Сами Пенттила возглавляет финскую компанию Penaudio с момента ее основания, уже без малого 15 лет. В следующем году готовится разменять четвертый десяток, живет в финской «глуши», городке Луумяки, всего в 40 км от границы с Россией со своей невестой, шестью детьми, четырьмя старыми спортивными машинами, двумя собаками, кошкой и морской свинкой. Мы поговорили с Сами, с чего начался бизнес, почему он до сих пор ищет идеальные для себя колонки, назвал модели именами дочерей и какую музыку он слушает.
— Расскажи, почему ты начал делать акустику?
— Музыка всегда была частью жизни. Отец не переставая слушал музыку шестидесятых, играл на фортепиано и гитаре. И пел, но об этом лучше я не буду рассказывать. В 5 лет я сел за фортепиано, в 10 взял в руки гитару. Вот такие истоки у истории Penaudio.
— Так что, ты только играл?
— Играл и слушал. Первой моей системой была старенькая Hitachi. До 15 лет я играл в разных группах и записывался. Именно в этом возрасте я понял, что главное не громкость, а чистота звука.
— И что ты сделал?
— В 15 лет я купил свою первую Hi-Fi-систему с раздельными колонками от B&W. Тогда же в целом начал интересоваться акустикой, поскольку понял, что она — самое важное звено между записью и слушателем. Начал читать всю доступную мне литературу по акустическим системам и, руководствуясь книгами, собрал свои первые колонки. Менял компоненты на более качественные, и сразу слышал, как менялось звучание. Просто вот сразу. Летом 1998 года я заработал немного денег и решил их все потратить на пару колонок, которые, я думал, не поменяю никогда.
— Неужели такие нашлись?
— В том-то и дело, что нет! Я не смог найти даже отдаленно что-то подходящее. Тогда я решил купить детали — драйверы, фанеру для кабинетов и стал конструировать акустику такой, как я ее представлял. Такую, чтобы все в ней меня устроило и не пришлось искать что-то еще. В апреле 1999 года колонки были готовы. Я назвал их Penaudio 7.6cx. Как ты догадался — Penaudio проистекает из Pen(ttila) плюс Audio.
Многие друзья, ценители хорошего звука, тогда пришли ко мне послушать их и сравнить со своими колонками, после чего говорили: «Слушай, а не хочешь ли ты начать их производить? Это лучшее из всего, что мы слышали в своей жизни». И так я начал.
— Пошел покупать фанеру и компоненты?
— Почти. Я купил старенькую "Тойоту Камри" с движком 1,8, 1988 года и начал объезжать финские магазины, торгующие High End. Представители 5—7 магазинов буквально влюбились в этот звук! Так все и завертелось. Я основал компанию и начал выпускать акустику серийно. В итоге сейчас у нас 4 линейки громкоговорителей. Младшую линейку Rebel образуют 5 колонок: Rebel, Rebel Two, Rebel Three, Rebel S(urround) and Rebel C(enter). Линейка Charisma — это Charisma, Cenya, Sara S and Cenya C. Авторская линейка: Cenya Signature and Sara S Signature. А также флагманская линейка Sinfonia, в которую входят два больших напольника: Sinfonietta и Sinfonia.
— Расскажи о новых моделях с твоим именем на них — Sami Penttilä Signature. Откуда пришла идея?
—Я заядлый автолюбитель (у меня сейчас 4 спортивных авто), обожаю тюнингованные тачки. Как все знают, иногда они называются в честь их разработчиков: например, Enzo Ferrari или Carrol Shelby. И это особенные машины. Тут можно провести параллели с нашей акустикой: Cenya и Sara — это как Ford Mustang в его базовой комплектации. А Mustang с тюнингованным движком уже носит имя Shelby. Так что можно сказать, что я захотел поставить «лучший движок» в мои колонки — это лучший твитер от Seas, модель Cresendo. «Тюнингованные колонки» в данном случае не значит лучшие конденсаторы или провода покруче. Технически это значит, что в новой линейке мы поставили более качественные твитеры и клеммы от WBT, а все остальное и так высшего качества.
— Сколько всего колонок в новой линейке?
— Пока две: Cenya Signature и Sara S Signature.
— В новых моделях расширен частотный диапазон (выше 20 кГц). Иногда люди задают вопрос, зачем это делать, если ухо вроде как не слышит такие частоты.
— Несколько лет назад мы запустили исследовательский проект в университете Ювяскуля. Он был посвящен углубленному исследованию ощущений при прослушивании звуков в ультразвуковом диапазоне. Мы использовали динамики, частотный диапазон которых простирается до 35 кГц. Сначала запустили их на полную катушку, а затем искусственно ограничили слышимый диапазон до 22 кГц с помощью специального фильтра. А потом еще раз прогнали звук через фильтр на полную, потому что хотели сравнить только высокие частоты, а не динамики в сравнении с фильтром. Когда мы слушали музыку на Super Audio CD (один и тот же трек), мы снимали показания ЭКГ, измеряли пульс наших испытуемых и записывали их субъективные ощущения. При прослушивании с ультразвуком ЭКГ показало, что на 19 человек из 21 такая музыка действует более расслабляюще. А 18 подтвердили, что с ультразвуком музыка была «лучше» и более «натуральной».
Я верю, что так оно и есть, потому что действительно трудно воспроизвести на обычной Hi-fi-системе полноценное звучание тарелок, фортепиано, скрипок, флейт и прочих живых инструментов. Но именно поэтому, например, мы всегда используем твитеры с тканевым куполом. У них нет резонансов даже на высоких частотах. Это достаточно плавный и ровный срез частот, так что с этим материалом мы гораздо ближе к реальному звуку.
