобором и перебором. Придумал так. Олег подготовил демонстрационную программу для выступления, записал на СиДи треки различных жанров, в зависимости от ситуации крутил их полностью или пультом переключал на следующий трек. И тут из зала говорят

– Какую-то вы непонятную музыку ставите, не могу оценить звучание; вы можете Лед Зепелин поставить, у меня с собой их диск?

Это мне не понравилось. У нас у всех с собой диски и все мы хотим их поставить. И чего? Давай сейчас 30 человек начнут на перебой в лоток сидюки запихивать? Одному то не нравится, другому это. На всех не угодишь. Автор подготовил программу, которая, по его мнению, со всех сторон отражает звучание системы. В этой программе Лед Зепелин конечно не будет, а вот рок какой-нибудь будет и блюз тоже какой-нибудь наверняка будет, но из тех, что получше записан.

Да и потом – что там на Лед Зепелин слушать? У меня есть несколько их альбомов, точнее все. «Коды» вот не было, теперь есть – с аудиофильской точки зрения там нечего слушать. С меломанской – да. А с аудиофильской – нет.

Ну и смотрю на Олега, как он отреагирует. Думаю, недобор – это если он возьмет и поставит диск. А перебор – если он возьмет сидюк и со всего размаха швырнет его в другой конец зала. Дипломатичный Олег тонко прошел между недобором и перебором, Лед Зепелин ставить не стал, но и не скандалил. Вежливо сказал приблизительно тоже, что и я и продолжил прослушивание по своей программе. Респект!

А мексиканцы-красавцы! Еще со своего увлечения боксом приметил их несгибаемый характер. Средний вес. Американец белый, худой, на две головы выше мексиканца и с огромным размахом рук. Мексиканец как обычно, плотный, невысокий, с короткими руками. Гонг! Гринго держит мексиканца на джебе и не подпускает его к себе. Тот руками машет, но не дотягивается, рвется в ближний бой, а гринго ему то с левой то с правой в морду джебом тычет, держит на дистанции своих длинных рук и в размен ударами не идет. Мексиканец стал его дразнить – ну что ты за боксер то такой? Ты вообще – кроме джеба еще что-нибудь умеешь? Гринго стал заводиться и в конце третьего раунда осмелел и пошел в размен ударами. Ну и как только начался ближний бой, мексиканец сразу себя и показал. Апперкот с левой, хук с правой и нокдаун. Я уж думал не встанет… Уж больно красиво падал – в глазах свет потух, тело обмякло и спокойной ночи малыши. Но нет, это не супертяжи, на пять очухался, на семь встал на одно колено и на девять оторвал колено от ринга. Ну и тут гонг его спас. Ему тренер кричит в оба уха – не лезь в размен ударами, не пускай его на ближнюю дистанцию, держи его на джебе, чтобы он до тебя не дотягивался. Тот гривой машет – типа все понял и начинает просто методично и целенаправленно избивать мексиканца. Сначала один глаз ему потушил, потом второй. Тренер кричит – нос ему разбей, чтобы нечем было дышать. Разбил и скулу свернул. К концу десятого раунда весь ринг в крови – пллотенцами просто кровь стирают с пола, чтобы не упасть. Мексиканец весь в сечках – оба глаза кровью залиты, нос в смятку, губа разорвана… Его тренер с рефери на коленях умоляют – хватит, давай выкинем полотенце!

- Какое полотенце? Щас я этого гринго завалю! Ну скоро там гонг пробьет? Я ему еще за Техас не всек!

И разводит-таки гринго на размен ударами и всекает!!! И побеждает накаутом в 11 раунде весь измордованный, без глаз, без носа и потеряв чуть не литр крови. Они по-другому не умеют – пока на ногах стоит, будет драться. Подумаешь – не хрена не видно, подумаешь – дыхания нет, подумаешь – юшки маленько стекло… Не важно – вперед к победе! За Соединенные Штаты Мексики!!!

Дааа… Это я так про экспонентов долго буду писать. Ладно, постараюсь по меньше делать лирических отступлений.

