Продолжаем серию тестов аппаратуры американской компании Schiit. На этот раз речь пойдет о технике верхнего эшелона: посмотрим, на что способны разработчики нашумевших бюджетных решений, если их никак не сдерживают себестоимость комплектующих и схематических решений.
Итак, мне в руки попал комплект из мультибитного ЦАПа Gungnir (второго сверху в иерархии Schiit) и флагманского усилителя Ragnarok. Без древнескандинавской мифологии в названиях, конечно же, снова не обошлось: Гугнир, например, — имя волшебного копья Одина, способного поразить любую цель, как бы хорошо она ни была защищена. Ирония в том, что даже ему не удастся уберечь своего хозяина в час наступления Рагнарёка, или попросту конца света. Иными словами, создатели наших сегодняшних тестовых компонентов явно немекают, что те способны задать жару даже богам.
Метафизическое взаимодействие двух аппаратов с такими названиями наверняка заслуживает отдельного исследования, но я лишь ограничусь констатацией факта, что в процессе тестирования ни одного ЦАПа, а уж тем более скандинавского бога, в непосредственной близости от меня не пострадало. Что само по себе уже неплохо.
Внешняя отделка аппаратов с достаточно серьезным ценником ничуть не более изыскана, чем у их младших собратьев Modi и Magni, стоящих примерно в десять раз дешевле. Для построения корпуса используются все те же листы грубо шлифованного алюминия, изогнутые таким образом, что верхняя и лицевая панели являются единым целым. Ручки и кнопки — уже знакомые алюминиевые детальки, явно выточенные на простом токарном станке.
Об экономии нескольких лишних долларов на более витиеватую внешнюю отделку в данном случае речь, конечно, не идет: тут скорее прослеживается желание придерживаться уже сложившегося фирменного стиля. И мне он, кстати, кажется абсолютно удачным как с эстетической, так и с практической стороны — пыли и отпечатков пальцев не заметно, как и царапин, если они вдруг появятся.
Цели Гунгнира
ЦАП Gungnir выпускается в двух версиях: с дельта-сигма преобразованием или мультибитовый (с фирменным цифровым фильтром замкнутого цикла). Сами модули преобразователей выполнены отдельно от основной платы, поэтому теоретически их можно заменять друг на друга или на какие-то еще более продвинутые решения, если те когда-то будут выпущены.
В обоих вариантах Gungnir используется полностью балансная топология, соответственно, аналоговый стереосигнал может быть выведен на два XLR или на четыре RCA-разъема.
Для приема «цифры» предусмотрены три порта S/PDIF: оптический, RCA, а также полноценный коаксиальный BNC, плюс гнездо USB тип B для подключения устройства в качестве компьютерного аудиоинтерфейса. Все порты поддерживают PCM-потоки вплоть до 24 бит/192 кГц, нативная поддержка DSD традиционно для Schiit не предусмотрена.
Цифровой фильтр мультибитовой версии построен на базе программируемого DSP Analog Devices семейства SHARC, считающегося одним из лучших решений для обработки данных с плавающей точкой. Работает сигнальный процессор совместно с четырьмя (схема-то балансная) одноканальными высокоточными 18-битными DAC’ами Analog Devices AD5781BRUZ, разработанными главным образом для медицинской и измерительной аппаратуры. Аналоговый тракт построен на дискретных JFET-транзисторах, то есть — полевиках с управляющим p-n переходом, разделительные емкости не используются. Интересно, что несимметричный выход построен на отдельном суммирующем каскаде с применением все тех же JFET-элементов. Кстати, подобная топология используется и во флагманском ЦАПе Schiit Yggdrasil.
Борьба с джиттером организована у Gungnir крайне серьезно и гарантирует побитовую точность на всех форматах исходного сигнала. Для этого фирменная система Adapticlock автоматически подбирает для входного сигнала подходящий способ восстановления тактовых импульсов: это может быть либо генератор, управляемый напряжением (VCO), либо, если удается полностью синхронизировать тактовые импульсы двух устройств, его версия с кварцевым источником опорной частоты (VCXO). Разумеется, происходит все это без передискретизации исходного цифрового потока.
