В тронных залах титулованного High End какие только причудливые формы ни попадались на глаза. И в каждой лежит идея с замыслом, каждая содержит в себе историю поисков, проб и ошибок. Некоторые еще и триумфы содержат — послужной список может быть разный, но чаще всего непростой: такова уж судьба большинства аудиопроектов высокого уровня, которые зародились в рамках нашей страны.

В детали вдавались неоднократно, измеряли неизмеримое на каждой тематической выставке, но по итогу все равно приходим к закостеневшему в определенных слоях шаблону, который не дает людям с доверием относиться к отечественному продукту. Хорошо, что в последние годы есть в этой теме позитивные изменения, шаблон покосился и уже смотрит, где бы так упасть, чтобы совсем не расколоться.

Но мы, как глашатаи всего хорошего, которые одновременно против всего плохого, такой возможности ему не представим. Вместо этого представим акустику Operly Intelligence III.

Титулы и мнения

Поначалу продвижение подобного продукта «среди своих» в глазах наблюдателя может быть похожим на популяризацию роботизированных автомоек на островах Ладожского архипелага. Все признают, что идея достойная, реализация на уровне, но дальше возникает определенный ступор, который успешно опирается на тот самый шаблон, что был озвучен чуть ранее.

Будто не хватает собственных впечатлений, будто не было необходимого уровня решительности, словно беспомощно оглядывались по сторонам в поисках подтверждения состоятельности услышанного. Но если смотреть с высоты имеющегося опыта и историй, озвученных разработчиком акустики Константином Румянцевым, что просили — то и получили.

Взамен сомнений и кивков соотечественников в сторону «а что там у них», получайте теперь мировое признание Operly Intelligence III на самых масштабных и почти всех общепризнанных мировым аудиофильским сообществом выставках. Ну что, вы же этого хотели, да? Шанхай, Мюнхен, Милан, Гонконг — сколько еще международных выставок должны дать лестные отзывы о нашей, от и до разработанной у нас акустике высочайшего класса, чтобы мы перестали оглядываться?

На самом деле, у этих призывов к очевидным ответам уже истек срок давности: их можно укладывать рядом с шаблонами, суевериями, и прочими сомнениями, которые имеют актуальность лишь до того времени, пока Intelligence III не начали играть.

Лучше, чем на фото

Хотя обычно бывает наоборот: мастерство фотографа придает акустике определенный антураж, который переходит от фото к фото и складывает с текстом общее впечатление. Но тут открываешь дверь в комнату прослушивания в салоне «Нота+» — и сразу понимаешь, что такую красоту масштабировать на фотокарточку, наверное, невозможно.

Говорить не очень хочется, вместо этого хочется обойти со всех сторон, осмотреть каждый изгиб, иногда протирая глаза — некоторое ощущение нереальности подобного сооружения присутствует каждый раз, когда на фоне этих впечатляющих рупоров мелькают привычного формата колонки.

Intelligence III поражают с первого взгляда, ошарашивают так, будто сталкиваешься с чем-то первородным, почти хищным, но пластичным в своих изгибах. Красный цвет кабинета вместе с белой внутренней отделкой рупора — ну это же чисто как по заветам древних преданий и поговорок, та самая «кровь с молоком».

Но если поднять взгляд выше, там будет черный бумажный драйвер, который подчеркнет другую сторону стиля: если вы собрались сочетать цвета, то пусть их будет три. Вторит динамику опорная подставка, которая усиливает монументальность всей конструкции. На тыльной стороне можно найти пару клемм для акустического кабеля, а на верхнем раструбе рупора виднеется логотип компании — такой минимализм приветствуется и кажется, что любые другие решения только отвлекали бы и рассеивали главные впечатления.

Раструб рупора имеет впечатляющие габариты, ему впору поместить в себя человека (и все мы знаем, кто при случае попробует это провернуть). Конечно, под пристальным взглядом разработчика этот эксперимент был бы весьма рискованной затеей, поэтому сразу же был отсеян как граничащий с потерей репутации опытного обозревателя. Но заглянуть в него все же удалось: в глубине виднеется пара акустических проводов («Две моножилы по 1/4 дюйма каждая», — хвастается Константин), которые в окружении виброизоляционного материала держат путь к единственному широкополосному драйверу на упругом подвесе «гармошкой». 

