Cambridge Audio (Кембридж Аудио) — британский производитель аудиооборудования категорий High End и Hi-Fi.

Как следует из названия, компания была основана в Кембридже (Великобритания). Все началось с фирмы Cambridge Consultants, созданной в 1960-е годы группой выпускников-исследователей. Организация специализировалась на научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе.

В 1968 году команда молодых инженеров, отделившаяся от Cambridge Consultants, создала собственное производство — Cambridge Audio Laboratories.

Интегрированные усилители P40 и P50

Первым успешным продуктом компании стал интегрированный усилитель P40 (2 x 20 Вт). Над созданием аппарата работали инженер Гордон Эдж (Gordon Edge) и его стажер Питер Ли (Peeter Lee). Их и принято считать отцами-основателями бренда.

P40

В письме с соболезнованиями по случаю смерти Гордона (умер в возрасте 76 лет в 2013 году) Питер Ли отметил, что хорошо помнит, как «испытал культурный шок в 1966 году», когда присоединился к команде Cambridge Consultants, работавшей в те времена по адресу Хистон Роад, 69 (Кембридж).

Схема P40

«Проект интегрированного усилителя P40 отпечатался в моей памяти. Думаю, и спустя 40 с лишним лет я могу нарисовать схему этого усилителя, — вспоминает Питер Ли. — Помню, как дрожал, думая о скором прибытии коробки с трансформатором 90 ВА. Мне, как младшему инженеру, было поручено превратить все проекты схем в готовый функционирующий аппарат».

Гордон Эдж

Модель P40 вписана в историю Hi-Fi как первый усилитель звука с тороидальным трансформатором. Над низкопрофильным дизайном работал Роб Грэй (Rob Gray) из Woodhuysen Design. Высота в 51 мм по тем временам считалась серьезным достижением. И именно Роб Грэй задал стиль всем будущим продуктам компании.

P50

Следующим устройством стал усилитель P50 (2 x 25 Вт) 1970 года. Это модель была доработанной версией P40. В отличие от оригинала, P50 изначально создавался для серийного производства. Усилитель получил активный регулятор громкости.

Реорганизация и новый технический директор

Дела Cambridge Audio пошли в гору — и компании потребовались инвесторы. В 1971 году фирму продали Колину Хэммонду из CE Hammond & Co Ltd (будущий дистрибьютор магнитофонов Revox в США, Канаде и Великобритании).

Стэн Кертис

Техническим директором реорганизованной Cambridge Audio Ltd назначили британского инженера Стэна Кертиса (Stan Curtis), который в будущем стал лицом компании. В рекламных брошюрах 80-х годов Кертиса уже называли основателем компании.

Производство переехало в город Сейнт Айвз (графство Кембриджшир). На фабрике делали практически все необходимые для усилителей компоненты, включая корпуса. Транзисторы маркировались собственными артикульными номерами, а готовые продукты сопровождались сертификатами.

T50

Вскоре после успешного запуска в серию усилителя P50 компания выпустила к нему дополнение в виде стереофонического FM-тюнера T50.

Первая акустическая система компании и стремительное развитие производства

В том же 1971 году Cambridge Audio создала свою первую акустическую систему R50 с трансмиссионной линией. Конструкция акустики была спроектирована британским инженером Бертом Уэббом (Bert Webb), который известен своими работами над акустическими волноводами. Особенностью R50 стал не только низкочастотный лабиринт, но и натуральная овечья шерсть, который он был наполнен в целях снижения искажений.

R50

В последующие годы Cambridge Audio спроектировала и запустила в серию еще несколько успешных продуктов: интегрированные усилители P100 и P50MKII, колонки с трансмиссионной линией TL100/TL200, интегрированный усилитель P75X и тюнер T75X. Эти модели стали первыми экспортными продуктами компании.

P100

В 1973 году Стэн Кертис распорядился обновить дизайн нескольких устройств и продолжить изготовление новых моделей для экспорта. Так появились усилитель P110, первая версия собственного LP-проигрывателя и экспортный усилитель P140X с полностью алюминиевым серым фасадом, крупными металлическими элементами управления и деревянными боковинами. Параллельно компания разработала первый цифровой тюнер T120, но он не пошел в массовое производство ввиду сложности изготовления.

TL100

В следующем 1974 году Cambridge Audio представила интегрированный усилитель P60, который превзошел все предыдущие версии не только производительностью, но и простотой в плане изготовления, а, соответственно, и сниженной стоимостью. Новая модель хорошо продавалась — каждую неделю компания производила около 400 таких усилителей.

