В прошлом году выставка произвела на меня впечатление интересной, насыщенной разнообразной техникой и подчас необычными решениями. В этом году, к сожалению, впечатления оказались более неровными и неоднозначными. И выбранные векторы развития не очень порадовали, хотя, конечно же, сказать, что упадок везде, нельзя. От подобных выводов вообще стоит воздерживаться до тех пор, пока не удастся не только проанализировать каждый случай в отдельности, но и проследить все в динамике. Пока же, особенно в сравнении, впечатления не самые лучшие. Хотя, возможно, все дело в том, что я ожидал большего.
Конечно, у выставки «Российский Hi-End» есть своя специфика, и не стоит все оценивать по меркам серийных аппаратов, но все же, будь то аппарат штучный и эксклюзивный или малосерийный, хотелось бы видеть и слышать идею, аккуратную качественную реализацию, повторяемость.
Прослушивания здесь всегда необычны. Экспозицию в общем зале оценивать сложнее, чем на привычных High-End-выставках в отелях, когда разные участники занимают отдельные комнаты. Тут же «фоновые» прослушивания, когда каждому участнику отведено небольшое время для демонстрации своей системы, используются скорее как ознакомительные, а более-менее вдумчиво услышать что-то можно только на индивидуальных прослушиваниях в отдельном зале. Таким образом, на внимательное ознакомление со всей техникой на выставке нужен как минимум один полный день. Если же такой возможности нет, то оценки будут более поверхностными. Хотя для первого знакомства и этого уже немало.
Вот это нечто, огромное, аляповатое и шкафоподобное уже показывали на позапрошлой выставке, правда тогда детали конструкции и усиление были другими. За прошедшее время «шкаф» поистрепался, оброс дополнительными излучателями, какими-то оборочками, отчего, на мой взгляд, стал выглядеть еще страшнее. Оценивать это нечто хоть как-то серьезно нет никакой возможности. Звук же напоминал отдаленно что-то среднее между старой радиолой-переростком и советской парково-парадной озвучкой «колокольчиками» на столбах.
Активная, частично рупорная акустика Forasound A4a и B3a. Модель помладше уже показывали, а ту, что постарше, я ранее не встречал. Сочетание достаточно консервативной конструкции акустики и активного усиления с DSP коррекцией — не самый распространенный вариант. Звук — силовой, эффектный, но на мой слух утомительный, навязчивый, несколько грубоватый. Хотя субъективно некоторый прирост в лучшую сторону ощущается, но однозначно понять, в чем дело, — в акустике, или в том, что ЦАП и компьютерный транспорт для этого показа были выбраны явно более серьезные — довольно сложно. Не могу сказать, что лично мне звук этой системы понравился, но продукт становится все более очерченным и цельным, пусть и со своей спецификой. Отделка и изготовление на общем фоне смотрятся прилично.
Noosfera Lab и Styleacoustic в прошлом уже выставлялись вместе, и на этот раз традицию эту сохранили. У каждого из производителей свои новинки, и особенно хочется отметить акустику. Как и раньше используется конструкция с трансмиссионной линией, но набор динамиков другой, в том числе нет прежнего ленточного твитера. Однако, оценивая результат, не обязательно привязываться к деталям: можно просто отметить, что эта новая модель акустики звучит точно не хуже прежней, хотя и несколько иначе. По отделке прогресс очевиден, пусть и присутствует едва заметная грубоватость фактуры, что, впрочем, можно счесть фирменной особенностью.
Небольшая «артовая» акустика производства компании «Артзвук» с литыми металлическими корпусами (чугун?) и с корпусами из стекла. Несмотря на скромные размеры, звучали эти изделия бодро и живо, но придумать таким конструкциям практическое применение у меня не хватило фантазии. Хотя сам факт того, что разработчики ищут и пытаются придумать что-то нестандартное, конечно же, позитивный. Да и нишевому, необычному продукту, подчас даже проще найти своего ценителя.
Усилитель AST в составе очень недурно прозвучавшей системы. Цельный ровный звук, к которому в первом приближении сложно придраться. Видно, что акустика завершена не на все 100 процентов, но так же и видно близкое к заводскому качество. А усилителю еще и дополнительный плюс за качественное внешнее исполнение: возможно, грубо и брутально, но в целом все же выглядит лучше среднестатистического.
Для экспозиции студии Free Top было выбрано не самое удачное место — нужно было сначала догадаться, что в этом закутке что-то происходит. Но если эта задача не оказалась неразрешимой, то можно было интересно подискутировать с представителями студии о звуковой индустрии как таковой и послушать переработанные и «восстановленные» записи. Не факт, что этот подход понравится всем, но дискуссия сама по себе познавательна и интересна.
