Обратите внимание, что главное в композициях вовсе не звук, а паузы в ожидании звука. Кстати о паузах: у японцев пустота «энсо», обозначаемая иероглифом в виде разомкнутого круга, является не мёртвым вакуумом, а плодоносным чревом, в которое мы помещаем свои предвкушения и ещё не рождённые образы. Вы слышали пение пустоты? Нет? Так услышьте его наконец!
Случается так, что встреча двух творческих индивидуумов рождает новую личность, с присущим только ей темпераментом и характером, пример тому – коллаборация «Alva Noto + Ryuichi Sakamoto». Оба широко известны в узких кругах любителей экспериментального звука: Альва Ното (наст. имя - Carsten Nicolai, род. 1965 г., Карл-Маркс-Штадт, ГДР) – мастер глитча, фоновых шумов и статических разрядов, Рюити Сакамото (род. 1952 г., Токио, Япония) – композитор, пианист, оскароносная знаменитость, отметился в самых разных жанрах, включая рингтоны для телефонов NOKIA. Но в данном проекте, самым главным действующим лицом я бы назвал плюсик, который стоит между тем и другим, то самое «И», которое осталось на трубе.
Отложив в сторону свои богатые возможности и амбиции, каждый из участников дуэта скромно привнёс в общий звук, казалось бы, совсем немного, но очень ценного из личной творческой копилки. В результате получилась удивительная атмосфера, где над прозрачной конструкцией статических шумов и шорохов невесомо парит фортепиано. Обратите внимание, что главное в композициях вовсе не звук, а паузы в ожидании звука. Кстати о паузах: у японцев пустота «энсо», обозначаемая иероглифом в виде разомкнутого круга, является не мёртвым вакуумом, а плодоносным чревом, в которое мы помещаем свои предвкушения и ещё не рождённые образы.
На фоне прочей классики эмбиента пять альбомов дуэта Alva Noto + Ryuichi Sakamoto выстраиваются удивительно архитектурно, будто по невидимой миллиметровке уверенная рука наносит лёгкие карандашные линии – прообраз будущего сооружения. Рациональное начачало подчёркнуто и в серийном оформлении каждого диска, которое состоит из пары супрематических квадратиков, покрашенных в нежные пастельные цвета.
Выпущенный в 2003 году «Vrioon» - напоминает предварительный набросок планов, осевую разметку архитектуры, где темп нетороплив, а ноты необязательны. Небуквально повторяющиеся фортепианные фразы иногда обрываются на половине и возвращаются к началу, словно автору приходится поработать ластиком, чтобы убрать неверную линию. При этом рациональность и отстранённость «Vrioon» не делают его холодным и равнодушным.
От альбома к альбому звуковой чертёж постепенно обрастает деталями, обретет цвет и фактуру. В «Insen» (2005 г.) ритм становится более напряжённым, а в коротком «Revep» (2006) уже клавишные темы набирают продолжительность и сюжетность.
На следующую запись «Utp» (2008) участники приглашают «Ensemble Modern» - струнный ансамбль из Франкфурта,
специализирующийся на исполнении современной музыки. Струнные задают новую пространственную координату и третью фактуру, а композиции становятся всё более и более драматичными. В формате CD эта запись увидела свет лишь в
2011 году, опоздав на полгода за пятым альбомом «Summvs», который уже трудно назвать минималистичным, так как в нём Рюити и вовсе «играет музыку» в прямом мелодическом смысле этого слова.
Будет ли продолжение? И если да, то каким оно будет? Не знаю как вам, а мне очень интересно, в какие же цвета будет раскрашена очередная пара квадратиков?