В этом году Campfire Audio расщедрилась на новинки, причем охватила обновлениями сразу несколько сегментов — представила среднебюджетную линейку, в которую вошли гибридные Mammoth и Holocene, а также более доступную серию с Satsuma и Honeydew.
Однако одна из наиболее популярных линеек у CA — «звездная», в которую входят наушники, посвященные самым разным небесным светилам и событиям. В этом тесте как раз встретились два представителя разных эпох и даже идеологий бренда: новенькие гибридные Mammoth и уже два года как существующие на рынке динамические Equinox.
И это не сравнение двух моделей — скорее попытка понять, насколько же глубоко сидит та суть, которую Campfire Audio вкладывает в свои наушники, и можно ли ее проследить в настолько разных устройствах. Как конструктивно, так и идеологически.
Синий мамонт
Не устану повторять: я люблю технику с отделкой в цветах, отличных от черного и серебристого. И если производители полноразмерных компонентов радуют меня редко, то уж с наушниками все в порядке. Судя по позиционированию, Mammoth являются наследниками модели Polaris, и отделки это тоже касается — корпус у них глубокого синего цвета.
С мамонтами вообще не ассоциируется — скорее с какими-нибудь плезиозаврами, бороздящими бездны древнего океана. От мамонтов ожидаешь чего-нибудь коричнево-серого — но такую отделку припасли для модели Holocene.
Корпус у Mammoth геометричный, с точно просчитанными гранями — причем спроектирован он так, что эти грани нигде не впиваются в ухо и никоим образом не мешают. Корпус достаточно плоский, в звуковод переходит после небольшой ступеньки. Звуковод изготовлен из нержавеющей стали и оформлен черным PVD-покрытием. Носик длинный, аккуратный, и в нем сразу же вырезаны отверстия — отдельной вставленной сеточки нет.
В эти отверстия выходят звуководы от трех излучателей: двух арматурных и одного динамического. Арматурные отвечают за средние и высокие частоты, басом же занимается 10-мм динамик с диафрагмой из биоцеллюлозы.
Элементы алюминиевого корпуса, выфрезерованного на станке, по фирменному обычаю скреплены винтами с трехлучевыми шлицами. Возле одного из винтов находится небольшое отверстие для выхода воздуха. Коннекторы — обновленные MMCX из бериллия и меди. С этой точки зрения Mammoth выглядят как привычные Campfire Audio. Но есть в них и пара неожиданных элементов.
В модели этой линейки разработчики добавили немного люминофора — так что логотип бренда, украшающий корпуса наушников, а также штекеры кабелей светятся в темноте. И на кабеле нужно остановиться отдельно.
Мне кажется, это один из самых удобных кабелей, когда-либо выпущенных Campfire Audio. Он туго свит из двух проводов, сам по себе достаточно плотный, не путается, снабжен заушными дугами. Но самое главное — у него вообще нет никакого микрофонного эффекта.
Если помните, была такая старая реклама iPod с танцующими на цветных фонах белыми силуэтами, трясущими в воздухе руками с плеером, к которому тянется кабель наушников. Так вот с Mammoth можно проделать то же самое — и кабель на такие действия вообще никак не отреагирует.
Этот кабель перешел к модели от старших наушников бренда — в каталоге он называется «дымчатый литцендрат». За дымчатость отвечает темная оплетка, а за литцендрат — 4-жильный проводник из покрытой серебром меди. Кабель легкий, практически неощутимый — в том числе и за счет того, что не путается и никак не реагирует на соприкосновение с различными предметами.
На кабеле и наушниках флуоресцентная отделка не заканчивается: ей же оформлен и комплектный кейс — полукруглый и с молнией. Эта самая молния как раз и светится в темноте — вместе с пластиной с логотипом бренда. Кейс же изготовлен из яркой ткани с принтом в стиле 60-х и выглядит очень забавно. Внутри он оформлен той же пушистой тканью, что и более традиционно выглядящие кейсы для наушников CA.
Комплектация богатая: помимо самих наушников, кабеля и кейса в достаточно крупной коробке лежат пять видов насадок Final E, три пары пенных насадок и еще три — классических силиконовых. К насадкам прилагаются три сетчатых мешочка, каждый — с двумя отделениями и затягивающейся застежкой, а еще есть инструмент для чистки наушников и металлический значок с логотипом CA.