P60

Также в 1974 году фирма успела запустить усилитель мощности PA100, доработанные MKII-версии колонок R40 и R50, а также экспортные интегрированный усилитель P80X и АС TL200MKII.

Новая фабрика, уход Стэна Кертиса, смена владельца

Последующие пару лет стали переломными для компании. Cambridge Audio изготовила первый интегрированный усилитель с новыми фирменными схемами и многослойными печатными платами — Classic One (2 x 25 Вт).

Classic One

По словам Стэна Кертиса, аппарат был одним из лучших в своем классе и мог бы пользоваться большим спросом, но компания успела сделать всего 200 экземпляров до переходного момента — переезда на другую фабрику. Также в планах Кертиса был выпуск модели Classic Two с увеличенной мощностью до 100 Вт на канал, но дальше прототипа дело не ушло.

Фабрику в Сейнт Айвзе закрыли. Новое увеличенное производство расположилось в Байфлите (графство Суррей). Инициатором перемен выступил владелец Cambridge Audio — CE Hammond & Co. Многие сотрудники оказались несогласными с принятым решением, покинув фирму. С производства ушел и сам Стэн Кертис (инженер присоединился к Lecson). Идею развивать серию Classic, в конце концов, отбросили, сосредоточившись на уже существующих продуктах.

Новая фабрика, уход части команды и отказ от перспективных моделей негативно сказались на состоянии Cambridge Audio. Продажи снизились, как и интерес CE Hammond & Co к производству. К 1980 году предприятие утратило былую мощь, но дело в свои руки предложил взять успешный британский предприниматель Винс Адамс (Vince Adams), которому и был продан весь бизнес.

С75 и A75

Под патронажем Адамса производство перезапустили, вновь пригласив на разработку продуктов Стэна Кертиса. Фирменный стиль решили частично сохранить, но отныне устройства стали ощутимо больше.

Будучи собственностью Винса Адамса, Cambridge Audio Research Ltd. (именно так называлась фирма в тот период) успела выпустить несколько успешных компонентов, включая полный усилитель P35, предусилитель С75 и усилитель мощности A75. Эти модели отличались новыми структурными схемами с низким уровнем искажений, а также высокотоковыми выходными каскадами. Модели С75 и A75 могли использоваться как единая система.

Возвращение к истокам и появление проигрывателя CD1

В 1984 году компания пережила очередную реорганизацию, оказавшуюся одной из важнейших в истории фирмы. Сложившиеся финансовые трудности и отсутствие четко продуманного плана привели к тому, что бразды правления Cambridge Audio Research в руки взял лично Стэн Кертис. Теперь фирма получила название «Cambridge Audio International». И одним из первых значимых шагов, предпринятых Кертисом в качестве управленца, стало возвращение в Сейнт Айвз.

Cambridge Audio International вернулась в привычную колею — быстрая разработка новых продуктов, наращивание экспортного потенциала, всестороннее развитие бизнеса.

CD1

В середине 80-х Cambridge Audio стал брендом с мировым именем. В каталоге производителя было представлено более десяти новых продуктов. Для самой Cambridge Audio и для индустрии в целом главным из них стал проигрыватель дисков CD1 — первый на рынке CD-плеер из двух блоков. В корпусе верхнего блока установили контрольный модуль, транспорт со специально изолированным от вибраций лазером и три отдельных БП. В нижнем блоке оказались декодер и аналоговые фильтры.

Уникальность устройства, помимо конструктивных особенностей, заключалась в использовании сразу нескольких трансформаторов, трех ЦАПах на каждый из каналов и шести разных EQ-фильтрах на выбор пользователя. Спустя некоторое время система обзавелась третьим дополнительным блоком Quality Assurance Module, задачей которого было выявление ошибок на диске.

CD2

В 1986 году на рынок вышел проигрыватель Cambridge Audio CD2 — 16-битная модификация с оверсэмплингом 16x. В те времена большинство плееров использовали 14 бит и оверсэмплинг 4x. Модель CD2 предлагала более детализированное воспроизведение. Аудиофилов настолько заинтересовало предложение, что фирма получила заказы на полгода вперед, еще не начав производство проигрывателя. Кроме того, CD2 продавался по цене ниже оригинальной системы CD1.

С50

Следом за CD2 были выпущены предусилитель С50 и усилитель мощности A50. Вместе с уже существовавшими продуктами эти новинки вывели компанию на новый уровень — оборот предприятия вырос до 1 млн фунтов в год. 