Системы с акустикой Noize Fabrik. На заднем плане можно увидеть вторую пару акустики с похожей открытой конструкцией, но с другим набором динамиков. Над системой явно поработали: неплохие аппараты в тракте, достойный цифровой источник, да и аналоговый источник в виде ленты имелся. Однако впечатления двоякие — интересный звук, но как будто что-то недоговаривается, к детальности на сложных записях есть вопросы. Хотя я не слушал эту акустику в отдельном зале, и возможно, там впечатления были бы другими. Сами же по себе разработки Noize Fabrik мне видятся интересными и перспективными, надеюсь, что в будущем мы увидим новые модели и вопросы отпадут сами собой.
Система, представленная Linear Installation. Я приведу эту систему как показательную, отражающую характерные черты российской хайэндной индустрии. Выглядит все топорно, небрежно, некрасиво. В теории техника может звучать, но кому это нужно при таком внешнем исполнении? Это экономия, экспериментальный прототип или еще что? Даже при гениальной (в теории) схемотехнике, такая реализация убивает идею.
И еще один характернейший момент: никакой информации о разработчике нет вообще, только название. И это при всех современных возможностях, предоставляемых интернетом, вдобавок организаторы выставки дают каждому участнику себя презентовать на сайте выставки. Нет ни банальных визиток, ни баннера у стены за столом, вообще ничего. Как такой бизнес может дать результат?
У Razin & Musatoff новинок несколько. Небольшая внешне акустика необычной формы и конструкции стоит на трехточечных подставках. Она получила эти подставки не просто так — на нижней поверхности расположен еще один динамик. В целом смотрится интересно, выглядит на любителя, но сделано все качественно. А вот слушать явно нужно в других условиях, в формате общего зала мне эта акустика показалась излишне сухой, консервативной и чопорной.
Вторая новинка — предусилитель-фонокорректор RC-9. Пока это предсерийный экземпляр, но серийные аппараты появятся в ближайшем будущем. Новинка работает и с ММ-, и с МС-головками, имеет неплохие возможности для настройки и что важно — предусмотрен балансный выход. Конструкцию можно дополнить встроенным усилителем для наушников. Из необычного — сенсорное управление, вынесенное на переднюю панель.
Акустика Illuminati, усиление Esatto. С прошлого раза, когда я видел эту акустику, внешность ее немного изменилась, а качество отделки стало, на мой взгляд, намного лучше. Звук достойный. Во время презентации сказали, что ВЧ-излучатель у акустики превосходит бериллиевые твитеры Focal, с этим согласиться я не могу, как со сравнением с Sonus Faber. Итальянцы хоть и выпускали несколько неудачных моделей после ухода из разработки основателя компании Франко Серблина, но последняя линейка (Guarneri / Amati / Stradivari) по точности и деликатности подачи ВЧ-диапазона пока для Illuminati недостижимый результат. Как и внешняя реализация. Другим словами, хвалиться рано, но потенциал есть, а главное цены Illuminati несколько гуманнее.
Вообще, я замечал за некоторыми разработчиками заявки, что вот мы лучше этих (с теми же Sonus Faber есть любители посоревноваться), или кабельщиков периодически тянет заявить, дескать топовый Nordost побежден. Я бы посоветовал воздерживаться от таких заявлений. Во-первых не надо делать подобие чего-то, лучше уж развивать свои идеи, а не примерять на себя одежку с чужого плеча. И пусть слушатели и покупатели сами оценят ваши продукты.
Экспозиция NewArtVinyl — несколько новых моделей проигрывателей. Металлообработка стала заметно аккуратнее. В этот раз компания экспериментирует с материалами и конструкциями. Не скажу, что результат выглядит идеально цельным, видно, что разработчики ищут сочетания и новые решения, но пока еще я не вижу перехода количества в качество. Будем надеяться, что вскоре это произойдет, потенциал определенно есть, да и некоторые характерные конструктивные особенности прослеживаются.
Акустика Сергея Давыдовича Батя, усиление Esatto Александра Трусова. Кстати, разных модификаций усилителя Esatto я на выставке насчитал 5 экземпляров. Надо отдать должное, усилитель далеко не из дешевых, но он весьма хорош. А именно эта система — тот случай, когда придираться не хочется. Если только к использованному в системе цифровому источнику Adcom, но это уж точно не основной вопрос.