В какие-то моменты можно поймать визуальное сходство этих колонок с нашумевшими ранее Bowers & Wilkins Nautilus, но такая аналогия возникает только в те моменты, когда разглядываешь отдельные элементы и изгибы Operly Intelligence III. Потому что при взгляде в целом акустика видится крайне оригинальной, и самое лучшее сравнение, которое пришло в голову — это аудиофильский скрипичный ключ. 

Техническая часть и материальная база

Этот тест — один из тех крайне редких случаев, когда углубляться в техническую часть не имеет резона. Но только потому, что прежде сам разработчик на страницах нашего сайта уже сделал это собственноручно — причем без апломба и настолько доступно и понятно, что после прочтения даже загорелась искорка конкуренции.

Но если серьезно, то прочтение и анализ текста для человека, который сам живет текстами, порой говорят больше, нежели личная встреча. А когда одно накладывается на другое, то в этом случае складывается самое позитивное мнение: вдвойне приятно, когда рука мастера может не только рассчитать и сделать, но и после создать доступное каждому читателю повествование о проделанной работе. Всем, кто желает досконально знать техническую сторону вопроса — милости просим по ссылке. А после возвращайтесь, здесь у нас тоже интересно.

Мягкая сила

Прослушивание Operly Intelligence III проходило в несколько этапов с использованием нескольких источников. В начале был головокружительный Studer A807 с целой коробкой катушек от наших хороших знакомых Zavalinka Records, после него не было сил устоять против стриминговых искушений и дежурного плейлиста, который показал эту акустику с иной стороны. В качестве цифрового источника здесь были попеременно ноутбук и Gold Note DS-10 Evo. Усилитель оставался неизменным на протяжении всего теста — это утилитарно-ламповый ii Acoustics Kondo.

Вдоволь налюбовавшись крутящимися на перемотке катушками, начнем прослушивание с альбома на ленте: Bryatz Guys с фееричными записями балалаек различного размера и строя буквально ворвались в комнату и с решительностью продемонстрировали, что такое настоящий New Age Of Balalaika. Далеко не каждый коллектив возьмет на себя такие огромные риски: с помощью балалаек и пары вспомогательных инструментов воспроизвести свое видение известных всему миру композиций.

Здесь, пожалуй, даже не имеет смысла выделять какой-то отдельный трек, так как композиции оставляют общие, неразделенные впечатления — как оказалось, это одна из особенностей акустики Intelligence III. А пока хочется описать балалайку: она имеет корпус, у нее есть струны, а еще есть пальцы исполнителей, которые эти струны стремятся всячески сдвинуть с места.

Даже если бы вы не знали всех этих подробностей, то одного лишь прослушивания этого материала  хватило бы для понимания балалаечных концепций. Акустика стремится оживить и материализовать перед слушателем все, что происходит в треке, причем делает она это по-особенному, кардинально не так, как остальные.

Слушатель ощущает микронюансы, «видит» масштаб и получает практически тактильный отклик в теле, когда есть ощущение, будто не кто-то там в записи ущипнул эту струну, а ты сам. Материализация лежит в основе этого звука, он крайне точен, при этом ласково мягок; до безумия артикулирован, но не выдает это как гиперболизированные акценты, а наоборот, будто официант в дорогом ресторане, оставив разнос с деликатесами, удаляется в полупоклоне, давая понять, что он здесь был, но не заостряя на этом внимание.

Но оказалось, что не все так гладко, в прямом смысле: если ребята с балалайками ставят перед собой задачу акцентировать ту или иную часть трека — от этого буквально захватывает дух. Эти ощущения напрашиваются на единственное верное сравнение, которое мы немного прибережем.

А пока перейдем к более масштабным штуковинам, если, конечно, Рахманинов не будет держать обиды за такое описание: «Symphonic Dances, Op.45», и тоже на ленте. После минутной паузы разговор хочется начать чуть издалека: как давно вы бывали в консерватории?

Меряться залами мы сейчас не будем, потому как каждому по душе свой формат. Но те впечатления, которые остаются после выступления симфонического оркестра в большом зале — их после просто не с чем сравнить. Не существует звуковоспроизводящих конструкций, которые смогли бы предать не только само звучание, но и те ощущения плотности воздуха в зале, когда дирижер в ударе, а оркестр выдувает на тебя килотонны звука.

А с помощью Intelligence III мы приближаемся к этим ощущениям. Да как так? Этот вопрос висел во взгляде на протяжении всего прослушивания симфонических шедевров, но ответ на него пришел в улыбке Константина. Аудиофилия, знаете ли, вещь в себе, и часто не требует слов для объяснения.