А что касается финансового вопроса, то приходится платить больше за чувства... Я это делаю всегда, когда выбираю запчасти для машины, одежду, еду. Вы никогда не скажете, что вот это стоит столько, но вы просто чувствуете, что это лучше для вас, и ошибки здесь нет. Это, наверное, обычная ситуация, когда чуть более дорогая запчасть заставляет машину ехать быстрее, а дорогая еда оказывается вкусней. Насчет одежды и обуви... может, просто ты чувствуешь себя лучше, когда смотришь в зеркало?
— Как ты считаешь, кто будущий покупатель акустики Sami Penttilä Signature?
— Думаю, что в большинстве ими станут наши старые клиенты. Давние приверженцы марки оценят мое имя на тыльной стороне колонки.
— С кем будет состязаться новая линейка Penaudio?
— Хм… даже и не знаю. Может, кто-нибудь из «старичков» вроде B&W, Audio Physics или Magico. Знаешь, на каждом локальном рынке есть свои местные бренды с отличной репутацией. Но сейчас, когда мы улучшили качество продукции, усовершенствовали логистику, сделали бизнес гибче, мы смогли снизить розничные цены. Поэтому я уверен, что сегодня конкурентоспособность продукции Penaudio, как никогда, высока.
— А на каком носителе ты предпочитаешь слушать музыку: виниловые пластинки или CD-диски?
— Предпочитаю CD. У меня есть несколько CD-плееров Sonneteer. Я мечтаю купить виниловую вертушку, но если буду покупать все пластинки, которые хочу, то реально сойду с ума! На самом деле, если диск качественный, записан хорошо с использованием всех технологий, которые улучшают звук в процессе его воспроизведения… в общем, это довольно хороший формат. И у меня около 400 дисков в коллекции.
— Ты упомянул, что в гараже у тебя четыре машины. Какая акустика стоит в них?
— Мои машины слишком шумные, чтобы слушать в них музыку. Да и что может звучать приятнее, чем рык турбированного движка V8 на старте? Ну да, у меня есть в машинах CD-проигрыватели и колонки, но только «чтоб играло». А что касается брендов – ну, например, на твитерах в моей Alfa Romeo то же лого, что и у самой машины… Наверное, это Bose или что-то в это роде — я, если честно, никогда этим не интересовался.
Но это не значит, что там плохой звук: я делал тюнинг двум машинам, которые участвовали в европейских чемпионатах. И был первым в конкурсе звука в секции прослушивания. Там было две части: прослушивание и «насколько хорошо это работает и вообще сделано». Так что у этих машин хорошее качество звука, но не тогда, когда они едут. В движении очень много посторонних призвуков: звук двигателя, колес, шум ветра. Не получается насладиться музыкой. И поэтому я решил не ставить суперколонок в мои машины. За исключением этих двух.
— А есть музыка, которую ты в принципе не перевариваешь? Например, панк-рок или трэш-метал…
— Ну конечно, есть. Не могу слушать спид-метал и трэш-метал, и, к сожалению, некоторую оперную музыку.
— И логичный вопрос, исходя из предыдущего: ты тестируешь новую акустику на определенных жанрах музыки? И есть ли среди них твои нелюбимые? Вдруг покупатели слушают ту музыку, которую вот лично ты не любишь.
— Я проверяю акустику на всей доступной мне музыке, которая мне нравится и даже которая мне совсем не нравится. Но это не значит, что колонки должны играть идеально все — это невозможно. На самом деле, разработка акустических систем требует неких компромиссов с источником, а не с отдельным жанром. Я люблю чистый звук, и мы всегда проверяем акустику на самом высококачественном материале. Это может создать проблемы при воспроизведении менее качественного источника, но мы ставим на хорошие исходники против сжатого звука. Так что с акустикой Penaudio даже треки в стиле спид-метал звучат как надо. И вообще любые треки: чистота звука и нюансы обеспечены.
— Как удается совмещать бизнес и творчество? Под творчеством я имею в виду создание новых акустических систем. Не бывает ли так, что законы бизнеса идут наперекор творческим порывам? Не приходится ли из-за этого идти на компромисс?
— Я никогда не чувствовал, что бизнес убивает во мне художника. Конечно, надо думать о продуктах, линейках и всем таком. Но изобретения — это первоочередное.
— Что из акустики ты используешь у себя дома? И что лучше всего подходит тебе самому?
— Да почти все. В комнате площадью 40 квадратных метров с деревянной структурой и акустическими дополнениями лучше всего звучат Sara S Signature и Sinfonietta. И вообще, я использую Penaudio в моей стереосистеме, потому что я еще в поиске идеальных колонок, который я начал в 1998 году.
— Почему ты назвал модели колонок Penaudio именами своих дочерей?
— Я очень гордился своей первой дочерью, так что назвал модель (Sara), которую тогда разрабатывал, ее именем. Charisma также имя моей следующей дочери. Потом я подумал, что раз новая акустика подобна Charisma (она тоже полочная), то лучше, чтобы ее название начиналось с буквы «C». Так появилась Cenya, хотя мою дочь зовут Senja. Но если произносить эти имена — получится одно и то же.
— И последний вопрос, продолжаешь играть на фортепиано?
— Я продолжаю и играть, и слушать, как и мой отец. Он по-прежнему любит музыку 60-х, о да! Играю на фортепиано, а также на гитаре и на бас-гитаре. Иногда записываю музыку с моим братом, не применяя никакой компрессии или эквалайзеров. И много, много работаю. Тестирую новые драйверы и прочие компоненты.
[от автора]
Как вы думаете, что на голове у Сами на фотографии в анонсе?
Это не парик. Это антирезонансный материал, который он использует в кабинетах, для поглощения внутренних волн в том числе!
Если хотите послушать музыку, которую сочиняет Сами, вот небольшая зарисовка: