Для каждого из своих устройств компания Schiit Audio не только придумывает оригинальное название, но и находит несколько свойств, выделяющих продукт среди одноклассников на рынке. Пассивный предусилитель с гибридным лампово-транзисторным буфером и дистанционным управлением — сочетание уже само по себе уникальное. В фирменном семействе место для него уже зарезервировано. А вот найдет ли Saga себе применение в «обычной» системе?
Этот довольно простой по сути аппарат практически соткан из технических решений, каждое из которых может показаться привлекательным для многих владельцев систем самого разного уровня. Регулировка громкости в Schiit Saga осуществляется ступенчатым аттенюатором с релейным переключением. То есть в пассивном режиме сигнал проходит лишь через делитель. В активном режиме в тракт добавляется гибридный каскад, который для простоты можно назвать ламповым буфером, хотя и с улучшенной линейностью. Кроме поставляемой в комплекте российской лампы 6Н8С, можно поставить и другие, например, 6SN7 или даже транзисторный модуль Schiit LISST.

Однако остаться аксессуаром для внесения окраски (не слишком заметной, как показало прослушивание) или просто пассивным регулятором громкости данному устройству не суждено. «Виной» тому наличие пяти входов и двух пар выходов, что превращает Saga в полноценный компонент системы — предусилитель.
Командный пункт
Коммутация источников — первоочередная функция предварительного усилителя, и важно, чтобы она была реализована удобно. Здесь на помощь приходит пульт ДУ. Он маленький и легкий, размером меньше кредитной карты. Нажатие кнопок подтверждается белым светодиодом — если села батарейка или что-то другое не в порядке, гадать не придется. Благодаря микропроцессорному управлению заведующими громкостью реле, в пассивном режиме ее тоже можно изменять с пульта. Правда, соответствующая ручка на передней панели остается неподвижной. У нее нет мотора, зато положение ее соответствует установленному уровню. На случай несоответствия с тем, что вы накрутили с пульта, загорается предупреждающий индикатор, означающий, что управление передано другому устройству. В общем-то логично, но многие отнесут это к списку странностей Schiit, среди которых часто упоминается расположение выключателя питания на задней панели. Данная особенность присутствует и у Saga, хотя, на мой взгляд, тут как раз вышло вполне эргономично. Пару раз в день положить ладонь на закругленную верхнюю панель с приятной фактурой, чтобы щелкнуть выключателем, это почти как потрепать любимую собаку.

После подачи питания ждем примерно полминуты, когда лампа выйдет в рабочий режим и управляющая схема даст «добро» сигналу на выходе, и можно приступать к прослушиванию. В нем помимо испытуемого аппарата участвовала пара усилителей мощности Schiit Vidar, подключенных к напольникам Sonus Faber Olympica III. В качестве источников использовались универсальный проигрыватель Oppo UDP-205, воспроизводивший диски и файлы с USB-носителя и High-Res рекордер Sony PCM-D100, заполненный треками в высоком разрешении, включая DSD.

Ставлю сборник Keith Emerson «At The Movies» и сразу же начинаю сравнивать активный и пассивный режимы, благо переключаются они с пульта ДУ. Вариант с лампой оказался чуть громче, и это уже подталкивало его предпочесть. Но если выровнять громкость, понизив ее на пару щелчков реле, разница уже не столь заметна. Холодноватому в целом мастерингу этого альбома дополнительный каскад пошел на пользу. Он придал музыке кинематографическую гладкость, чуть добавив плотности и насыщенности.

По сравнению с конструкциями, в которых используются другие методы регулировки громкости, Saga выделяется в первую очередь фокусировкой. И даже не ее точностью, которая все же в значительной мере зависит от разрешения всей системы, а какой-то удивительной стабильностью. Все элементы стереосцены расставлены по своим местам. Можно закрывать глаза, вертеть головой — и вновь легко идентифицировать их в пространстве. Особенно впечатляет это свойство, когда начинаешь обращать внимание на самые тихие сигналы.

Из неудобств, связанных с таким способом управления уровнем, стоит отметить щелчки, которые хорошо заметны при воспроизведении низкочастотных инструментов, и даже кратковременные выпадения сигнала, если пользоваться регулировкой достаточно активно. А при отсутствии сигнала в динамиках можно услышать негромкий щелчок и при переключении между пассивным и активным режимами. Но к недостаткам устройства я бы эти особенности не стал причислять, поскольку они имеют вполне предсказуемый характер.
Лампа предлагает варианты
Включаю Deep Purple «Last Concert In Japan». Этой неопрятной записи дополнительное утепление или драйв не потребовались: наоборот, прозрачность пассивного тракта пришлась весьма кстати. Можно было легко проследить, как гитара и орган, синхронно играющие риффы, то сливались в единое целое, создавая хард-роковую мощь, то разделялись, оставляя пространство для вокала. Хочу подчеркнуть: разницу в окраске ламповый буфер практически не вносит, речь идет о взаимодействии с музыкальным материалом. Кстати, виниловый рип альбома Ника Мэйсона «Fictitious Sports», на многих системах страдавший от нехватки энергичности, здесь в обоих режимах приобрел чуть больше ясности.