Универсальная форма
Про отделку Equinox стоит сказать, что это те наушники, которые всегда будут выглядеть пыльными. А все потому, что они напечатаны на 3D-принтере из запатентованного материала черного цвета, и слоистая текстура печати создает эффект светло-серых разводов. Особенность модели Equinox в том, что ее выпускают всего по 100 пар в год, и официально в Россию поставляется универсальная версия наушников (но есть еще и кастомная).
У тех Equinox, что доступны на нашем рынке, используется посадка с чуть укороченным звуководом, за счет чего наушники садятся не так глубоко, но и в ушах ощущаются менее инородно.
Форма корпуса просчитана так, чтобы наушники максимально комфортно сидели в самых разных ушах, и мне она отлично подошла — и звуковод приятной длины, и сам корпус хорошо лег в ушную раковину.
Кстати, звуковод необычный. Он немного сплющенный, неровный и является единым целым с корпусом. На нем два отверстия — одно побольше, другое поменьше. Несмотря на непростую форму, стандартные амбушюры с круглыми выводами садятся на этот звуковод нормально. Судя по другим обзорам, овальную форму звуковода сохраняют практически во всех случаях, даже в кастомных вариантах.
Единственный металлический элемент на черном корпусе — это пластина с логотипом компании, переходящая в разъем MMCX. Он медно-бериллиевый, как у всех старших моделей бренда. Крепится эта пластина, как принято у Campfire Audio, винтами под трехлучевую отвертку. На ней есть небольшое отверстие для воздуха — и еще одно расположено под разъемом.
Но на самом деле это не просто пластина, а внешняя часть оснастки динамика, вокруг которой уже налеплен сам корпус. Такая схема и прочность повышает, и звуку придает основательности.
Внутри корпуса, отпечатанного безо всяких швов, находится конструкция из запатентованных акустических камер под названием Polarity Tuned. На эти камеры нагружена главная фишка Equinox: одинокий 10-мм динамический излучатель с диафрагмой из A.D.L.C. — аморфного алмазоподобного углерода. Как говорят в CA, ничто не сравнится с той слитностью, которую может обеспечить при воспроизведении один-единственный широкополосный динамик.
Та версия Equinox, что попала ко мне, комплектуется кабелем с серебряными проводниками в прозрачной оплетке и без заушин. Инструмент для чистки тоже есть, но вот сама комплектация выглядит менее нарядной, чем у Mammoth — все из-за более суровой, черной коробки и такого же сурового, черного, жесткого кейса, оформленного кожей, а не разноцветной тканью. В общем, с этими наушниками все серьезно.
Звук до начала времен
В описании Mammoth разработчики обещают «мускулистый звук» и «доисторическую эпичность» — и не врут. Звук действительно массивный, масштабный, с некой долей олдскульности, благодаря чему он отлично сочетается со старым роком.
В нем есть немного теплоты, а мягкость сочетается с точностью в отличной пропорции, которая не дает упрекнуть наушники за излишнюю расхлябанность и при этом показывает все нужные детали — и даже больше.
Особенно хорошо это чувствуется в басе — немного винтажная валкость с достаточно сочной атакой, которая не дает битам и ударам собраться в кучу, а оставляет их раздельными. Как ни странно, такой характер баса идеально подошел драм-н-бейсу с элементами современного дабстепа — музыка получила долю естественности, которой у нее не было изначально, сохранив при этом четкость долбежки.
Середина не самая обычная: в ней будто бы есть небольшой провал где-то в самом начале. А в верхней части — наоборот, подъем, который добавляет общей яркости всей мелодии. Зато этот подъем будто бы открывает звук, придает ему тот самый «доисторический масштаб».
Эти наушники отлично отрабатывали саксофоны — как в те моменты, когда они трубят, словно испуганные слоны, так и в более лиричных и мелодично-переливчатых фрагментах. В этом инструменте, играющем в довольно большом диапазоне, Mammoth смогли раскрыть и массивность, и яркость, и резкость, и полноту.