Allb music

Еще один давний участник РосХайЭнд Allb music. Мы с Игорем Анатольевичем знакомы с юных лет, учились вместе в КРМТ и его стенд я представлю с особым удовольствием. Выставлялись АС Tower 10.2 «Валентина» в доработанном корпусе и модернизированные С90 дополненные супертвитерами. В отличие от прошлогодних С90 убрали фильтрами выпяченную середину. Спросил с какой целью они вообще выставляют С90? Оказывается, Аллб мюзик изготавливают новые динамики под эти колонки. Комплект динамиков 6 штук – 30 К. Пользуются спросом. При замене динамиков советуют заменить проводку и конденсаторы в фильтрах на музыкальные. Вдохни вторую жизнь в свои С90!

Отлично отыграли Аллб мюзик – молодцы! Громко и весело. Всегда они очень тщательно подходят к подбору аппаратуры и контента. Да и что там говорить – сам небесный Лёня соблаговолил снизойти к этой прекрасной, но земной компании. Помимо великолепного звука Аллб мюзик привезли фирменную кофе-машину и угощали прекрасным ароматным кофе. Респект!

Студия SAS

Еще один новичок РосХайЭнда и тоже мой однокашник с КРМТ – кто бы мог представить? Сдается мне, наши преподаватели сильно удивились и обрадовались бы, что сразу три их выпускника, независимо друг от друга участвуют в такой престижной выставке как РосХайЭнд.

Компания SAS представила подставки под акустические системы из искусственного камня и корпуса для АС и супертвитеров из него же. Богатая цветовая гамма, высочайшее мастерство, аккуратность и точность исполнения. Сам лично пользовался услугами этой компании. Заказывал у них корпуса для супертвитеров и защитный держатель для мойки пластинок. Все изготовили точно в срок при высочайшем качестве. Помимо выше упомянутых корпусов и стоек под железо были представлены аксессуары для винила и подставки под АС напольные и полочные. Огромная цветовая гамма, антирезонансный материал высокой плотности. Один модуль подставки весит 18 кг.

Да что я! Сам Дмитрий Свобода заинтересовался их стендом и считает искусственный камень очень перспективным материалом в построении АС. Хотя и довольно дорогим. Парни изготавливают корпуса на заказ по чертежам заказчика. Работа любой сложности. Созвонились с маэстро, спрашиваю – чего в гости не едешь? Я иголку новую поставил, надо сопротивлением поиграть, жду твои золотые уши. Кричит – некогда! После выставки завалили заказами. Один клиент стойку заказывает, мол хочу от дерева отказаться, надоело – решил на камень перейти. Еще заказали корпус под усилитель – вот это я честно сказать удивился. Хотя – почему нет? Материал красивый, практичный, тяжелый и с прекрасными антирезонансными свойствами. Кстати о свойствах. Один из участников РосХайЭнд настолько заинтересовался искусственным камнем, что попросил образцы для исследований и измерений.

- Прикольно, ну дайте ему обрезок, пусть исследует.

- Он просит разные образцы.

- Зачем?

- Кричит, что в зависимости от наполнителя свойства могут меняться.

- Маньяк!

- Сказали, что дадим ему целый чемодан образцов, с условием, что он поделится результатами исследований.

Да, действительно, в зависимости от наполнителя акустические свойства будут немного меняться, но думаю в районе погрешностей. Вряд ли на слух можно отличить эти изменения. Хотя…

Как же удобно и приятно быть сытым и самодовольным – везде плавал, все видел, а остальное в книжках прочитал. И как же неудобно и неприятно вечно сомневаться, перепроверять, пересчитывать и строить всеразличные гипотезы, в том числе и апокрифические. Как с одной стороны, не окостенеть, а с другой не впасть в маньячество? Пройти тонкой гранью между недобором и перебором.