В 1988 году на выставке CES производитель показал обновленную модификацию CD1 (MKII): 16 бит, 32-кратный оверсэмплинг. Несмотря на высокое качество и большие возможности, CD1MKII вышел в очень ограниченном количестве — устройство было дорогим, и большинство любителей не могли себе его позволить. Тогда компания сосредоточилась на более доступных моделях.

Перемены в начале 90-х

К концу десятилетия Cambridge Audio вошла в состав Hi-Fi Markets Group. Модельный ряд потерпел серьезные визуальные изменения, но все основные технологии, внедренные Кертисом и его командой, были сохранены. Каталог предлагаемой продукции продолжал понемногу разрастаться. В портфолио Cambridge Audio появились первые ЦАПы DAC2 и DAC3, а также FM-тюнер T40.

DAC3

В 1990 году свет увидела кассетная дека CT50, выпускавшая последующие два года. Дека обладала двумя головками, трехзначным счетчиком ленты, автоматическим выбором типа ленты и технологией Dolby Noise Reduction.

Спустя два года после присоединения к Hi-Fi Markets Group компания Cambridge Audio перешла к Wharfedale. Топ-менеджеры Wharfedale решили перенести производство на собственный большой завод в Лидсе (Йоркшир). Настало время неопределенности.

CT50

Компания Wharfedale проходила этап реструктуризации под управлением команды, в которой оказался Кертис. Несмотря на свою любовь к Cambridge Audio, Кертис понимал, что этой фирме нужен новый владелец, так как Wharfedale уделяла большее внимание не компонентам, а акустическим системам.

Переход к Audio Partnership

В 1994 году бизнесмены Джулиан Ричер (Julian Richer) и Джеймс Джонсон-Флинт (James Johnson-Flint), основатели Audio Partnership и владельцы Richer Sounds, предложили руководству Cambridge Audio выкупить компанию. Соглашение было заключено в короткие сроки, и бренд полностью перешел к новым хозяевам. Приоритетной задачей Audio Partnership было сохранение собственного производства и технологий.

Новые владельцы были настроены серьезно: сразу после покупки фирмы была нанята команда инженеров, в состав которой вошли Майк Крик (Mike Creek) из Creek Audio и Джон Уэстлэйк (John Westlake) из Pink Triangle.

A1

В 1995 году в каталоге Cambridge Audio появился интегрированный усилитель A1 — первый продукт после сделки 1994 года. Усилитель довольно неплохо продавался в Великобритании. Спустя некоторое время модель появилась и в других странах. Фирма периодически обновляла аппарат и в итоге продала около 200 000 экземпляров усилителя.

DacMagic 1

Однако известность реформированному бренду принесло другое устройство — ЦАП DacMagic 1, который в 1996 году получил награду от What HiFi? как лучшая покупка года (модель отличалась невысокой ценой и хорошей производительностью).

V500

В 1999 году компания запустила свой сайт и параллельно вышла на рынок ДК, выпустив Dolby Digital-декодер V500 с поддержкой окружающего звука.

S700 IsoMagic

В том же 1999 году с конвейера сошел аппарат S700 IsoMagic, представлявший собой ЦАП-подставку для транспорта DiscMagic. Модель S700 IsoMagic была одной из первых, получивших совместимость с HDCD.

Серия Azur

Полностью сформированная группа разработчиков и отлаженный производственный процесс позволили компании создать первую линейку продуктов, объединенных в одну серию — Azur. Запуск состоялся в 2003 году. На следующий год оборот фирмы вырос уже до 15 млн фунтов (рост составил 50%). К 2005 году устройства компании были представлены уже в 50 странах.

Первыми в серии появились интегрированные усилители 340A, 540A и 640A. За ними последовали CD-проигрыватели 340C, 540C, 640C и DAM/FM-тюнер 640T.

Azur 840A

В 2006 году была сформирована и выпущена серия Azur 840: интегрированный усилитель, предусилитель, усилитель мощности и CD-проигрыватель. Все эти модели позиционировались как «доступный High End».

Особенность 840-х заключалась в двух технологиях, которые используются и по сей день. Первая — запатентованная усилительная схема Crossover Displacement (XD), направленная на снижение переходных искажений в широкой полосе частот и напряжений. Усилители на базе XD создавались, чтобы обойти по чистоте звука аналогичные модели класса AB/B. Модель 840A заслужила награду от EISA в 2008 году.

