Молодежь называет компакт-диски отстоем, старшее поколение окрестило записи МР3 музыкальными консервами. Примирить отцов с детьми должен автономный цифроаналоговый преобразователь (ЦАП), приближающий звучание сжатых файлов к качеству CD-DA. Участники теста: цифро-аналоговые преобразователи с USB входом ценой от 7000 до 38000 руб

Cambridge Audio Azur DacMagic - 15000 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Достоинства

Полная функциональность при сравнительно невысокой цене

Недостатки

Отсутствует выход на наушники

Модель британской фирмы Cambridge Audio можно расположить горизонтально или буквально «посадить в галошу»: прилагается постамент из твердой резины, в который аппарат становится вертикально. Схема фильтрации имеет топологию с двойной дифференциальной виртуальной «землей», причем тип фильтра пользователь может выбирать самостоятельно. порт USB принимает сигнал 16 бит/44,1 или 48 кГц (сигнал с 32; 88,2 и 96 кГц принимается по «оптике» и коаксиалу). есть функция изменения фазы.

Звучание файлов FLAC приближалось по субъективным ощущениям к тем, какие наши эксперты испытывали при прослушивании SACD. при подключении к редакционному DVDплейеру бюджетного класса «компакты» зазвучали ничуть не хуже, чем на CD-проигрывателе, стоящем в несколько раз больше вышеупомянутой DVD-вертушки и цап’а вместе взятых. аппарат оправдал свое название (magic = волшебство).

АЧХ ниже средней в подборке величины. На краях диапазона отмечается пологий спад; он не превышает 0,2–0,3 дБ, поэтому не является критичным. Дисбаланс каналов минимален и не вызывает опасений. Коэффициент нелинейных искажений очень стабилен (это хорошо видно по графику) и тоже находится в пределах нормы. Входной сигнал не инвертируется. Интермодуляционные искажения весьма малы. Паразитные гармоники отмечаются лишь на частотах выше 20 кГц, да и то с минимальным уровнем — так что на звучание они не влияют. В общем и целом, измерения подтверждают, что заявленная цена устройства является реалистичной.

Hegel HD2 - 15000 руб. - Приз симпатий.

Звук 4

Конструкция 3

Достоинства

Малые размеры

Уникальный генератор тактовой частоты

Недостатки

Входной сигнал принимается только по USB

Норвежская фирма Hegel — небольшая, к каждой разработке она подходит с отеческой любовью и вниманием. подтверждает это и HD2, созданный на основе популярной полноразмерной модели HD10. Выброшены все входы, кроме USB, а также источник питания (оно поступает по USB-шине). но главное достоинство HD10 сохранилось. Это фирменный, уникальной конструкции, генератор тактовой частоты. без него, по мнению разработчиков, четкого воспроизведения не добиться — помешает джиттер.

Звук если принять за аксиому, что слушать музыку с компьютера — значит, убивать ее, то HD 2 можно назвать реаниматором. звуковая сцена ощутимо расширилась, четче стали музыкальные контуры инструментов, бас приобрел дополнительную упругость. и вновь мы пожалели о том, что аппарат не универсальный, ведь модель HD 20, способная работать с CD-проигрывателем, стоит ровно в четыре раза дороже.

У этого аппарата самая высокая по тесту неравномерность АЧХ, однако по абсолютной величине она — менее 1 дБ. Меломану с самым тонким слухом верхи могут показаться чуть приглушенными, но большинство наших экспертов этого не заметили. Аппарат держит нелинейные искажения на коротком поводке во всем диапазоне измерений. Фаза входного сигнала сохраняется. Дисбаланс по каналам рекордно мал. Следы паразитных гармоник в спектре выходного сигнала на слышимых частотах отсутствуют совершенно — они появляются только в области выше 20 кГц. «Коврик» спектра находится на уровне –100 дБ (отличный показатель).

Music Hall dac25.3 - 30000 руб. - Приз симпатий.