И одно малюсенькое, но важное лирическое отступление. Не дождался другана, установил и настроил Ортофон Квинтет Блэк на длинный 12,5-дюймовый тонарм. Сопротивление на фонике сразу поставил на 20 Ом, усиление на 2800 крат. Стал слушать. Довольно тихая иголка – 0,3 всего выход, но ничего – моща то есть, поддали. А то можно еще и усиление на фонике поднять. Послушал сорокопятку, как-то не понял. Но вроде ничего. Прокрутил пару альбомов, привык к ней – понравилась. Детальность потрясающая, но я это сразу, еще в мастерской заметил. Но тогда она мне показалась не выразительной. Да нет, выразительная она и бас у нее хороший. Немного не привычный, но хороший. И верха, на сорокопятки вроде как по началу показались посвистывают себелянтами. Прислушался – нет никакого свиста, ровно играет. И опять-таки – то что ровно играет я и в мастерской заметил. В общем, вполне достойная иголка, как-то я ее с первого взгляда не оценил. Надо будет еще попробовать сопротивление поставить на 18, 16 и 14 – послушать чего будет. Вот друган приедет, займемся.

Я собственно это все к чему? Бывает так, что по предвзятости неправильно оцениваешь ситуацию и делаешь неверные выводы. Чтоб не совершать таких ошибок, лучше бы, через какое-то время еще раз вернуться к объекту изучения и дать ему еще один шанс проявить себя. При этом, постараться взглянуть на ситуацию с какого-то другого ракурса и под другим углом. Так будет только лучше – не правда ли?

Мастерская акустических панелей For Sound

Ну и наконец – герой моего повествования! Его появления на РосХайЭнде я ждал долгие, долгие годы…

С дюжину лет назад, заморочился акустическим оформлением КДП и стал искать готовые решения. У буржуинов нашел, а у наших нет. Ну и, сами понимаете, мне как анархисту с буржуинами иметь дело не по понятиям – для меня буржуины как для мексиканца - гринго. Пришлось заняться акустическим оформлением самому. Вспомнил сопромат, проштудировал материалы, грохнул несколько лет личной жизни, в конец захламил и превратил квартиру в мастерскую, но таки разработал оригинальный акустический композит на основе целлюлозы. Его можно наносить прямо на поверхность, а можно лепить из него скульптуры – акустические панели. Натягиваю мембрану и облепляю ее композитом. А потом можно красить, можно не красить – как хочешь.

Однако решить вопрос таким образом не получилось. Есть одна маленькая проблема – и она большая. Я художник и мне скучно лепить простые, одинаковые панели. Мне хочется вдохнуть в них какой-то образ, придать им какую-то оригинальную форму…

 

А это все получается довольно долго, сложно и дорого. А нужно что-то массовое, серийное и доступное. И вот наконец – это появилось! Барабанная дробь, фанфары, свет – с неимоверным удовольствием представляю долгожданное и больше чем уверен многострадальное первое появление на РосХайЭнд компании For Sound, занимающейся акустическими панелями, диффузорами, акустическим оформлением студий звукозаписи и КДП.

В среду, в день заезда смотрю пацаны что-то под лестницей мастырят – шалашик какой-то собирают. Чего там такое творится? Потом понял и возликовал! Но, разумеется, вида не подал, притворился лохом, снял бейдж и подошел как простой посетитель. По задавал всякие лоховые вопросы – поглядеть, как он реагирует. Отлично маэстро реагирует, отвечает просто, доступно на том уровне, котором его спрашивают. Спросишь глубже – он глубже ответит, еще глубже копнешь – пожалуйста! Видно, что это не менеджер, а конструктор – своими руками человек все делает.

А уже на следующий день, надел бейдж, взял блокнот с пером, представился и попросил дать интервью. Маэстро отлично подготовился к выставке и протянул прекрасно выполненный буклет изготовленный, кстати, тоже им самим. Во истину – гениальный человек гениален во всем. Не много жаль, что пришлось разобрать буклет для фото, но ради благой цели.