А вот в инструментальных гитарных мелодиях — что с электро, что с акустикой — мне немного не хватило послезвучий. Казалось, будто наушники боятся тянуть звуки и обрубают их слишком резко, не давая им еще чуточку повибрировать. Из-за этого часть треков Rodrigo y Gabriela плюс пара композиций John 5 звучали куцыми, собранными наспех.
На голосах это тоже сказалось — казалось, Imogen Heap в «The Moment I Said It» пела быстрее, чем обычно. При этом мелкие фоновые детали на фоне ее голоса раскрывались ярче и раньше. Как ни странно, вокал Трента Резнора от такого подхода даже выиграл — может, прибавилось немного фатализма.
Высокие частоты яркие, но без раздражающей хрустальности — здесь всего в меру. Шорохи и звон перкуссии, звон переливчатых сэмплов, едва зарождающихся где-то в глубине — все это Mammoth показывают четко и именно там, где нужно.
Хотя к сцене есть немного вопросов. Она показалась не очень объемной, хоть и масштабной. От нее есть ощущение просмотра кино в IMAX в 3D — пожалуй, это будет наиболее подходящим описанием. Она большая и трехмерная, но до захватывающей дух реальности все же не дотягивает.
И это не помешало мне получить неимоверное удовольствие от звука в эпизоде с Полиной в новой «Call of Duty: Vanguard». Там есть момент, когда она несет в руках ящик с бутылками — и они совершенно отчетливо гремят где-то внизу.
Выстрелы сочные, точные, четкие, у них остается правильное гудяще-оглушающее послезвучие. Масштаб взрывов передается шикарно — мощный, плотный звук с точным позиционированием образов сполна погружает в атмосферу бомбардировки Сталинграда, где чувствуется необходимость выжить.
И особенно хорошо эти наушники раскрываются на большой громкости. Их хочется слушать, выкрутив регулятор сильнее, чем наполовину — несмотря на то, что в плане сопротивления Mammoth не являются такой уж серьезной нагрузкой.
Измерения вполне соответствуют моим ощущениям. АЧХ до 1 кГц достаточно линейная и имеет небольшой уклон — она более пологая, чем кривая Хармана, на которую молятся любители графиков. Небольшой перепад между 1 и 2 кГц, судя по всему, как раз и дает ту самую немного винтажную окраску.
Высокие частоты выглядят убедительно аж до 8–9 кГц, но выше может не хватать воздуха — впрочем, это наверняка можно подправить подходящими амбушюрами. В целом график показывает достаточно мониторный характер модели, который подойдет и для профессиональных нужд, и для прослушивания музыки.
С искажениями никаких проблем — лишь в районе 500–1 000 Гц есть подъем до 1%, а в остальных областях, в том числе и в низких частотах, график едва достигает 0,2%. Еще один балл в копилку к мониторности.
Хранилище комфорта
Разработчики Equinox не зря говорили про слитность звучания — после Mammoth они звучат именно что цельно. Каждая нота плавно и ровно перетекает в следующую — без резкости и разницы в характерах.
В Equinox тоже чувствуется это чудесное сочетание мягкости и детальности, которым порадовал бас в Mammoth — но здесь оно распространяется на весь диапазон воспроизводимых частот. Бал правит мидбас — сочный, плотный и четкий, достаточно ровный и не доминирующий над другими частотами.
На середине явно есть подъем — не очень большой, но ощутимый, придающий голосам и инструментам дополнительные объем и массу. Здесь послезвучия не потерялись, а наоборот — иногда казалось, что пора бы их отпустить, но Equinox очень мягко и аккуратно уводили их хвостики в пустоту.
Сами голоса кажутся выдвинутыми чуть поближе, что добавляет сцене глубины, уводя бас дальше и раскидывая вокруг мелкие детали. Расстановка акцентов в Equinox вызывает очень противоречивые ощущения: с одной стороны, каждый элемент мелодии цепляется за другой, создавая единую картину, с другой же — от такого поведения в звучании не пропадает текстура.
Это тот звук, который хочется назвать богатым. В нем хочется купаться, как Скрудж Макдак в хранилище с золотом, и постоянно обнаруживать что-то новое. Случается такое нечасто, но все же бывает — например, те же саксофоны у 1/2 Orchestra в «Island» зарождаются пораньше, чем обычно.