Звук 5

Конструкция 5

Достоинства

Выходной усилитель с ламповым каскадом

Недостатки

Ограниченный срок службы лампы

Понимая, что преобразовать «цифру» в аналог — полдела; главное — сформировать качественный линейный сигнал, специалисты американской компании Music Hall выполнили выходной буферный каскад на лампе. Сигнал с него можно подать только на несимметричный и на регулируемый выход для наушников (на балансный выход сигнал идет напрямую). Интерфейс USB принимает стандартный (16 бит/44,1 кГц), и «хайрезный» (24 бита/96 кГц) аудиопоток, есть возможность апсемплинга до 192 кГц.

Срок службы лампы составляет около 1,5 лет непрерывной работы, поэтому включенным ЦАП оставлять не стоит. Он эффективно очищает МР3файлы от цифровой «шелухи», наполняя их ламповой теплотой. При воспроизведении lossless-файлов особенности работы лампового каскада могут привести к некоторому ослаблению басового напора и четкости верхов. Для любителей «беспримесного» звука предусмотрена балансная шина.

АЧХ обладает совсем небольшой неравномерностью, причем на верхах заметен подъем. Впрочем он настолько незначительный (сотые доли дБ), что его не услышит даже профессиональный музыкант. График КНИ может кое-кого напугать, но поспешим успокоить читателя: он снят с несимметричного входа т.е. с лампового каскада, и для последнего является нормальным. Балансный выход поставляет информацию с КНИ на порядок ниже. Входной сигнал не инвертируется. В спектре выходного сигнала четко виден гребень разностной гармоники первого порядка. Это тоже дань, которую необходимо заплатить за «ламповое» звучание.

Musical Fidelity M1DAC - 21700 руб.

Звук 5

Конструкция 4

Достоинства

Поддержка сигнала 24/192

Балансный цифровой вход

Недостатки

Нет выхода на наушники

Помимо ЦАП’a в линейку М1 британской фирмы Musical Fidelity входит CDтранспорт, на работу с которым M1DAC рассчитан в первую очередь. но перед нами отнюдь не узкий специалист. на его задней панели расположены не только порт USB, но и другие цифровые входы вплоть до AES/EBU, а также несимметричный и балансный аналоговые выходы. Цепи преобразования основаны на чипе BurrBrown DSD1796, что позволяет конвертировать любой входной сигнал в поток 24 бита/192 кГц и превращать в аналог именно его, повышая точность передачи нюансов.

На некоторых треках верхи были слегка подчеркнуты, но это не приводило к излишней звонкости (перкуссия выдвигалась на передний план, но многим нравится такая подача, скажем, хардроковых композиций). Это справедливо только по отношению к «несжатым» записям. С файлами Мр3 все было проще и однозначней: при воспроизведении через M1 они ощутимо прибавляли в естественности.

Неравномерность АЧХ приближается к средней по тесту величине, при этом наличествует довольно значительный (0,2 дБ) подъем на частоте 18 кГц. Это приводит к легкому подчеркиванию верхов, поэтому не рекомендуем использовать ЦАП со «звонкой» полочной акустикой. Дисбаланс по каналам пренебрежимо мал. График КНИ можно без натяжки назвать образцовым — он, фигурально выражаясь, стелется по земле. Фаза входного и выходного сигналов совпадает. Интермодуляционные искажения представлены (см. спектр выходного сигнала) лишь разностной гармоникой первого порядка и на ничтожно низком уровне (–90 дБ).

NuForce Icon μDAC 2 - 7000 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Достоинства

Миниатюрность

Регулируемый выход для наушников

Недостатки

Входной сигнал принимается только по USB

Размеры и возможности устройства продиктованы четко очерченной областью применения: работой с персональным компьютером или сервером. Этим обусловлено и наличие всего одного входа — USB B. питающее напряжение μDAC получает также через USB. Выходной сигнал выводится в трех вариантах: цифровом электрическом (S/PDIF) и аналоговом на нерегулируемый выход (2хRCA) и регулируемый (мини-джек) для наушников. В аналоговых цепях нет конденсаторов, что минимизирует фазовые искажения.

Парадокс: хорошая работа устройства помогла нашим экспертам найти его недостаток. иными словами, аудиосигнал с компьютера (особенно, 24/96, с которым μDAC 2 накоротке) Звучал так естественно, что захотелось использовать этого малыша с CD-плейером. Увы, это невозможно — нет стандартного цифрового входа. но для тех, кто в наушниках слушает музыку, записанную в память персонального компьютера, это вариант, близкий к идеальному.