 

Итак! Были представлены 3 вида акустических панелей разного диапазона: средневысоко частотная весом в 9 кг, низко частотная весом в 15 кг и широко полостная весом 23 кг. Диффузоры представлены двух видов – непосредственно сам Шрёдера весом в 19 кг и SkyLine весом 21. Почему обращаю внимание на вес. Есть такое мнение, что вес акустических панелей не имеет значение – главное форма и объем. Типа можно акустическим поролоном всю комнату завесить и будет ништяк! Это ошибка. Не будет никакого ништяка. Более того, поролоном можно переглушить комнату и звук станет еще хуже и гаже чем до обработки. По заверению маэстро акустическое оформление должно перекрывать 20% КДП и вес акустических панелей имеет огромное значение, особенно для НЧ составляющей. Маэстро привел несколько примеров, не буду утомлять ими читателя, а лучше расскажу то, что мне как конструктору акустических панелей показалось интересным. И как раз, по поводу веса. В планах маэстро утяжелить низкочастотные панели, подвесив на резиновую мембрану пластины свинца. Таким образом он хочет понизить рабочую частоту панели. Умно!

Все используемые в панелях материалы отечественного производства: Россия и Беларусь. Шпон – кавказский дуб. Патриотично! Мастер предлагает к отделке 30 видов шпонированного МДФ и 50 видов ламинированного ДСП. Цены от 15 до 30 К.

Эта выставка была для маэстро дебютной, но он твердо нацелен на успех, рвется в бой и уже подписался еще на одну ХайЭнд выставку. Пожелаем компании For Sound успехов в их нелегком, но необходимом труде и по-джентельменски восхитимся очарованием сотрудницы, представлявшей их стенд.

К сожалению, пока очень немногие аудиофилы задумываются об акустическом оформлении КДП. И это – очень и очень большое упущение. Надеюсь, что благодаря компании For Sound эта ситуация начнет наконец исправляться.

Квадроксиалы

Безусловный фаворит и украшение РосХайЭнд великий и могучий Лёня! Небожитель!!! Почему я так считаю? Проиллюстрирую примером. На РосХайЭнд все участники конечно люди, увлеченные далеко за гранью здравого смысла. Но все это наше маньячество ничто в сравнении с погруженностью Леонида. Или, точнее сказать – его возвышенностью!

Причем, с его точки зрения – нет никакого маньячества, все легко и непринужденно. На второй день с утра захожу угоститься из фирменной Allb-Music кофе машины и тут Лёня вытаскивает из сумки два здоровенных, как я подумал, тороидальных транса.

- Ну и что это? Опять усь попалили?

- Нет, ничего не попалили. Не нравится мне, как в этом помещении по низам играет, вот решил фильтр поправить.

- Это ты за ночь два тора намотал?

- В себя приди! Нет конечно. Просто просчитал, сколько на это помещение нужно добавить индуктивности и подобрал пару готовых катушек, подходящего номинала.

- Тяжелые они?

- Стукнуть тебя ими по твоей дурной башке, чтоб ты понял?

- Не надо, я тебе верю на слово. И чего? Ты сейчас будешь разбирать колонки, вонять канифолью и подпаивать катушки?

- В себя приди! Нет конечно. Просто к акустическим терминалам подцеплю, да и все.

За этой видимой легкостью скрывается и скрупулёзный труд, и миг творческого озарения. Лёня просто живет своими АС и благодарный зритель чувствует, слышит и высоко это оценивает. И это – при полностью оригинальной конструкции. Отменный звук при авторском видении. Так быть и должно. На первом месте звук, а уже потом оригинальность. А то бывает, что придумал инженер оригинальную конструкцию и ходит кичится – смотрите, до меня так никто не делал! Но звук то – дрянь. Может поэтому никто так и не делал, что результат посредственный!

А вот если компонент прекрасно звучит и при этом обладает оригинальной, авторской конструкцией – вот тогда да! Респект и уважуха! Лёня из таких. Поясню на популярном уровне – в чем оригинальность.

Рупорное оформление используют не часто и как правило фрагментально. Обычно пищалку в рупор помещают, реже СЧ. Иногда ширик в рупор ставят. Но так, чтобы и ВЧ и СЧ и НЧ были в рупоре – это высочайший эксклюзив.