Небольшие полочники Георгия Крылова. К акустике никаких практически вопросов — аккуратный звук, добротное исполнение. Акустику Георгий делает давно, и обычно она у него получается или хорошей, или очень хорошей, особенно учитывая то, что это далеко не самая дорогая акустика даже на этой выставке. Но что меня неприятно удивило в данном конкретном случае — нет, не акустика. А такая мелочь, как ноутбук, использованный в качестве источника. Не знаю, что же случилось с этим несчастным ноутбуком, может быть его привезли из столярной мастерской, или еще откуда-то, но настолько грязного компьютера я давно не видел. Мелочь? Формально да. Но многих этот момент оттолкнет сам по себе. Я бы не стал обращать внимание на это, тем более что сама акустика понравилась, но такие небрежности в презентации очень сильно портят общее впечатление.
Нечто, с чем и знакомиться при подобном внешнем виде не захотелось. Назовем этот арт-объект «голубым ящиком в серых тонах». Может быть это была чья-то шутка, все может быть.
Акустика Operly — широкополосник с корпусом, сочетающим в себе прямой и обратный рупор. По звуку вещь очень жанровая, на любителя, но смотрится интересно. Впрочем, и по исполнению в деталях техника смотрится хорошо, особенно на общем фоне, и представлена на уровне — все аккуратно, и узнать, как что называется и в чем особенности не проблема. Вдобавок и для презентации технику подобрали правильную: ламповый мощник BAT, сетевой кондиционер PurePower и т. д. - видно, что серьезно готовились к выставке. Аккуратная экспозиция и качественно сделанная техника.
Лаборатория Argument One представила необычный ламповый усилитель — пуш- пулльник в классе А с номинальной мощностью 6 Ватт и без ООС. По смыслу получается, что это два моноблока в одном корпусе. Первое, чем запоминается этот усилитель, — своими размерами: ни в одну стандартную стойку он даже близко не поместится. В деталях устройство сложное, интересное (многое сделано или доработано изготовителями самостоятельно), с определенным потенциалом.
Фонокорректор Natural K-7. Гибридный аппарат, собранный в двух корпусах с отдельным блоком питания. Основная и очень существенная особенность фонокорректора — возможность выбора из семи разных кривых. Работать с разными кривыми могут буквально единичные аппараты, большинство разработчиков такого выбора не предоставляют. Еще одна особенность — аппарат балансный. Пожалуй, применение такому фонокорректору может найтись не только в быту, но и при оцифровке пластинок.
Eridan Audio — 4-полосная акустика с активной НЧ-секцией. Также на выставке показали новый гибридный усилитель Quasar Hybrid. Подходы к конструированию акустики у Eridan Audio интересные, но что касается внешности — у представленной акустики она получилась, мягко говоря, специфическая. Особенно с дополнительными проставками между секциями. Как говорится, что-то пошло не так.
Стенд Фирмы «АРС». Компания специализируется в том числе и на изготовлении динамиков. На выставке показали акустику, ламповый усилитель и фонокорректор. Немного странная техника. Рассматривая в деталях акустику, в первую очередь думаешь: «Хоть бы это был прототип, а не такая вот серийная реализация». Гораздо аккуратнее сделан фонокорректор, но с ним в формате выставки познакомиться затруднительно.
Еще одна акустика Сергея Давыдовича Батя — трехполоски Batti Lab Jazz, усиление — снова Esatto Александра Трусова. Отлично сработавшаяся система, хороший ровный звук. Такую акустику легко представить в виде серийного экземпляра, изготовленного именитой компанией.
Кабели на выставке тоже были представлены, в том числе два стенда заняли именно кабельные производители и разработчики — VectorVox и FelixAudio. Кабели, сетевые фильтры — все это можно было найти. Но, к сожалению, изучить что-то на практике в условиях экспозиции невозможно, зато пообщаться с разработчиками, узнать о конструкциях и потенциале — вполне. Также, при желании, можно было договориться о прослушиваниях.
Пожалуй, даже фотографий без комментариев и вовсе хватило бы, чтобы дать представление о том, что же вызвало столь неоднозначные впечатления. А на практике было бы очень интересно услышать самих разработчиков, их истории, от появления идей до реализации, о том, как создаются прототипы и как они доводятся до серийного производства, в чем основные проблемы этой области, как создается дизайн, и почему во многих случаях он вовсе отсутствует, и далее, далее по списку. Список то получается внушительный, а в то, что Российский Hi-End он вот такой, и только такой и это навсегда — верить совсем не хочется.