Выбор вертушки для 78 об. • Stereo.ru
Вопрос Aberkas 13

Выбор вертушки для 78 об.

Доброго вечера всем любителям хорошего звука!

Я, увы, уже не молоденький - через немного лет пенсия светит. В последнее время начал ощущать ностальгию. Захотелось вернуть к активной жизни дедовские пластинки, которые звучали в нашей квартире, когда я был маленьким. Это советские грампластинки на 78 об., выпущенные в основном, видимо, в 50-е годы, (военные песни, Утёсов, Эдди Рознер и т.д.). Короче говоря, есть желание обзавестись вертушкой, которая смогла бы это играть. Вопрос в том, что я совершенно не представляю, какого качества звук мои раритеты могут выдать. В своё время они воспроизводились на зелёного цвета устройстве в форм-факторе чемоданчика, в крышке которого размещался динамик (устройство это уже давно дало дуба). Я, в принципе, мог бы “раскрутить” себя на Rega RP78 (30 тыс.руб), специально заточенную под 78 об., но есть ли в этом смысл? Может быть, потенциал звучания этих старых пластинок столь невысок, что Rega не даст никакого выигрыша, и достаточным будет, к примеру, TEAC за 14-15 т.р.? А ведь есть ещё девайсы марки ION - там вообще в 7-8 т.р. можно уложиться? Наличие/отсутствие встроенного фонокорректора меня не волнует - в моём усилителе он есть. Способности потенциальной покупки на проигрывание LP 33 об. меня тоже не волнуют, т.к. я не фанат такого винила. Надеюсь, что найдётся кто-нибудь, кто владеет моим вопросом.

Ответы

Gorbatov

Лучше всего поискать что нибудь из старых проигрывателей с 78й скоростью, но что то недорогое и легко приводящееся в чувство. Lenco, Braun - примерно туда можно смотреть. А можно и на некоторые ди-джейские вертушки с 78й скоростью. Ну только не на те, которые пластиковые погремушки.

Из головок - 102й Денон в версии для шеллака не советую, хотя это один из лучших среди доступных вариантов, не советую потому, что у вас степень погружения столь серьезная не планируется. А вот если где то сможете купить подешевле Audio-Technica AT-MONO3/SP - получится отлично. Если что - головка хоть и МС, но в ММ-корректор ее выход позволяет подключить.

Vbif

Качество дисков - нулевое, если на "чемоданчике" проигрывались. От этого отталкивайтесь.

zome_bear @Vbif

Тут есть ещё нюанс, что недорогие иглы пилят в одном месте, а можно подобрать другие хорошие, чтобы воспроизводила в другом месте дорожки. Плюс нормальная мойка это такая нужная вещь...

Vbif @zome_bear

Вы о каких недорогих иглах говорите? Которые в "зелёного цвета устройстве в форм-факторе чемоданчика"? Пилили они неизбирательно, на славу.

DmitriyD
Может быть, потенциал звучания этих старых пластинок столь невысок

Я конечно незнаком с Вашей коллекцией, но иногда пластинки на 78 об. могут сильно удивить. Даже несмотря на монофоническую дорожку они зачастую демонстрируют акустический объем и некое понятие "сцены". У меня есть таких 4 штуки довоенного производства JVC Victor с записями американских эстрадных джазовых коллективов.

Что касается их воспроизведения, то в принципе любой виниловый проигрыватель на это способен. Производитель либо предусматривает режим воспроизведения 78 об., либо реализует дополнительные кит-комплекты для реализации такой возможности. Главная проблема - применение специальной "граммофонной" монофонической головки звукоснимателя, что тянет за собой определенные требования к конструктиву, такие как:

- наличие съемного шела у тонарма и его максимально простые регулировки по VTA и азимуту (старые шеллаковые пластинки имеют нестандартные параметры захода иглы в канавку, иногда часть проблем снимает специализированный картридж, т.е. по каждой головке необходимо смотреть конкретно, например Ortofon OM 78 Phono Cartridge);

- собственные стандарты аудио коррекции, отличные от привычной RIAA и необходимость использования ММ-фонокорректора либо с соответствующим профилем настройки (например Quad-22), либо с максимально гибкими настройками в широком диапазоне.