Дальше коаксиалы - что это? В естественных условиях звук распространяется из точечного источника. То есть когда артист поет, звук идет не из плеч, живота и колен, а изо рта. А когда мы того же артиста слышим в АС, звук идет из ВЧ, СЧ, НЧ, разнесенных под час от рта до колен. И это нехорошо. Для борьбы с этим явлением придумали коаксиалы – когда один динамик помещается внутрь другого. И тогда весь звук идет из одного источника. Обычно пищалку ставят внутрь ширика. Реже совмещают три полосы. А у Лёни их аж четыре.

Ну и наконец – почему квадратные? А чтоб не катались – небось подумали вы и оказались правы. Но не только. Еще дело в том, что диффузор каждой последующей полосы является рупором и механическим фильтром для предыдущей и очень важно было точно свести рупор корпуса с рупором динамика. При четырехугольной форме это удобней. Кроме того, больше излучательная площадь диффузора при меньшем размере корпуса. Лёня особо упирал, что стык рупора корпуса с динамиком – слабое место. Квадратной формой он это место усилил.

На РосХайЭнд 2022 Лёня представил свои новые рупорные АС на базе динамика квадроксиала. Размер НЧ эквивалентен площади круглого диффузора в 21 дюйм. Изготовлен из сэндвича бумага плюс вспененный полимер. СЧ диффузор – формованная бумага, эквивалент 10 дюймам. ВСЧ – алюминиевые соты, кольцевая мембрана диаметр 70 мм. ВЧ – титановый купол, диаметр 35 мм. Четыре полосы. Частоты раздела 350 Гц, 800 Гц, 4,5 кГц. Чувствительность 100, 5 Дб. Вес 110 кг. Частотный диапазон 21 Гц – 31 кГц плюс-минус 2Дб. Акустическое оформление – широкогорлый рупор и вариовент.

Предложил Лёне своими словами донести до публики основной концепт. Лёне моя просьба не понравился настолько, что он поморщился.

- Напиши так! Квадратный динамик лучше согласовывается с прямоугольным рупором, за счет чего уменьшается неравномерность на средних частотах и увеличивается площадь излучаемой НЧ поверхности на 30%. Всё! Видеть тебя желто-зеленого-еллоу-грин больше не могу! Если кофе не хочешь, то пошел прочь с глаз моих!

- А если хочу?

- Тебе какой?

С теплой благодарностью вспоминая Лёнин кофе, хочу отметить, что помимо разработки и производства оригинальных динамиков и АС, он занимается еще и ремонтом динамиков. Посылал к нему клиентов – все были очень довольны. Да что и говорить! Буквально на этом РосХайЭнд Лёня героически и самоотверженно, подручными средствами спас замятую вредителями пищалку. Респект и уважуха. Вкусный и ароматный кофе, приятное интеллектуальное общение, изумительный звук – чем не лучший стенд?

Noize Fabrik

У инженеров и конструкторов, как правило, очень трудно брать интервью. Вот когда он сам с увлечением что-то рассказывает – заслушаешься! Ну просто водопад искрометных высказываний, переполненных глубочайшим смыслом – хоть утони в нем! Но как только достаешь блокнот с пером и говоришь, что это репортаж – всё! Красноречие и глубокомыслие тут же исчезают, а вместо них остается хилый, чахлый ручеек, из которого не умыться, не напиться. Помятуя об этом, я подходил к Сане несколько раз, вроде как просто поболтать. А сам внимательно выслушивал, чтобы можно было использовать в репортаже. А с блокнотом и пером подошел уже в самом конце, когда репортаж в целом сформировался.

В прошлом году Саня повредил ногу, его плохо лечили, и он пропустил РосХайЭнд. Хотя программу подготовил – две пары АС. И на этот год, чтоб не нарушать градацию, привез прошлогодние образцы, хотя у него уже готовы новые экземпляры. Все привыкли, что у Нозе Фабрик как правило открытое оформление. А тут – обе пары фазоинвенторные. Подходит постоянный посетитель, начинает расспрашивать

- Что это вы от открытого оформления ушли? Решили сменить стратегию?