Список фонограмм, одинаково звучащих с буфером и без, завершу DSD-версией Dead Can Dance «Within The Realm of a Dying Sun». Там, кроме вышеупомянутого изменения громкости, волшебная лампа никаких других воздействий не оказала. Для равновесия упомяну альбом, который совершенно преобразился, пройдя через лампу: David Byrne & Fatboy Slim «Here Lies Love». В нем и басы стали качать как надо, и вокальные партии стали ближе и теплее.

По мере продвижения эксперимента и прослушивания все новых записей начала накапливаться статистика. Оказалось, что с материалом в высоком разрешении Saga в основном сохраняет нейтральность, а с компромиссным — CD и рипами с них — предлагает варианты улучшения. Похвальное качество.
LISST выравнивает
Базируясь на данном выводе, оценку вклада полупроводникового модуля LISST (который можно поставить вместо лампы) я начал с контента в 16/44. Диск Sparks «Hello Young Lovers» своим напором способен напугать слушателя, незнакомого с творчеством группы. Я его слушал на многих системах, и в их исполнении вся аранжировка обычно выстраивалась вокруг вокальных партий. Так и осталось в пассивном режиме. Но появление в тракте транзисторного буфера LISST сыграло своего рода выравнивающую роль, и инструментальные партии приобрели достаточный вес и ценность для того, чтобы вспомнить об арт-роковом бэкграунде этого дуэта.

Под занавес упомяну пару недостатков. Если по звуковой части их найти не удалось благодаря минимальному вмешательству Saga в сигнал, то по конструкторским решениям замечания есть. Переключение источников одной кнопкой «по кругу» — это просто неудобно. А входное сопротивление 10 кОм заставляет внимательнее отнестись к выбору партнеров. Да, большинство современных ЦАПов имеют выходной импеданс, не превышающий сотен Ом, но это только один источник из вероятных пяти, на которые претендует этот предусилитель Schiit.

Должен ли предусилитель обладать собственным характером? У обоих вариантов ответа на этот вопрос найдутся сторонники. У Schiit есть что сказать и тем и другим. Он располагает к длительному и вдумчивому прослушиванию, помогает полностью погрузиться в музыку, не отвлекаясь на домашние дела. Однако стремление завоевать внимание любой ценой у него отсутствует, и если сделать потише, то с ролью фонового сопровождения к вечернему чаепитию Saga тоже справится.
Выводы
Музыкальные способности Saga позволяют ему запрыгнуть в нишу High End. Дайте ему шанс, и он, скорее всего, не испортит звучание партнеров более высокого класса, чем его ценовая категория. При этом случайно или нет, но доставит он и некоторые неудобства, присущие этому классу. К управлению придется привыкать, да и к согласованию нужно будет подойти внимательно. Если его партнером станет, например, Schiit Bifrost, то раздумывать нечего. Но если встраивать Saga в другую систему, то нужно очень хорошо представлять, чего вы от него хотите.
Достоинства: регулировка громкости без переменного резистора действительно дает существенный выигрыш в качестве; потенциальная возможность выбора характера звука путем замены ламп
Недостатки: есть замечания к удобству управления; недостаточно универсален, чтобы вписаться в любую систему в качестве предусилителя
Официальный сайт: Schiit Saga
Цена: 35 000 рублей
Паспортные данные
Входы: 5 RCA
Выходы: 2 RCA
Диапазон воспроизводимых частот: 20Гц – 20кГц (-0,2дБ); 3Гц – 200кГц (-3dB) (активный режим)
Коэффициент гармоник: <0,002% (20Гц – 20кГц) при сигнале 2 В (RMS) (активный режим)
Интермодуляционные искажения: <0,002%, взвешенное по CCIR (активный режим)
Отношение сигнал/шум: >108 дБ, взвешенное по кривой А
Взаимопроникновение каналов: -75 дБ (20Гц – 20кГц)
Входное сопротивление: 10 кОм
Выходное сопротивление: 180 Ом
Коэффициент усиления: приблизительно 1 (0 дБ) в активном и пассивном режимах
Максимальный выходной сигнал: 10 В (RMS) (активный режим)
Потребляемая мощность: 25 Вт
Габариты (ВхШхГ): 51x229x152 мм
Вес: 2,7 кг