Слушатель оказывается в потоке воздушных масс, которые несут с собой музыку — эти впечатления кардинально отличаются от всего того, к чему мы привыкли. Более того, это нельзя сравнивать с рупорами масс-маркета: это уровень, внимая которому избавляешься от догадок и предположений, потому что между вами и музыкой нет никаких препятствий.

Поражает динамика и точность, с которой колонки рисуют выпады: это точнейшие тайминги, по которым можно сверять часы. Грубо говоря, есть нота, есть ее длительность и есть ее затухание. Все! Хотя в моменты, когда звук переходит в диапазон работы рупора, кажется, что вот-вот ты услышишь или привычные призвуки корпуса, или характерный утрированный для большинства рупоров окрас, который сам по себе жанрово ограничивает акустику.

Но, как уже говорилось, догадкам здесь нет места. Эти колонки играют не так, как вы ожидаете. Потому что они играют так, как это следует делать. Когда вступает крещендо — хочется прижаться к дивану. Но именно так и происходит в зале консерватории, и это наполняет звук дополнительным реализмом: при всей своей деликатности Intelligence III способна дать жару, вплоть до испуга, до мурашек, до прищура глаз.

Интересно обращают на себя внимание перкуссии и все, что обитает в зоне ВЧ. Эта информация обладает фактурой, которая, пожалуй, подается здесь более качественно, чем при живом прослушивании. Этот диапазон обладает плотностью и весом, будто по крупицам позволяет внимать инструментам — благо, и лента, и Studer отработали здесь по самому высокому классу. Создается ощущение, будто проводишь пальцем по кромке дорогой кожи: чувствуешь все ее неровности, но смотреть при этом на нее совсем не обязательно. Будто аудиофильский шрифт Брайля для тех, кто хочет не просто слушать.

С другой стороны, обратившись к стримингу с его многообразием контента, мы выяснили, что треки типа «Schneiders Paradox» от Skee Mask, или «Scythe master» от Four Tet здесь тоже можно слушать. Но лучше вернуться ближе к истокам, где звук хотя бы не на 100% синтезирован. Например, когда дело доходит до вокала, либо синти-поп с вкраплениями электроники, типа трека «It's All Soup Now» от King Krule, то все это звучит так, что хочется слушать — лучшей характеристики не придумать.

Здесь можно выделить еще одну особенность: сцена не имеет искусственных преувеличений до грандиозных масштабов, чтобы соответствовать размерам акустики, а остается довольно компактной, с понятным позиционированием. Но если какой-то звук удаляется в крайнюю позицию канала, то это ощущается так, будто кроме стереосистемы есть еще тыловые колонки — получив очертания и объем, звук пролетает мимо тебя и растворяется. Мы назвали этот эффект «аудиофильский Atmos».

Выводы

Такие большие колонки, а они берут и просто исчезают. Да, их просто нет. Колонки, которые созданы для того, чтобы минимизировать влияние колонок на звук. С Operly Intelligence III удалось понять, насколько глубока пропасть между звуком и массовыми техническими решениями, которые призваны его воспроизводить. Сила и мягкость, напор и легкое касание смычка к струне, никаких остаточных явлений или резонансов, которые могли бы отвлечь от единения с музыкой.

Конечно, рупор и здесь имеет свой характер, но его изюминка в том, что он не наделен той однобокостью и ограниченностью, которую можно встретить в акустике с выраженным рупорным саундом. Operly Intelligence III обладают силой, которая способна нивелировать себя же, чтобы в итоге осталось только двое — ты и звук. И Константин, который понимающе улыбается в соседнем кресле.

одно только существование этих колонок является их достоинством; ты волнуешься каждый раз, когда смотришь на них

столкнуть рупор на лампе с Four Tet придет в голову далеко не каждому слушателю. Но если вдруг придет, то вы должны понимать, что это разные вселенные

Operly Intelligence III

4 500 000 рублей

Тип: широкополосные рупорные пассивные акустические системы

Цвет корпуса: Cherry Cream (возможно изменение под заказ)

Частотный диапазон: 41.5 – 17 500 Hz

Номинальное сопротивление: 6 Ом

Рекомендованная мощность усилителя: 3 - 20 Вт

Чувствительность: 100 дБ

Размеры (ШхВхГ): 572 x 1590 x 800 мм

Масса: 67 кг