Быть в роли догоняющего всегда проще, поскольку прямо перед тобой есть ориентир и эталон, к которому можно стремиться. Куда сложнее удерживать лидерские позиции, когда конкуренты остались уже позади и нужно превзойти самого себя. Именно в таком положении оказалась компания Audeze, когда модель LCD-4 уже стала классикой, LCD-4z тоже вышла из разряда новинок и пришло время двигаться дальше.
Творческий поиск завел разработчиков даже в сферу электростатических моделей, свидетельство чему — наушники CRBN, однако появление нового поколения планаров было событием неотвратимым. И оно таки произошло.
Новые пути
Вся линейка LCD — и номерная хайфайная, и ее студийное направление — двигалась по эволюционному пути. С каждым обновлением появлялись какие-то элементы, которые применялись в последующих моделях, но база оставалась неизменной. Диаметр мембраны, конструкция оголовья и основной части чашек, технологии, отвечающие за качество звука — все это передавалось по наследству от одной модели к другой.
Похоже, что в четвертом поколении LCD разработчики исчерпали потенциал базовых подходов и решний, заложенных во времена создания классической «двойки». Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что между LCD-5 и всеми предыдущими моделями мало общего, а окончательно убедиться в этом можно углубившись в изучение спецификаций новой модели. Можем констатировать факт: революция произошла и, судя по всему, «пятерки» станут основной для дальнейшего развития модельного ряда LCD.
Конструкция
В конструкции LCD-5 изменилось буквально все. И хотя знакомая буква «А» на решетке никуда не делась, даже издалека «пятерка» заметно отличается от тех же «четверок» и других полноразмерных моделей серии. Новый дизайн вобрал в себя лучшее из того, что было ранее. В формах LCD-5 можно разглядеть и плавность, свойственную магниевым корпусам LCD-MX4 и LCD-4z, и роскошную отделку, как у классических LCD-3 и LCD-4 (хоть дерево и заменили на более технологичный ацетат) — но в сумме это дает совершенно иной внешний вид.
Диаметр чашек у LCD-5 чуть меньше, и этого оказалось достаточно для того, чтобы визуально они воспринимались не большими, а скорее среднеразмерными. Амбушюры также чуть меньше классических по наружным габаритам. Благодаря скошенным внутренним стенкам посадка по-прежнему свободная и на уши по-прежнему ничего не давит.
И если чашки наушников у LCD-5 получились компактнее, то вся остальная фурнитура за исключением кожаной подушки оголовья выглядит крупнее и солиднее, чем у предшественников. Раньше большие чашки держались на довольно тонких (но металлических и оттого вполне надежных) ножках, теперь же держатель чашки, крепление к оголовью и прочие элементы выглядят более массивными и мощными. Все материалы традиционно дорогие, прочные и неубиваемые: сталь, карбон, алюминиевый сплав, натуральная кожа.
Одним словом, у LCD-5 и, скажем, LCD-4 фактически нет ни одной общей детали. В результате новинка не только выглядит по-другому: она получилась компактнее и заметно легче предшественника. 420 граммов для больших планаров — это не так уж и много, примерно на треть меньше, чем LCD-4. Вот за эту весьма серьезную разгрузку мышц шеи разработчикам надо сказать отдельное большое спасибо.
Технологии
Прежний топ качества звука от Audeze, по сути, включал в себя не только LCD-4, но также LCD-4z и LCD-MX, которые были сравнимы по классу, отличаясь характером звука и некоторыми конструктивными нюансами. Для того чтобы превзойти их всех, разработчикам нужно было внести некие радикальные изменения в технологическую базу — и именно это они и сделали, причем по всем основным фронтам.
Главное отличие «пятерок» — абсолютно новая мембрана. Она имеет меньший диаметр, 90 мм вместо 106 мм, как это было в прежней версии. Токопроводящие дорожки нанесены на мембрану по новой технологии Parallel Uniforce (технология в процессе патентования). Если раньше дорожки были одинаковыми и равномерно распределенными по всей площади диффузора, то теперь они разной ширины.
Разработчики, располагая параллельно друг другу несколько дорожек с разной шириной, решили сразу ряд задач: снизили импеданс до 14 Ом и получили возможность более точно контролировать плотность тока по всей рабочей поверхности. Как следствие, мембрана реагирует на музыкальный сигнал более точно, движется более равномерно и воспроизводит звук более детально, с меньшим уровнем искажений.
Фазовыравнивающие элементы Fazor модернизировали исходя из обновленных габаритов наушников: теперь они тоньше и лучше устраняют эффект дифракции, возникающий при прохождении звуковой волны сквозь магнитную решетку. Впрочем, Fazor — это не единственный элемент конструкции, призванный бороться с дифракцией и переотражениями.
Разработчики внимательно изучили всю картину переотражений, возникающих внутри чашки наушников, и буквально каждый конструктивный элемент в пространстве между мембраной и ухом был оптимизирован таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние на звук. Это, кстати, объясняет сглаженную, практически рупорную форму внутренней части амбушюров. Даже защитная сетка внутри была подобрана исходя из ее акустических свойств.
Высшее общество
Для того, чтобы оценить старшие модели Audeze, необходим звуковой тракт соответствующего класса. Эта на первый взгляд банальная мысль раскрывается совсем иначе, когда речь идет об LCD-5. Для того, чтобы понять, насколько хороши эти наушники, нужна не просто очень хорошая Hi-Fi система — нужен High End и даже Ultra High End.