В отличие от арматуры, верх дает меньше воздуха и больше осязаемости. В этих наушниках практически нет контраста между подачей баса, середины и высоких частот — характер сохраняется во всем диапазоне, он мягок, приятен, комфортен, но при этом честен. Не до безобразия — тест шумным «Биопсихозом» Equinox прошли без снобизма, оставив искажения, но не подчеркнув их.
Может, мне чуть не хватило резкости на верхах в электронной музыке, особенно на пищащих звуках, но мелодии с мягкими переливами на верхах и с аккуратными шорохами звучали прекрасно.
Здесь измерения говорят о том, что плотный, но при этом разборчивый бас мне не почудился — приподнятая, но ровная полка до 150 Гц как раз это и обеспечивает. Да и сам характер спада в СЧ-диапазоне смещает акценты к области баса и нижней середины.
Этот перекос компенсирует заметный подъем на 8 кГц — без него наушники играли бы темно и скучно, а так создается то самое ощущение смешения пышного басового комфорта с детальностью. К тому же, небольшие горбики в среднечастотной области придают вокалу чуть больше жизни и чувственности.
Искажения соответствуют высокому классу Equinox: от 40 и до 400 Гц едва наберется 0,1%, а рост в промежутке 1–2 кГц не дотягивает до 0,4% на пике. Лишь в районе 25 Гц искажения доходят до 1%, да начинают плясать в районе самых высоких частот — но здесь виноват естественный спад отдачи динамического излучателя.
Фамильные ценности
Все же есть у наушников Campfire Audio общая черта, которая явно видна и в гибридных моделях, и в не гибридных — это отличный баланс между комфортной мягкостью звучания и его подробностью.
Mammoth, фактически заменившие собой Polaris, стали чуть более темным, но при этом и более сбалансированным вариантом. В этих наушниках хватает резкости и точности — кажется, будто они больше подойдут именно для аналитического прослушивания, где хочется отслеживать мелкие элементы.
А вот Equinox — это бездна аудиофильского уюта. Начиная от посадки и заканчивая тем, насколько в себя погружает их звучание за счет прекрасной цельной подачи, сохраняющей характер на всем пути.
Campfire Audio Mammoth: богатая комплектация, забавный дизайн, близкий к мониторному звук, не теряющий при этом живости, отличный кабель
Campfire Audio Equinox: очень комфортная посадка, очень комфортное звучание, остающееся подробным, цельный характер подачи во всем диапазоне частот
Campfire Audio Mammoth: иногда звучат резковато, строят достаточно простую, хоть и масштабную сцену, винтажный налет звучания в низкочастотной области подходит не ко всем жанрам
Campfire Audio Equinox: высокие частоты иногда выглядят упрощенными на фоне яркой арматуры
Campfire Audio Mammoth — 49 990 рублей, Campfire Audio Equinox — 129 990 рублей
Campfire Audio Mammoth
Излучатели: 1 динамический и 2 арматурных, изготовленные на заказ
Диапазон частот: 5 Гц — 20 кГц
Импеданс: 8,1 Ом
Чувствительность: 94 дБ
Особенности: алюминиевый корпус, звуковод из нержавеющей стали
Кабель: 1,2 м, сменный, бериллиево-медные коннекторы MMCX, посеребренная медь, покрытые люминофором штекеры
Штекер: 3,5 мм TRS, Г-образный
Комплектация: тканевый жесткий кейс, пять пар амбушюров Final Audio E, три пары фирменных пенных амбушюров, три пары стандартных силиконовых амбушюров, инструмент для чистки
Campfire Audio Equinox
Излучатели: 1 динамический 10-мм с диафрагмой из аморфного алмазаподобного углеволокна
Диапазон частот: 5 Гц — 20 кГц
Импеданс: 19 Ом
Чувствительность: 105 дБ
Особенности: напечатанный на 3D-принтере кастомный корпус с вставкой из нержавеющей стали, в которой крепится динамик
Кабель: 1,2 м, сменный, бериллиево-медные коннекторы MMCX, серебро
Штекер: 3,5 мм TRS, Г-образный
Комплектация: кожаный чехол на замке, инструмент для чистки