Носители CD и DVD продавались потребителям как диски, которые практически не поддаются разрушению, но все оказалось гораздо сложнее, о чем свидетельствует эффект так называемого «дискового грибка»
В большинстве случаев это выглядит как пятно от кофе — заметное обесцвечивание, от которого вы не можете избавиться по непонятным причинам. Иногда это напоминает крошечные следы (как от уколов булавки) на поверхности компакт-диска. Бывает и так, что вся поверхность меняет цвет. В любом случае, когда вы сталкиваетесь с явлением, известным под названием «дисковый грибок», то обычно лишаетесь удовольствия обладать великолепным альбомом или интересным фильмом.
Возможность полного разрушения оптического носителя создает серьезную ситуацию, как для цифрового архивариуса, так и для тех, кто просто желает посмотреть кино в экзотическом формате Laserdisc.
Саморазрушение
«Допускаю, что если бы вы провели ножом по диску, ни к чему хорошему это бы не привело. Возможно, вы уничтожите его, если затушите об него сигару. Но если вы прольете на него, допустим, джем, это не причинит ему никакого вреда», — слова представителя компании EMI, комментирующего исследование компакт-дисков на долговечность, проведенное лейблом Nimbus в 1988 году. Компания, которая является первым производителем CD в Великобритании, огласила результаты своего исследования на тему грибка на дисках и выяснила, что большинство из них начнут саморазрушаться по истечению 8-10 лет. Выводы Nimbus шли вразрез с преобладающими теориями того времени о «вечных» CD и базировались на неправильном подборе полиграфических компонентов, которые понижали качество самих дисков. Поначалу звукозаписывающие компании отнеслись к этому заявлению скептически, о чем свидетельствует приведенная выше цитата. Однако в итоге опасения Nimbus подтвердились.
Еще в 2010 году один из блогеров игрового сайта RF Generation, разочарованный состоянием купленной им серии дисков с видеоиграми, написал важную заметку в виде социальной рекламы, призывая его членов обратить внимание на данную проблему.
Блогер, известный под псевдонимами «Slackur» и «Таинственный Джесси», рассказал историю, душераздирающую для любого серьезного коллекционера. После прочтения о проблеме он проверил всю свою коллекцию игр, большая часть которой была в идеальном состоянии, и обнаружил белые пятнышки на многих дисках — главные признаки дискового грибка.
Процитируем его рассказ: «Даже если это всего лишь одна маленькая точка, она представляет собой повреждение, которое невозможно устранить. Ни один процесс удаления царапин не способен восстановить данные, которые теперь полностью утеряны. Игра повреждена безвозвратно, и, вероятно, все только будет ухудшаться со временем.
Сейчас множество online-источников примутся утверждать, что дисковый грибок — проблема частная, касающаяся только CD-R определенного производителя и не получившая широкого распространения. Но когда я узнал об этом, то проверил несколько сотен моих дисков, среди которых были Sega CD, Turbo CD, Saturn и даже игры Dreamcast. В итоге оказалось, что многие из них столкнулись с той же проблемой. Несколько дорогих мне игр казались абсолютно новыми, но во время проверки, удерживая напротив источника света, я смог разглядеть одну или более маленьких белых точек — они и стали доказательством повреждения. В некоторые из этих игр я не играл на протяжении многих лет и теперь обнаружил, что они либо проигрываются с перебоями, либо не воспроизводятся совсем. У меня даже было несколько совершенно новых игр, на которых после вскрытия упаковки я обнаружил то же самое.
Для такого коллекционера как я, это было шокирующее открытие».
Химический состав
Специалисту по обеспечению сохранности документов в Библиотеке Конгресса Мишель Юкет (Michelle Youket) по долгу службы часто приходится иметь дело с подобными ситуациями. Она говорит, что этот вид бесшумного разрушения обычно проявляется в трех различных формах — выгорание, появление на дисках мелких пятнышек размером с укол булавкой, или же грибок по краям носителя. Все это приобрело большое значение для национальной библиотеки в тот момент, когда организация занялась архивированием музыки в CD-форматах, слабые стороны которых вскоре стали очевидными.
Работая с различными оптическими дисками, необходимо помнить, что при одинаковом внешнем виде существуют небольшие, но значимые отличия, связанные с методом их производства. Все это может оказать существенное влияние на конечные результаты. Более старые диски отличаются по своему химическому составу от новых, поскольку со временем методы производства усложняются.