У этого малютки самая низкая в подборке неравномерность АЧХ... и второй по высоте уровень КНИ. По абсолютной величине он не слишком велик (0,02 %). К дисбалансу по каналам претензий нет. К сожалению, мы не смогли замерить отклик на одиночный импульс и не знаем, инвертируется ли входной сигнал. Что касается спектра выходного сигнала, то он выглядит совершенно свободным от интермодуляционных помех, но это обманчивое впечатление. Дело в том, что «коврик» здесь уместно назвать ковромсамолетом: он парит на значительной высоте (–80 дБ), т.е. соотношение сигнал/шум на 15 дБ меньше, чем у конкурентов.

PS Audio DLIII Digital Link - 30000 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Достоинства

Аналоговые цепи работают в классе А

Недостатки

Отсутствует выход на наушники

В основе этого продукта американской фирмы лежит интересная философия. Поскольку микросхем собственно ЦАП’ов — раз-два и обчелся, цифровой тракт звучит примерно одинаково. «Голос» устройства определяется аналоговыми цепями, а схем их создания — великое множество. Для DLIII были выбраны транзисторные аналоговые цепи, работающие в классе А с неглубокой обратной связью. Решение аудиофильское, что вкупе с наличием балансных выходов и высококлассных гнезд RCA позволяет адресовать аппарат самым взыскательным меломанам.

Трехступенчатое преобразование входного сигнала позволяет свести джиттер к минимуму, т.е. улучшить разрешение стереокартины. Действительно, создаваемые DLIII музыкальные образы — удивительно четкие, ни один инструмент не «выпячен», но голос каждого ясно различим. Если ваша система позволяет подключить DLIII по балансной шине, советуем обязательно взять аппарат на заметку.

Графики АЧХ и КНИ образуют нечто похожее на дельту реки: на верхах нелинейные искажения начинают расти, амплитуда входного сигнала падает (классическая картина работы аудиоканала на пределе полосы пропускания). Единственный в подборке аппарат (не считая NuForce, пожелавшего остаться в этом смысле неизвестным), который инвертирует фазу входного сигнала. Зато дисбаланса по каналам практически нет. В спектре выходного сигнала заметны следы нескольких разностных гармоник, но с достаточно низкой амплитудой (–80–90 дБ). «Коврик» располагается на уровне –100 дБ, что следует считать хорошим показателем.

Rega DAC - 38000 руб. - Приз симпатий.

Звук 5

Конструкция 4

Достоинства

Пять разновидностей выходного фильтра

Недостатки

Отсутствует выход на наушники

Британская фирма Rega, в арсенале которой есть вертушки «винила» и CDпроигрыватель класса High End, старается идти в ногу со временем, не снижая при этом требований к себе. В результате появилось устройство, способное улучшить качество звучания любых цифровых аудиозаписей. Читается сигнал с частотой дискретизации от 32 кГц до 192 кГц, но апсемплинг не предусмотрен. Инженеры утверждают: чем меньше манипуляций с входным сигналом, тем выше качество звучания. Потребитель же может выбрать один из пяти выходных фильтров.

Верхняя часть СЧдиапазона казалась сотканной из легчайшего шелка, верха отличала прозрачность горного ручья, бас летал по комнате прослушивания упругим резиновым мячиком. Разительно на звучание смена выходного фильтра не влияла, что тоже следует счесть достоинством — грубые регулировки у аудиофилов не в почете. Необходимый режим находится после кропотливых экспериментов.

Аппарат, придерживающийся принципов умеренности и аккуратности (помните классику: «Достойнейшие два и стоят наших всех»?). Звезд с неба он не хватает, но работает добросовестно. По неравномерности АЧХ он делит пальму первенства с NuForce; дисбаланс по каналам составляет микроскопические 0,02 %. Фаза выходного сигнала не инвертируется, нелинейные искажения ничтожны во всем диапазоне. В спектре выходного сигнала наблюдаются следы двух разностных гармоник, однако их амплитуда не превышает –90 дБ, так что принимать их в расчет не стоит. Коврик находится на отметке –105 дБ — превосходный показатель.

