Определить полюса у динамиков без разбора колонок • Stereo.ru
Вопрос Hill67 25

Определить полюса у динамиков без разбора колонок

Добрый день!

Есть напольные колонки у которых отсутствуют акустические терминалы.

Судя по крышке стояли под бивайринг.

Видимая разводка через крышку терминалов выполнена проводом одного (Серого) цвета.


На лицевой панели динамики прикручены будто изнутри. Нет видимых болтов.

И все вокруг поверхности лакированные, не хочется даже пробовать ковырять.

Вопрос в чем, можно ли как-то не разбирая колонок тестами или как-то определить полярность динамиков плюс минус для правильного подключения к усилителю.

Ответы

Alex

Полярность включения НЧ динамиков в АС можно легко определить с помощью обычной батарейки 1,5В. Подключаете батарейку к проводам АС и смотрите на сам НЧ динамика, при подаче на него питания от батарейки диффузор динамик либо выдвинется вперед, либо втянется назад. Запомните полярность подключения батарейки, когда диффузор выдвинется вперед, это и будет "правильной" полярность подключения колонок к усилителю. Отметьте плюсовой провод акустического кабеля на Ваших АС, например, красным фломастером, что бы в дальнейшем не проводить процедуру определения полярности подключения АС к усилителю.

Bbhob @Alex

там говорят под бивайринг провода выведены, пищалка может не пережить такого отношения, отя конденсатор должен быть перед ней, конечно, но по ней сложно будет понять куда

SQual @Bbhob

Интересно, минусаторы хоть как-то пытаются вникнуть в суть сообщения, пусть несколько коряво написанного ? Топикстартер задал вопрос из разряда "как отличить пред от мощника?", соответственно запросто может не различать термины биамп и бивайр, а учитывая ампутированные у АС терминалы вполне можно предположить, что их бимапом подключали, предварительно ампутировав и встроенные кроссы. И в таком случае есть некоторая вероятность спалить пищалку добротной щелочной батарейкой. Именно от этого хотел предостеречь Bbhob. А может и нет такой вероятности, не имею желания проверять, нет под рукой ненужной пищалки )))

P.S. Пусть меня хоть забанят, но было б весьма приятно видеть, что такие вопросы остаются без единого ответа. Тогда в форуме будет гораздо реже всплывать подобное недоразумение (мягко выразился). Всегда и везде воспринимаю вопросы с уровнем сложности "минус 10 по 10-балльной шкале" как прямую форму неуважения.


Bbhob @SQual

Да сам метод мне не нравится, у пищалки РЧ от 500 Гц и выше, дотронешься батарейкой, купол ВЧ через конденсатор куда-то дёрнется (на НЧ смещается отчетливо, там нет конденсатора по ходу тока и скорости в сто раз ниже), с такой скоростью в миллисекунды что не увидишь. «Мастера» придерживают пальцем, чтоб понять куда, тактильно это чувствуется, трогать купол пищалки по мне не есть хорошо, а иногда и не добраться.

Вобщем чем больше будет данных тем лучше.

SQual @Bbhob

Хм, при определенной топологии кроссов вполне нормально, когда ВЧ включен в противофазе к мидбасу (например для устранения провала на частоте раздела при втором порядке по Баттерворту). Также встречаются АС, в которых при сборке просто перепутаны полярности пищалок (что, кстати, не так просто понять сходу, когда перепутана полярность включения пищалок на обеих АС). Более того, в конкретных условиях работы АС пользователю вполне может больше понравиться (подойти) звучание ВЧ-головок в фазе, отличной от заводского варианта.

Bbhob @Bbhob

Это уже следующий вопрос. Я бы все-таки рекомендовал определить полярность мидвуфера, а потом методом тыка подбирать верное соединение твитера, гоняя свиптон.