- У меня многовекторная стратегия. Я и открытый, и закрытый и с фазиком и хоть с панелью акустического сопротивления могу сделать. Смотря куда потечет конструкторская мысль. В том году вот так протекла, через фазики. У меня есть видение – какой я хочу получить звук. И есть средства и способы это видение реализовать в АС. В независимости от акустического оформления. Должно быть слышно, что это авторское видение, слушатель должен понять, что это мои колонки. По большому счету – чего там в АС сложного-то? Корпуса, динамики, фильтры, провода да клеммы. Однако ж, все АС играют по-разному. Тут – кто как себя реализует. Одними и теми же красками можно написать прекрасную картину, а можно покрасить забор. И приблизительно одними и теми же словами можно написать роскошную поэму, а можно испортить все тот же свежепокрашенный забор.

Мне настолько нравится творчество маэстро, что на последнее воскресное прослушивание, попросили у него пару старших АС. Они у него предусмотрительно на колесиках, без проблем подкатили и подключили. Отыграли с ними прекрасный сет. Отличные колонки, но помещение для них здоровато и повыше бы их приподнять, чтоб пищалка была на уровне уха стоящего слушателя.

Никаких буклетов на прошлогодние колонки Саня распечатывать не стал, от руки переписал характеристики младшей модели. Старался, чтоб не выводить его из душевного равновесия, сделать это незаметно, но он меня все равно запалил.

Трехполосная АС, акустическое оформление фазоинвентор в пол. Чувствительность 89 Дб. Сопротивление 5 Ом. НЧ 8 дюймов бумага, СЧ 4 дюйма бумага, ВЧ 1 дюйм шелковый купол. Частоты разделения 500 и 3000 Гц. Габариты 103Х32Х23 см. Масса 17 кг. Цена 100 К.

Кстати, не мы одни заинтересовались АС маэстро. Он их на колесиках постоянно возил туда-сюда. То эти попросит, то те… Пользуются его АС большой популярностью – и по праву.

Electrotone. Лаборатория ВК

У Ромы последнего взял интервью – никак не мог его поймать. Он то здесь то там, то здесь то там… В воскресенье схватил его за пуговицу на футболке и попросил дать интервью. Ромчик – красавчик! Без всяких там волнений и стеснений тут же, не сходя с места, мне его и дал. К этой выставке Электротон представило несколько новинок. Прецезионный усилитель для наушников, собранный по схеме усилителя постоянного тока. Усилитель по сопротивлению и мощности перекрывает весь диапазон существующих наушников от 4 Ом до бесконечности. Полтора Ватта на канал. От 0 до 50 кГц. В цепи прохождения сигнала нет ни одного конденсатора. Усилитель передает все транзиенты и атаки.

Гибридный усилитель мощности. Структурная схема. Ламповый предварительный усилитель и драйвер, транзисторный усилитель мощности. Без ООС. Мощность 4 Ом 200 Ватт чистого синуса. 8 Ом – 100 Ватт. Усилитель абсолютно линейный. 18 Гц – 50 кГц плюс-минус 0,2 Дб. Вес 35 кг. Мощность сетевого трансформатора 1 кВт. Великолепная передаточная функция и динамика.

Лаборатория ВК всегда звучит отлично, не подвели и в этот раз. Рома крутил программу с винила и СиДи – у слушателя была возможность сравнить и сопоставить эти форматы. Винил рулит!

Еще хотел взять интервью у Зыкова и Георгия Крылова. Но, по своей нерасторопности – не успел. Хотя бы добрым словом упомянуть их стенды.

NewArtVinyl

И напоследок стенд NewArtVinyl. В данном случае, репортаж мне придется брать у самого себя, а так как я и как репортер и как интервьюер порядочно утомился – буду краток. На 21 РосХайЭнд мы представили 2 новые модели 9-дюймовых тонармов – средний и легкий. Что любопытно, в обоих тонармах поворотные узлы и вообще все детали полностью идентичны кроме трубки тонарма и груза противовеса. В одном случае, трубка у тонарма карбоновая с эффективной массой 7 грамм, а в другом – титановая с эффективной массой 11 грамм.