Результаты

Автономные ЦАП’ы обрели популярность совсем недавно, поэтому одной из целей теста (кстати, первого группового испытания таких устройств в нашем журнале) являлось желание экспертов уяснить, насколько необходим блок ЦАП’а в системе начального и среднего ценового диапазона (сторонники бескомпромиссного High End’a применяют внешние ЦАП’ы давно и успешно) или, если подойти с другой стороны — начиная с какого уровня система должна в обязательном порядке включать в себя автономный ЦАП.

Звук

Отвечать на поставленный выше вопрос хочется, «танцуя» от одного простого соображения. Человеку, слушающему аудиозаписи непосредственно с компьютера или недорогого музыкального сервера через стереосистему Hi-Fi-класса, блок ЦАП’а нужен как воздух. Аппарат с романтическим названием μDAC 2 мы бы в этом случае не рекомендовали — это игрушка для детей, она больше подойдет для работы с активной компьютерной акустикой. Воспользуйтесь миниатюрным блоком Hegel.

Прижимистым отцам советуем присмотреться к DacMagic от Cambridge Audio: при сравнительно малых денежных затратах вы сможете довести звучание компьютерных файлов до уровня «высокой верности». Если же необходимо вдохнуть новую жизнь в штатный CD или DVD-проигрыватель, обратите внимание на устройства подороже. При этом следует помнить, что и уровень остальных компонентов (усилителя, а главное, АС) должен быть соответствующим, иначе разницу в звучании вы просто не ощутите.

Проницательный читатель уже уловил определенное противоречие в таком подходе. Человек, собирающий стереосистему, ориентируется на компоненты одного класса. Иначе, согласитесь, процесс теряет смысл: зачем подключать бюджетный проигрыватель к Hi-Fiусилителю?

Однако представим, что владелец решил модернизировать систему и не хочет расставаться с CD-плейером, который верой и правдой служил ему долгие годы. Еще более вероятен другой вариант. Собирается домашний кинотеатр, но источник AV-данных (DVDили BD-проигрыватель) в ипостаси CD-плейера не устраивает владельца. Решить проблему способен автономный ЦАП — любой из участников, исключая Icon μDAC 2. «Средний» уровень звучания их примерно одинаков; разница, как всегда, в нюансах.

Если вы без ума от того, как играет виниловая пластинка, вам прямая дорога в Music Hall. Этот аппарат оснащен ламповым каскадом, привносящим в звучание ту особую окраску, которую аудиофилы называют «теплой». Устройство имеет определенные музыкальные предпочтения, но для тяготеющих к джазу или акустической музыке это вариант, близкий к идеальному.

Сторонникам напористого транзисторного звучания рекомендуем PS Audio. Его аналоговые цепи работают в классе А, что дает возможность с максимальным реализмом воспроизвести музыку любого направления. Любителям творческого подхода к прослушиванию, т.е. тем, кто для каждой полюбившейся композиции хочет найти оптимальный вариант звучания, мы «сватаем» ЦАП Rega, позволяющий выбрать одну из пяти характеристик выходного фильтра. Приверженцам четкого аналитического звучания придется по душе аппарат Musical Fidelity.

Конструкция

Аппараты Icon и Hegel рассчитаны на работу исключительно с компьютером — они имеют один-единственный вход в виде порта USB (и единственный аналоговый выход — линейный несимметричный). Блока питания у них нет, они черпают энергию из USB-шины. У DacMagic’a блок питания — внешний. Что касается цифровых входов классического типа, то наибольшее их число у Rega: четыре независимых (по паре оптических и коаксиальных). У DacMagic шесть входных гнезд, но независимых входов только три (каждый работает как с оптическим, так и с электрическим сигналом). Аппараты DacMagic, Musical Fidelity, Music Hall и PS Audio оборудованы балансным выходом (2хXLR), а у Music Hall есть еще и балансный цифровой выход AES/EBU на разъеме XLR. У остальных участников имеется по оптическому и коаксиальному цифровому выходу (не считая «малютки» от NuForce и Hegel, которые оснащены только «коаксиалом»). Выход на наушники есть у μDAC 2 и Music Hall.