В продолжении дискуссии о мультиформатности современных магнитофонов актуальным остается вопрос: стоит ли коллекционировать официально выпущенные издания на лентах на 19-й скорости, на 2 и 4 дорожки и так ли они хороши?
![](https://img.stereo.ru/v3/images/30/0679ef6-2730-4591-9814-be6ec60fb537.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/3e/e93d41a-63db-4774-b0f1-482f4e7c2368.jpg)
Мое личное знакомство с pre-recorded tapes началось с великолепного "золотого" издания Эллы Фицджеральд, выпущенного на Verve на первых коммерческих лентах для бытового пользования от Ampex. Rogers & Hart Songbook издали на 19-й скорости на 2 дорожки и это было невероятно по ощущениям.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/15/5b885a3-f452-4164-940a-fc5742045280.jpg)
Лента Ampex была очень хрупкой, ее можно было сматывать только в режиме архивации, но тот Ampex не сыпался и не мазался. Перезаписанная на Штудере на 38-ю скорость Элла пела просто божественно...
Известно, что было выпущено более 10 000 изданий разных жанров на pre-recorded tapes и на аукционах в сети все еще можно купить например запечатанный Led Zeppelin за 60 долларов.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/79/9abca9f-0342-4aa2-bf09-11aea8e596e2.jpg)
Как играют "Зепы" за 60 баксов с 4-х дорожек? Не хуже винила точно.
Но вернемся к мыслям Кена. С чего тема началась: автор и блогер Reeltoreel rambler, мой друг Дэвид (Dave Denyer) пишет сейчас о Smart audio и Михаиле Мамонове, а Михаил одним из первых делает копии с продакшен ленты напрямую на 19-ю скорость. И это круто (и дешевле вам раза в три).
Короче, Кен недавно прикупил в коллекцию еще 200 запечатанных "тиражек" и счастлив, как слон. «То, чему меня научили оба формата - "тиражки" и мастер-копии, - пишет Кен, - это не то, что « в истинном поведении истинных аудиофилов - в то время было просто обязательно иметь "тиражки" и магнитофон под них еще тогда, а важнее то, что чего дороже при равном или большем качестве звука в сравнении с винилом ». Здесь Кен обдумывает проблему дальше - есть два основных источника предварительно записанной тиражной ленты из "Original Analogue Epoch": основные лейблы, такие как RCA или Capitol, которые все еще существуют, и ранние аудиофильские лейблы, такие как Audio Fidelity или Command, с которых все тиражное копирование и началось. И если у вас сохранились те же первые прессы в сносном качестве - у вас много вопросов, зачем такой винил вам нужен? Разница еще в том, что теперь у нас Штудеры, Нагры и Стеллавоксы, а тогда были Акаи и Текниксы..."
![](https://img.stereo.ru/v3/images/12/255a085-5b76-4057-a706-ab58ed34498e.jpg)
Лично мне не приходит в голову прикупить на ебей 200 "тиражек", но я не истина в последней инстанции. Впрочем, если Мамонов делает копию на 19-й скорости прямо с пол-дюймовой production tape, ни одна "тиражка" так звучать и рядом не будет, к слову.
Но Кен считает, что - "Любые последующие наблюдения истинного коллекционера аналоговых лент являются умозрительными, хотя и основаны на личном опыте, исследованиях и предположениях. Тем не менее, я не претендую на то, чтобы они были окончательными: это всего лишь взгляд одного человека на эпоху мейнстрима "хай-фай", предварительно записанного на пленку, особенно если вы человек, вооруженный ретроспективным взглядом на тему аналоговых лент через последние сорок лет. Тем не менее, моему респонденту в дискуссии понадобится отдельная глава для нынешних поставщиков предварительно записанных ½-трековых лент на 15 ips, из которых Дэйв Денайер легко определил по крайней мере 40 великолепных аналоговых брендов, начиная с таких пионеров мастер-копирования, как Tape Project, Foné records, Opus 3 и Analogue Productions, и вплоть до недавних Chasing the Dragon и Hemiolia. Я еще не слышал плохой записи от кого-либо из них, но музыкальное содержание субъективно и полностью на ваш вкус, пожалуй кроме таких шедевров, как Waltz for Debbie или Brilliant corners."
Здесь много софистики, как и вообще в любом обсуждении что чего лучше. В общем бюджет ваш и ваш выбор тоже. Мне довелось сравнить оригинальную копию с мастера от Horch House - Gershwin Rhapsody in Blue - An American in Paris - Leonard Bernstein, piano and Conducting Columbia Symphony Orchestra and the New York Philharmonic Orchestra
Сравнивал с тиражной копией, купленной на аукционе за 100 долларов у приятеля и с первым прессом винила - оба Columbia, причем винил раритетнейший - 1959 год. Что в итоге? Копия мастера Horch House не оставила шанса винилу, впрочем как и официальная "тиражка".
![](https://img.stereo.ru/v3/images/dc/cefc885-768b-4e59-bfc8-0c3e0bcac6bf.jpg)
Безусловно и объективно одно - "тиражки", эта страта в аналоговом звуке существенно дешевле и доступней, как магнитофонном, так и в ленточном смысле. А выбор жанровый существенно больший.