Разумеется, что тонармы эти играют совершенно по-разному и можно быть точно уверенным, что разница эта обусловлена исключительно физическими свойствами материала трубки тонарма. Интересное получилось исследование – влияние материала трубки тонарма на звучание системы.

Нас спрашивали – алюминиевые не пробовали? Нет не пробовали и не собираемся. В нашем случае это исключено. У нас из алюминия сточен весь поворотный узел. А вставлять алюминий в алюминий не хорошо с точки зрения борьбы с резонансами. Должно быть механическое соединение алюминия и чего-то еще.

Для чего вообще конструировать такие легкие тонармы? Для высоко податливых иголок, коих пересчитать по пальцам одной руки. Но иголки эти популярные, народ их любит – вот, расширили ассортимент тонармов для любителей игл с высоким комплеансом.

В этом году, по просьбам виниловодов, выставили на продажу тонармовые провода из медного литца. Производить то мы их давно производили – мы для своих тонармов сами проводку плетем, а вот в этом году – выставили на продажу. Так же, в первые, выставили провода для шелла из медного литца и серебряные коннекты для иголки.

И тонармовая проводка и провода шелла разделаны такими серебряными коннектами и распаяны 20%-ным оригинальным серебряным припоем.

Так же на стенде были представлены 2 вертушки с тремя 12,5-дюймовыми тонармами Черный Аист, наши фоники, пред, концы, кабельная обвязка, а также супертвиттеры. Собственно – не нашего, на стенде были только иголки и АС. При транспортировке пережали проводку тонарма, шелк смялся, лак слетел и провода стали коротить – а мы не сразу это заметили. Включили – вроде играет. А как там оно играет – поди на выставке разбери. Но зрители обратили наше внимание, стали в наушниках слушать – точно, что-то не то. Когда тонарм водишь туда-сюда – хруст и гул стоит. Выбыл один тонарм с ММ иглой. Дальше крутили на двух МС иголках.

И терминал у колонки отломали. К вечеру пятницы подустал и хотел у Валери на пол часика пораньше отпроситься. Но не стал, решил потерпеть. И правильно сделал! Валери в тесноте наступил на провод и отломал коннект. Кричит – Димон, беда! Я коннект сломал.

Подумал, что сломался серебряный банан акустического кабеля, который я делал. Но нет. Серебряный банан согнулся, но не сломался. А вот латунный терминал не выдержал и в том месте, где большое отверстие под провод – сломался. Вот, думаю, как мне повезло, что я не уехал. Если бы я отпросился на 10 минут раньше, то оказался бы виноват с ног до головы. Пронесло.

На следующий день привезли дрель, засверлили четверкой обломок коннекта и вставили в отверстие банан. А после выставки Валери достал из колонки кусок коннекта, припаял серебряным припоем латунный обломок и заново позолотил. Погнутый серебряный банан – отрихтовали. Мы ж ювелиры! И проводку в тонарме поменяли – стала лучше новой!

Валери незадолго до выставки ездил в Питер на конференцию по художественной обработке металла и никак не мог мыслями от своей конференции оторваться. Два дня сидел, ювелирку в телефоне разглядывал, к стенду вообще не подходил. Чёй-то думаю с ним? Обычно он рвется в бой – Димон отойди, я сам! А тут сел и вообще глаз от экрана не отрывает – турмалины разглядывает, аквамаринами любуется… Но, на третий день разошелся и включился в работу. А то – конференция в Питере — это хорошо, но у нас тут в Москве свои дела – не менее, а может даже и более важные. Друзья мои – буду заканчивать. Отличная выставка, Оргкомитету и лично Дмитрию Свободе, всем участникам и посетителям огромное спасибо. Если в моем рассказе ненароком, в погоне за красным словцом кого-то задел своим острым пером – прошу простить великодушно!