SQual @Aleks

То есть НЧ-головка включена в противофазе с выходом усилителя (+ к - , а - к +) ??? Ежели это правда (блин, трудно переварить!) , то видимо в этом есть смысл, вряд-ли разработчики JBL не шарят в звуке )))

AppleY @Aleks

что, у всех JBL, от Эверестов до автомобильной трехполоски 6х9 90-х годов?? Можно какой то документик или статейку про это удивительное изобретение?

AnegiN

в общем методика как определить фазу вч с сч и сч с нч... выбираем частоту на которой они парой работают... генерируем ее с ноутбука в аудиоредакторе... и соотвественно если они работают на ней в фазе то звучать она будет громче если в противофазе то она будет тише... там же кстати и по стереосигналу можно фазу умножать на противофазу...

Max_bcaa

Марка и модель акустической системы известна? Можно и фото позгрузить, а то из описанного можно подумать на Элегию))

Gorbatov

Если поверхности такие лакированные - скорее всего акустика серийная. По фото можно поискать что за модель, даже если нет опознавательных табличек, а по модели - характеристики и прочее.

Komarik

Есть ещё тестовые диски, с помощью которых можно на слух определить в фазе или противофазе работает АС

AnegiN @Komarik

поддерживаю! на некоторых тестовых дисках есть трехполосный тест фазы и противофазы... там прям по русски так и говорят "средние частоты фаза... средние частоты противофаза"... жаль ссылку на диск сейчас не найду но в инете доступен... по ним как минимум можно подключить колонки одинаково... хотя конечно не плохо бы попасть именно плюсом в плюс...чтобы удар по барабану был движением вперед а не назад... но тут уже можно точно зная какие провода отвечают за басовик его батарейкой тестить... и дальше как с настройкой гитары от него отталкиваться... если конечно колонки такие что его видно... а то на 25-ас109 этот прием не пройдет...


хотя... сейчас подумал... а ведь пищалка на баттервортах второго порядка подлключена в противофазе к среднечастотнику...


в общем возможности определить есть но для более точной методики нужно больше информации от автора на счет количества полос в колонках и количества проводов на выходе из нее...

Wadim

При измерении специально подключают полосы "неправильно" для проверки качества сведения полос.

На картинке синяя линия - когда фазы подключены неправильно. На это слышно довольно хорошо. Фазовое согласование очень важно. Для меня это даже важнее линейности АЧХ, т.к на неправильную фазу наше ухо реагирует довольно остро.


SQual

Кстати, Вадим, а при втором порядке (по Баттерворту) обязательно-ли переворачивать пищалку относительно мидбаса, чтоб убрать провал на частоте раздела? В теории вроде как это неизбежно.... может все-же подбором частоты среза кроссов для НЧ и ВЧ можно провала избежать?

Wadim @SQual

Все очень индивидуально и зависит от конкретной конструкции. На фото выше эл. второй порядок на нч и третий на вч и без переполюсовки. Я делал разные конструкции, к примеру, на нч первый порядок и на вч второй, но без переполюсовки. Есть полочники второй порядок на на и вч и тоже без переполюсовки. Поэтому - возможно по-разному.

SQual @Wadim

Спасибо за ответ! На ВЧ попробую третий порядок, правда это несколько дороже выйдет (номиналы кондеров существенно больше).

Bbhob @SQual

Не самое страшное. Гораздо больше доставляет, что третий порядок и выше это неустойчивые фильтры, то есть небольшое непопадание в номиналы деталей влечет за собой резкое изменение частоты среза, крутизы спада итд итп.

Bbhob @SQual

можно устроить сдвиг по фазе например заглубив или выдвинув динамик вперед, этим тоже можно пользоваться

SQual @Bbhob

Думал об этом, даже не поздно воспользоваться приемчиком, благо корпус пока не изготовлен (только собираюсь заказать распил плит МДФ). Эстетика несколько пострадает, ибо хочу сделать переднюю панель ступенчатой , то есть плоскость установки ВЧ-головки сместить "вглубь" колонки, дабы купол ее был в одной плоскости с пылезащитным колпачком мидбаса.... Только тогда сложнее окажется максимально сблизить оси излучения головок (что однозначно хочется сделать).

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.