В принципе, идея отдельного винилового стола для граммофонных пластинок, вполне имеет право на существование и как минимум избавит от постоянной процедуры смены картриджей при прослушивании стандартных и граммофонных пластинок. Только необходимо обратить внимание на настроечный профиль стола, ведь пластинки на 78 об. выпускались и на привычном виниле в соответствии с принятыми стандартами (т.е. они ничем не отличаются по требованиям и хар-кам от привычных пластинок, кроме скорости вращения). Такое Вам точно не нужно, их можно проиграть и обычной иглой со стандартными настройками тонарма, обеспечив только скорость вращения. Как вариант Audio Technica AT-LP120 + дополнительный хедшелл к нему Audio Technica AT-HS1P (стоит около тысячи рублей) с установленной и отрегулированной головкой, например Rega RB-78 или Grado 78 C (сейчас глянул цены на Ortofon OM 78 Phono Cartridge - совсем с дуба рухнули! Если мне память не изменяет лет 8 назад эта башка была вдвое дешевле Grado или Rega, а сейчас продают от $120). В общем сможете слушать и обычные и грамофонные пластинки даже со встроенного фонокорректора, но для максимального качества я бы поискал подходящий с набором предустановок частотной коррекции для наиболее часто встречающихся производителей тех лет (у JVC Victor была своя, у DECCA своя...).

Удачи в поиске решения.


P.S. помимо шеллаковых пластинок, советская промышленность так-же выпускала огромное количество пластинок из т.н. "скрапа" (переработанного боя пластинок) и винилацетата "пластинки военно времени". С ними необходимо обращаться особенно аккуратно ввиду их хрупкости.

P.P.S. Не стоит воспроизводить шеллаковые пластинки на 78 об. обычной иглой! Мало того, что они имеют только один канал нарезки (во второму у вас будет только шум), так еще и быстро угробите и пластинку и звукосниматель.

zome_bear @DmitriyD

Как раз примерно такой вариант я себе соорудил. Только взял старшую Audio Technica AT-LP1240 и Ortofon 2M 78 и ещё купил один сменный шел родной на всякий случай под другую ГЗМ. А вот о подходящем фоно-корректоре пока не думал. Но это очень верное замечание.

Всё ещё руки не доходят выкинуть всю лишнюю ерунду, включая БП, из вертушки, поменять проводку в тонарме и выходные клеммы RCA.

DmitriyD @zome_bear

День добрый. Мне Audio Technica AT-LP1240 нравится своей некоей завершенностью и предсказуемостью. Вы просто понимаете что стоит или не стоит ожидать от этого стола. ИМХО у него довольно "шумный" Direct Drive, а потому замена проводки в тонарме мало на что повлияет. В любом случае будет интересно ознакомится с результатом Вашего смелого эксперимента, я в свое время много AT подарил друзьям, знакомым, родственникам: у кого-то пылятся на комоде, а кого-то реально зацепила тема и для последних Вы возможно проторите еще один вариант апгрейда. Возможно даже появится смысл в установке на этот аппарат MC-картриджей с "низким" выходом.

zome_bear @DmitriyD

Для MC у меня есть Music Hall MMF-11.1, а AT-1240 целенаправленно брал позже для 78 об/мин в том числе из-за очень удобной регулировки VTA.

Кстати не заметил отличия в рокоте между ними.

Wadim

У меня для граммофонных пластинок есть патефон. Может не по-аудиофильски, но зато в соответствии с духом того времени, а разными иглами получается немного разный звук..

Aberkas

Спасибо всем, кто высказался. Информацию я получил, буду думать. Насчёт того, что нужна специальная головка - это я уже знаю, морально готов. DmitriyD, отдельная благодарность за перечисленные варианты этой оснастки. Мне как раз попадалась на глаза модель Ортофона, и тоже показалось, что дороговато :-)

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.