Azur 640H

Вторая технология — Adaptive Time Filtering (ATF), представляющая собой алгоритм апсемплинга любого цифрового сигнала до 24 бит/384 кГц. С момента разработки усилители класса XD и ATF-схемы выпускаются только компанией Cambridge Audio.

Помимо 840-й серии, в 2006 году был представлен первый в линейке музыкальный сервер/CD-плеер 640H с накопителем 160 Гб.

В 2008 году Cambridge Audio перевыпустила ЦАП DacMagic, который, по данным компании, до сегодняшнего дня продолжает работать в системах многих меломанов.

Технологии BMR и StreamMagic

Следующее десятилетие для фирмы стало особенным — Cambridge Audio начала производство собственной акустики. В 2010 году на рынок вышел комплект Minx из двух колонок и сабвуфера.

Излучатели сделали по проприетарной технологии Balanced Mode Radiator (BMR), суть которой заключается в использовании одной плоской панели-диффузора, воспроизводящей ультраширокий спектр частот. Впоследствии технология также получила несколько престижных наград. Фирма использует BMR-динамики и в актуальной линейке.

NP30

Следующим патентом производителя стала стриминговая платформа StreamMagic, созданная вместе с компанией Reciva, которую Cambridge Audio в итоге купила. В 2011 году портфолио пополнилось сетевым плеером NP30 на базе StreamMagic. Это устройство было первым продуктом компании, поддерживающим функцию интернет-радио.

В 2012 и 2013 годах производитель выпустил еще несколько StreamMagic-устройств, включая полностью цифровую музыкальную систему Minx Xi.

Minx Xi

Параллельно с развитием StreamMagic компания занималась продвижением новой аудиофильской серии 851 (обновленная 840-я серия). Модели 851A (полный усилитель) и 851C (CD-проигрыватель) были вновь удостоены наград от EISA.

851A

Всесторонние развитие предприятия привело к появлению в каталоге Cambridge Audio серии акустики Aero c фирменными излучателями BMR третьего поколения. В 2014 году, после успеха Aero на рынке и ряда премий от популярных изданий, компания создала серию Aeromax, отличавшуюся усиленными кабинетами, доработанными кроссоверами и BMR-драйверами четвертого поколения.

Первые беспроводные колонки и серия CX

Начало было положено стационарными моделями Minx Air 100 и Air 200, а следом появилась и аккумуляторная колонка Minx Go (Bluetooth, AirPlay, Internet Radio). На базе этих продуктов спустя некоторое время были созданы первые беспроводные саундбары Cambridge Audio.

Minx Air 100

В конце 2014 года Cambridge Audio перешла на новую модель продаж, подразумевающую возможность покупать продукты непосредственно через сайт компании. В тот же период партнером фирмы стал известный британский ритейлер John Lewis.

Minx Go

В 2015 году состоялся запуск полностью новой линейки CX. Этот большой проект стал одним из самых дорогих и перспективных в истории бренда. Модели СХ отличались измененным дизайном, широким функционалом и новыми технологиями.

Изначально в серию вошли интегрированные усилители CXA60 и CXA80, транспорт CXC, сетевой плеер CXN, проигрыватель Blu-ray CXU, а также ресиверы CXR120 и CXR200. Устройства получили поддержку стриминга в Hi-Res, Bluetooth с кодеком aptX и возможность работать с DSD. Вместо привычного логотипа «Cambridge Audio» появился просто «Cambridge».

Серия CX

Продолжая развитие новой серии, в 2017 году Cambridge Audio выпустила UHD Blu-ray-плеер CXUHD с поддержкой Dolby Vision. В том же году были анонсированы первые CX-компоненты версии 2 (CX v2), что впоследствии привело к появлению CX Series 2 из четырех устройств.

К 50-летию бренда в 2018 году была приурочена линейка Edge, названная в честь Гордона Эджа и его первого усилителя P40. В линейку вошли мощник W, предусилитель NQ и полный усилитель A. В планах компании — также выпустить Edge-колонки.

Edge NQ и Edge A

Cambridge Audio в ее актуальном состоянии продолжает оставаться собственностью Audio Partnership с центральным офисом в Лондоне. Генеральным директором является Джеймс Джонсон-Флинт. Компания владеет несколькими заводами в Китае, собственным штатом сотрудников и сетью представительств по всему миру.

Источники

1. https://en.wikipedia.org/wiki/Cambridge_Audio

2. https://www.cambridgeaudio.com/en/about-us/our-history