После Рагнарёка
Первое впечатление от характеристик усилителя Ragnarok я получил еще до того, как достал его из коробки. Четырнадцать с половиной килограммов, несмотря на корпус из «крылатого металла»! На сетевом трансформаторе калифорнийцы явно не экономили.
Изучение задней панели показало, что с коммутацией у топового усилителя Schiit тоже полный порядок: пять аналоговых стереовходов, два из которых балансные, выходы предварительной секции (балансный и небалансный) и весьма удобные клеммы для подключения акустики. На передней панели — два выхода на наушники, один их которых тоже балансный. Однако никаких цифровых входов и прочих излишеств, установленных «до кучи» тут нет — перед нами просто стереоусилтель в своем первозданном лаконизме.
Моторизованного привода регулятора усиления тоже нет, впрочем, как и самого пульта управления. Хочешь сделать погромче? Тогда придется встать с дивана. Регулятор громкости вообще достоин отдельного рассказа. Он представляет собой 64-ступенчатую матрицу резистивных элементов с релейными переключателями. Во время регулировки реле вполне ощутимо щелкают — никакого дискомфорта это не создает, но в первое время мне постоянно казалось, что с усилителем что-то не в порядке.
Кстати, щелчки контактных групп — первая реакция аппарата практически на любое действие пользователя. Дело в том, что «Конец света» вооружен микропроцессорным управлением, отключающим сигнал и по необходимости корректирующим режим работы при смене источника или переключении коэффициента усиления. В числе прочего данная система способна подстраивать токи смещения усилительных каскадов и компенсировать постоянную составляющую. Если что-то пошло не так (например, возникло короткое замыкание на коннекторах) — все выходы отключаются, и аппарат переходит в режим минимального усиления и нулевой громкости.
Выходные каскады усилительного тракта построены по фирменной схеме цирклотрон Crossfet (которая в русскоязычной инструкции почему-то названа «циКЛотроном»). То есть, судя по всему, перед нами усилитель класса AB c двухтактными мостовыми каскадами, построенными на полевых транзисторах. Питание конструкции действительно впечатляет: суммарная емкость конденсаторов в фильтрах свыше 100 000 мкФ, а мощность основного трансформатора — 400 ВА.
Никаких темброблоков у Ragnarok, разумеется, нет, и пользовательское управление, помимо установки громкости, сводится к возможности выбора одного из трех выходных режимов (колонки, наушники, колонки+наушники) и трех уровней усиления: 0, 14 или 26 дБ. Первый лучше всего подойдет для чувствительных наушников, последний — для работы с акустическими системами. Кстати, имейте в виду, что если текущий уровень усиления можно определить по свечению светодиодов, то активный выход не обозначается никак. Более того, если не знаешь, как его переключить, без чтения инструкции догадаться об этом практически невозможно. Включаешь наушники, а они просто не работают — что хочешь, то и думай.
Поле битвы
В качестве основного тестового источника я использовал MacBook Pro с двумя установленными операционками и, соответственно, двумя софтверными плеерами: Audirvana Plus под OS X и foobar2000 под Windows 7. Звук выводился в основном на планарные наушники OPPO PM-2 и колонки Dali Rubicon 6, однако скандинавские боги послали мне мимолетную возможность испытать связку Gungnir и Ragnarok в комплекте с наушниками Focal Utopia, и по большому счету именно в них я и по-настоящему оценил потенциал нашего тандема.
На действительно хорошо записанных хай-резах музыкальное разрешение казалось не просто высоким, а чуть ли не бесконечным. Взять, к примеру, Charles Lloyd & The Marvels с их новым «I long to see you». Не сказать, что джазовый квинтет — самый сложный для воспроизведения музыкальный жанр, но в данном случае подача саксофона, струнных и хай-хета с тарелками оказалась просто гиперреальной: тембры и послезвучия не только читались совершенно чисто и разборчиво, они сплетались в абсолютно достоверное музыкальное пространство. Прослушивание на напольных колонках окончательно подтвердило точность позиционирования источников звука в виртуальном пространстве. А так же рельеф, объемность и точное эшелонирование сцены, плюс отличную управляемость низких частот.
Примерно на таком же уровне оказались и остальные характеристики: микродинамика и динамика (в том числе на басах), а так же энергетика. Венчает список фантастически точная и деликатная передача вокала. Альбом «Verse» Патрисии Барбер с его достаточно специфичной мелодикой просто затягивал в себя и воспринимался как некое музыкальное приключение, полностью поглощающее сознание.
Испытание совсем другого рода — старый добрый металл, а именно Iron Maiden, Somewhere in time. С усложнением шумовых (пардон, музыкальных) спектров ни филигранность воспроизведения, ни драйв с запалом никуда не делись. Правда, тональный баланс оказался немного высветлен, но это однозначно проблема не тракта, а самой фонограммы — прошлогоднего хай-рез ремастера.
Ну и конечно, на данном комплекте просто нельзя было не послушать «Гибель богов» Вагнера. Опера эта считается одной из самых непростых для исполнения как оркестром, так и вокалистами. Более того, прослушать ее от начала до конца за один присест, да еще и в записи, для неподготовленного слушателя тоже вполне себе испытание. Не скажу, что с нашей парочкой оно моментально превращается в легкую прогулку, но то, что сложное музыкальное повествование заметно оживает — факт. Сопрано Брунгильды действительно парит над пылающим оркестром, раскаты которого настолько яростны, насколько это вообще возможно при выходной мощности 100 Вт RMS на 4 Ом.
Одним словом, можно констатировать, что и в достаточно солидной весовой категории техника Schiit претендует не только на лидерство, но и на лавры аппаратуры, занимающей куда более высокое положение в аудиофильской иерархии. Богам действительно есть чего опасаться.
Высокий класс воспроизведения фактически по всем музыкальным параметрам. Продуманная коммутация.
Стрекочущий регулятор громкости, отсутствие индикации разрешения входного сигнала и режима выходной коммутации, конечно, никак не влияют на звук, но и комфорта не добавляют.
Gungnir Multibit – 119 990 руб., Ragnarok – 189 990 руб.
Schiit Gungnir Multibit
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 1 Гц – 100 кГц (-1 дБ)
Макс. амплитуда вых. сигнала : 4,0/2,0 В (RMS) (балансный/несимметр. выход)
Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/BNC); аналоговые выходы 4 x RCA/2 х XLR
КНИ <0,005% (20 Гц – 20 кГц, полная мощность)
Интермодуляционные искажения: < 0,004% (CCIR)
Сигнал/шум: >115 дБ (относительно 2 В RMS)
Потр. мощность: 20 Вт
Габариты (мм): 406 х 223 х 60
Масса: 4 кг
Schiit Ragnarok
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,25 дБ); 2 Гц – 110 кГц (-3 дБ)
Макс. мощность (4/8/32/50/300/600 Ом): 100/60/15/10/1,7/0,85 Вт х 2 (RMS)
Коммутация: 3 х RCA Stereo In, 2 х XLR Stereo In, XLR/RCA Stereo PreOut, 6,35mm jack Phone out, Speakers out
КНИ <0,006% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS)
Интермодуляционные искажения: < 0,008% (CCIF, 1 В RMS, режим макс. усиления)
Сигнал/шум: >103 дБ (невзвешенное, 1 В RMS)
Взаимопроникновение: < –80 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Полное выходное сопротивление: 0,03 Ом
Коэффициент усиления: х20 (26 дБ), х5 (14 дБ), х1 (0 дБ)
Потребляемая мощность: 75/500 Вт (покой/максимум)
Габариты (мм): 406 х 305 х 95
Масса: 14,5 кг