С самого начала стало понятно, что ЦАП классом ниже ES9038Pro или R2R-матриц использовать смысла нет — разница в разрешении и общем качестве звука при смене источников была очевидна и весьма существенна. С усилителями и кабелями ситуация аналогичная. При всех возможных конфигурациях системы не было ситуаций, когда узким местом стали бы наушники. Они просто и честно давали услышать вклад в систему каждого компонента, но при этом нельзя сказать, что сами LCD-5 не имеют выраженного характера.
Смена вектора
В линейке LCD всегда существовало четкое разделение на домашние и профессиональные модели. Домашние — номерные — модели звучали более тепло, вальяжно и расслаблено, сцена была шире, подача более темная и атмосферная, с отдалением источников звука от слушателя. Студийные модели — с индексом Х — всегда давали более кучную, плотную, динамичную и яркую картинку, с более компактной сценой и светлой подачей, акцентирующей внимание не на общей атмосфере, а на деталях и структуре музыкальных композиций. Похоже, что вместе с редизайном линейки эта традиция уходит в прошлое.
Первое впечатление после прямого сравнения LCD-5 и LCD-4z вызвало в памяти еще одну классическую модель – LCD-MX4. Именно к подаче профессиональных моделей тяготеют новые LCD-5. Они, конечно, не проваливаются в сухую аналитику и препарирование музыки, но при этом не имеют ни малейшего признака того теплого и объемного звука, который давали домашние вариации «четверок».
Вместо этого мы имеем небольшую сцену, бодрый и максимально собранный бас, а также просто фантастическую информативность по всему диапазону, после которой сложно серьезно воспринимать львиную долю наушников позиционирующихся в категориях старшего Hi-Fi и High End.
Если абсолютный реализм и полная достоверность звучания — ваша цель, подберите соответствующие компоненты и будете в курсе, каково было настроение у звукаря, записывавшего первый сольник Dio, а перед прослушиванием хорошо знакомых записей Patricia Barber я настоятельно рекомендую закинуться Валидолом или хотя бы принять граммов 50 односолодового в качестве поддерживающей терапии.
Способность LCD-5 вытащить из записи максимум деталей и погрузить слушателя в атмосферу практически безгранична. Чем точнее и реалистичнее запись — тем более обширный спектр эмоций вам удастся пережить при прослушивании.
Но тут возникает вопрос: как же быть с теми многочисленными (и от этого не менее любимыми) релизами, которые не были изданы в DSD или Hi-Res качестве? Ведь наверняка CD-версии будут звучать скучнее и проще.
Увы, да. Разница будет заметна. От этого никак не уйти, но это можно успешно обойти. Замените нейтральный усилитель или пред на вкусно звучащий транзисторник или ламповик, которые аккуратно сгладят несовершенство записи, добавив в звуковую картину жизни и теплоты — и результат приятно удивит. При сохранении высокого разрешения любая запись зазвучит интересно и выразительно.
Измерения
Результаты измерений LCD-5 вполне однозначно говорят о двух вещах. Первое - Audeze продолжает удерживать высокую планку качества, а второе — слух меня не подвел.
Традиционно для Audeze АЧХ представляет собой идеальную прямую до отметки 1 кГц, что и обеспечивает ту самую безупречную сбалансированность и разборчивость. Дальнейшее поведение АЧХ характерно скорее для студийных моделей серии LCD: тут и небольшой подъем после 1 кГц вместо спада, который обычно наблюдался у домашних моделей, и уверенная отдача в области верхней середины и верхних частот. Все это подтверждает слуховые впечатления — характер подачи у этой модели ближе к профессиональному.
Уровень искажений в основной части диапазона предельно низок и находится в районе 0,2%. Неуверенное поведение АЧХ с ритмичными выбросами на частотах ниже 100 Гц обусловлено, скорее всего, спецификой взаимодействия с усилителем: картина искажений в этой зоне заметно менялась при смене этого компонента. Несмотря на низкий импеданс, легкой нагрузкой эти наушники не являются и требуют по-настоящему мощного усилителя с высоким демпинг-фактором.
Выводы
Создав LCD-5 разработчики Audeze определенно превзошли самих себя. Добиться не едва заметного, а вполне значительного и ощутимого превосходства на фоне своих же лучших моделей — задача непростая, и выполнить ее удалось. Но обогнав себя и конкурентов, они также обогнали и производителей электроники. Список компонентов, способных раскрыть весь потенциал, LCD-5 крайне мал, и он, пожалуй даже скромнее, чем в случае с любой вариацией LCD-4.
В качестве практической рекомендации могу предложить такую формулу создания системы с LCD-5: взять за основу самый лучший из доступных на рынке источник сигнала, который по умолчанию будет обладать высоким разрешением и нейтральным характером, а основные усилия сфокусировать на выборе усилителя для наушников. Именно его характер и технический потенциал определят звучание всей связки.
Что же касается изменения вектора развития конструкции и звуковых характеристик наушников, обсуждать этот вопрос придется на уровне фундаментальных вещей — каким, собственно, должен быть High End? Солидным или удобным? Приятно звучащим или на 100% достоверным? Тут у каждого будет свое мнение. А чтобы не быть голословным, сначала нужно послушать и сравнить одно с другим.
исключительно чистое и детальное звучание, отзывчивость на замену компонентов, низкий импеданс, качественные материалы, уменьшенный вес
скромный выбор подходящих по уровню компонентов, требуют высокой мощности усилителя
432 000 рублей
Тип: планарно-магнитные
Акустическое оформление: открытые
Размер излучателя: 90 мм
Диапазон частот: 5-50000 Гц
Чувствительность: 90 дБ
Импеданс: 14 Ом
Рабочий диапазон мощностей: 0,1-5 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 0,5 Вт
Искажения: менее 0,1%
Масса: 420 г