Прогресс в области звуковоспроизведения вызывает в памяти образ древнеримского бога Януса, устремленного одновременно в будущее — цифровое (к смартфонам, планшетам, потоковому аудио) и в прошлое — аналоговое, немыслимое без ламповой техники.
Фирма Ayon, выпускающая ламповые усилители, расположилась, по нашему мнению, как нельзя лучше — близ Вены, родины вальса, самого утонченного способа вскружить себе голову. И впрямь, разве у вас не закружилась голова при виде этого красавца в черном смокинге? Позвольте представить: Triton третьего поколения, полный усилитель класса А, чья конструкция была переработана самым серьезным образом — для оптимизации путей прохождения сигнала и повышения быстродействия тракта.
Алюминиевый корпус, имеющий П-образную боковую панель, надежно защищает схему от внешних помех. На фасаде — ничего лишнего: подсвеченный логотип производителя, регулятор громкости с окошечком флуоресцентного дисплея и поворотный переключатель выбора входов, рядом с которым расположены светодиодные индикаторы как входа, так и режима работы. На задней панели — четыре регулируемых входа (три несимметричных и балансный), а также нерегулируемый (теоретически Triton можно использовать даже для озвучивания фронтальных каналов системы домашнего кинотеатра, в которой громкость регулируется AV-процессором). Разумеется, предусмотрены отдельные клеммы для 4- или 8-Ом акустики. Аудиогурмана приведет в восторг возможность перейти от заземления «звездой» к двухконтурной схеме (очень полезная возможность для владельца LP-проигрывателя), а также вручную отрегулировать ток смещения выходных ламп.
Теперь поговорим о том, что находится в главной рабочей зоне — верхней панели усилителя. Под защитными кожухами расположены восемь лучевых пентодов КТ120, четверка двойных триодов 12AU7 и два пентода 6Ж8 (в «Тритонах» предыдущих поколений вместо последних использовались тоже лампы 12AU7, однако многочисленные эксперименты убедили разработчиков, что в триодном включении 6Ж8 дают меньшие искажения при отработке сигналов высокой амплитуды). В результате каждый канал имеет три каскада: инвертирующий (на 12AU7), катодный повторитель (на 6Ж8) и выходной каскад на четырех КТ120, функционирующих в двухтактном режиме. В каждом плече выходного каскада параллельно включены по две лампы, работающие в классе А. Такой тракт позволяет сохранить неизменной фазу входного сигнала и без проблем переключаться между двумя режимами, триодным и пентодным. В триодном режиме с обмоткой выходного трансформатора соединяются как анод, так и экранирующая сетка выходной лампы (через сопротивление), пентод превращается в триод, при этом мощность снижается до 70 Вт на канал и спектральный состав становится совершенно «ламповым» (заметна вторая гармоника). Второй вариант (пентодный или тетродный) реализуется так: с обмоткой выходного трансформатора соединяются только аноды ламп, при этом эффективная мощность достигает максимума, в данном случае — по 120 Вт на канал. Примечательно, что соответствующих переключателей на верхней панели прибора два: режим работы можно выбрать для каждого канала отдельно! Здесь хочется написать дежурную фразу типа «еще один подарок аудиофилу», но ограничиться ею — значит не сказать ничего. Разработчики «Тритона» никаких решений, кроме бескомпромиссных, не приемлют вообще. Они применяют схему с нулевой отрицательной обратной связью, а также с низкими импедансами и высокими токами, что позволяет выходным лампам работать на линейном участке усилительной кривой. Алгоритм «мягкого» включения и микропроцессорная схема расчета оптимального тока смещения позволяют продлить срок жизни ламп. Разумеется, предусмотрена серьезная схема защиты от перегрузки — ламп в частности и усилителя в целом. В схеме нет ни повторителей, ни буферных каскадов, способных внести фазовые искажения. Об усилиях по минимизации пути прохождения сигнала мы уже говорили, теперь необходимо упомянуть о том, что в конструкции задействованы только высококлассные компоненты — быстродействующие разделительные конденсаторы, XLR-клеммы Neutrik/Swiss и массивные позолоченные акустические клеммы, а также фирменные тефлоновые цоколи с бериллиево-медными контактами для установки ламп. Используются печатные платы с позолоченными дорожками; межплатная разводка проведена кабелем из медно-серебряного композита матричной структуры, при этом используется не пайка, а специальные разъемные соединения, что упрощает ремонт.
Отдельного разговора заслуживает блок питания, также серьезно модернизированный по сравнению с тем, какие применялись на «Тритонах» предыдущих поколений. Благодаря отдельным трансформаторам, дросселям и фильтрам выходные каскады, оперирующие мощными сигналами, не оказывают пагубного влияния на «нежные» входные цепи. В фильтре питания используются элементы с активным, а не индуктивным сопротивлением. Это приводит к исключению фазовых помех, а сопутствующее снижение КПД компенсируется установкой накопительных конденсаторов более высокой емкости. Одновременно повышается быстродействие блока питания — он становится способен отдавать в нагрузку очень высокий ток. Разумеется, каждый канал усиления запитывается от собственного трансформатора, малошумящего, заключенного в экранирующий кожух.
Как известно, важнейшей частью лампового усилителя является выходной трансформатор. В данной схеме они широкополосные, обладают низким импедансом. В итоге, если необходимо воспроизвести глубокий бас, трансформатор запросто выдает в колонку большой ток; нет проблем и с отработкой высокочастотных сигналов, обладающих крутыми фронтами.
Разработчики рекомендуют прогревать усилитель в два этапа — предварительный (5—8 ч работы на низком уровне громкости) и окончательный (30—50 ч воспроизведения динамичного музыкального материала на средней громкости). Мы ограничились стандартным 12-ч прогревом. Начавшееся после этого прослушивание убедило нас — инженеры Ayon умеют правильно формулировать задачи и добиваться их эффективного решения. В частности, работая в пентодном режиме, Triton практически не уступал нашему лабораторному усилителю (транзисторная схема класса High End, отдельный блок питания) по умению извлечь из солидных напольников бас, который точнее всего характеризовать в терминах сейсмологии. При этом никакого форсирования низких частот не наблюдалось — все звуковые образы усилитель отрабатывал с одинаковым тщанием. Воспроизводя наш любимый тестовый диск Audiophile Voices, он безукоризненно передавал как хоровое пение, так и богатство обертонов в голосе Ната Кинг Коула или нарочитое «пришепетывание» Шарлотты Рэмплинг. Не было и заметного оглушения высоких частот, они падали на слушателя хрустальными брызгами весеннего дождя.
На триодный режим мы переключили усилитель (не без сомнений в правомерности такого шага), ожидая потери в управляемости баса и снижения макродинамики. Так и оказалось при работе с «тугими» АС (чувствительность порядка 87 дБ). Однако подключив более «резвые» громкоговорители, мы были приятно удивлены: бас остался по-прежнему собранным, динамика почти не пострадала, зато как расширилась звуковая сцена, насколько свободней зазвучали инструменты! Вокал стал чуть менее агрессивным, однако ощущения разлада не возникло. Зато усилилось впечатление трехмерности (захотелось в сопровождении этой системы посмотреть какой-нибудь Jurassic Park 3D). Перед нами нечто, вполне достойное современной аудиомифологии — усилитель, обладающий только преимуществами ламповой схемотехники, виртуоз глубокого баса. Имя Тритона, бога морских глубин, подходит ему как нельзя лучше.
Технические характеристики и результаты измерений лампового усилителя Ayon Triton III
На графике АЧХ красная кривая соответствует триодному режиму, синяя — пентодному, розовая — режиму Direct. Как видим, графики практически параллельны (если этот термин применим к кривым), но в пентодном режиме при том же входном сигнале выходной громче примерно на 4 дБ, чем в триодном. Характеристики на удивление линейны (ощутимый спад начинается на частотах выше 40 кГц, так что потенциал записей высокого разрешения будет раскрыт). Несколько разочаровали наших экспертов разве что результаты измерений мощности: в обоих режимах ее фактическая величина оказалась примерно на 20% меньше заявленной. Разумеется, мал коэффициент демпфирования, а это непременно следует учесть при подборе акустических систем.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Август, 2014.
Пентодный режим
Рвых, (КНИ 3,0%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 101,6/107,9/103,8 Вт
Коэффициент демпфирования: 1,3
КНИ (0,5 Pвых) на 80/1000/10 000 Гц: 1,49/1,62/1,56 %
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 25/>63/>90 кГц
Неравномерность в полосе 20—20 000 Гц: 0,3 дБ
Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц: –0,01/‒7,01 дБ
Взаимопроникновение каналов, L‒R/R‒L: 40/41 дБ
Дисбаланс каналов: 0,2 дБ
Триодный режим
Рвых (КНИ 3,0%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 60,0/63,6/62,0 Вт
Коэффициент демпфирования: 3,3
КНИ (0,5 Pвых) на 80/1000/10 000 Гц: 1,51/0,97/1,01%
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 25/>63/>90 кГц
Неравномерность в полосе 20—20 000 Гц: 0,4 дБ
Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц: –0,1/‒6,4 дБ
Взаимопроникновение каналов, L‒R/R‒L: 36/36 дБ
Дисбаланс каналов0,2 дБ
Паспортные данные
Выходная мощность (8 Ом) в режиме
пентодном: 120 Вт/кан.
триодном: 70 Вт/кан.
Класс работы усилителяА
Лампы (число/тип): 8/KT120, 4/12AU7, 2/6Ж8
Аналоговые входы: несимметричные: 4, балансные: 1
Вход Phono: –
Аналоговые выходы
на наушники: –
с предусилителя: +
Масса: 45,0 кг
Габариты: 510х420х250 мм