Хорошим примером в данном случае служит британский производитель компакт-дисков Philips and Dupont Optical (PDO), который открыл клиентский сервис специально для того, чтобы пользователи могли заменить свои «выгоревшие» диски.
Вот что произошло: в период с 1988-го по 1993-й годы PDO напечатал некоторое количество дисков, в которых использовался неустойчивый к воздействию серы лак. В итоге это стало проблемой, так как приложенные к диску буклет и вставки содержали незначительное количество серы. То есть то, что предназначалось для защиты диска, могло стать причиной его повреждения. В итоге алюминиевый слой начал корродировать, и аудиодорожкам был нанесен ущерб. В период между 1991-2006-м годами PDO запустили «горячую линию», позволяющую покупателям музыки обменять эти поврежденные диски.
Согласно информации, предоставленной Мишель Юкет, ситуации, подобные той, что произошла с PDO, со временем стали менее распространенными.
«Технология уже сформировалась, поэтому многие из известных причин выходов дисков из строя могли бы остаться в прошлом. Однако с появлением современных, более сложных форматов возможны появления и новых причин сбоев», — объяснила Юкет. Кстати, она называет терминологию «дисковый грибок» несколько неточной, поскольку речь идет о защитном покрытии, которое не справляется со своей работой.
Пытаетесь ли вы сохранить на диск культурное наследие вашей страны или собственную коллекцию, но грибок остается огромной, до сих пор нерешенной проблемой.
Пять значимых фактов, связанных с эффектом дискового грибка (по версии Библиотеки Конгресса)
1. Согласно мнению Юкет, диски с существенными ошибками в большинстве случаев все еще остаются частично читаемыми. «В том случае, когда диск имеет неисправимую ошибку, большую часть данных все еще можно восстановить. Многое зависит от того, в каком именно месте эта ошибка возникает, — пояснила Мишель в своем интервью. — Многие диски с большим количеством ошибок все еще пригодны для воспроизведения. В зависимости от записанного на них контента — аудио, видео или обычных данных — даже неисправимая ошибка может оказаться несерьезной».
2. Царапина в верхнем слое компакт-диска является более проблематичной, чем та, которая образовалась на его рабочем слое. Почему так происходит? Юкет объясняет, что стандарты для этих оптических форматов включают в себя встроенные схемы коррекции ошибок, которые позволяют решить проблему с царапинами на нижней стороне диска обходным способом. «Однако по причине того, что отражающий слой покрыт только тонким слоем акрила с напечатанным на нем лейблом, царапины на верхней поверхности могут проникать вглубь и повреждать этот отражающий слой», — продолжает она.
3. Диски DVD, как правило, сохраняются лучше, чем CD, так как их отражающий слой впрессован между поликарбонатными основами. Но такие диски часто более склонны к разрушению по причине химических реакций, происходящих между их слоями и поликарбонатными основами. В результате со временем они могут расслаиваться. Такую склонность в большей степени имеют двухслойные диски.
4. Записываемые диски недолговечны: отчасти это связано с используемым для записи байтов информации органическим красителем, который, как отмечает Юкет, подвержен деградации. Это особенно актуально для записываемых DVD-дисков, имеющих более высокие уровни световой чувствительности (что делает их более предрасположенными к отказу). Она также добавляет, что метод, с помощью которого был прожжен записываемый диск, является главным фактором при определении его срока службы: плохо записанный диск, как правило, выходит из строя быстрее.
5. Правильное хранение и обращение реально помогает. «В конечном итоге, согласно тестам на старение, проведенным Библиотекой Конгресса (которые определяют продолжительность жизни дисков на основе изменений их коэффициента битовых ошибок), диски имеют гораздо больше шансов уцелеть по истечении длительного периода времени, если с ними правильно обращаются и если выдерживаются надлежащие условия их хранения», — говорит Юкет.
«Эти исследования показали, что качественно изготовленный диск может сохраняться на протяжении многих десятилетий, если он содержался в хороших условиях и с ним обращались должным образом», — отмечает Мишель. Также она объясняет, что диски, которые хранятся в неблагоприятных условиях с повышенной температурой и влажностью, будут иметь более короткий срок службы по сравнению с носителями в более контролируемой обстановке.
Ужасы «лазерного грибка»
Если бы обладатели CD- или DVD-дисков захотели узнать, во что они ввязались, им достаточно было бы расспросить владельцев Laserdisc, которые еще в 80-х были отлично знакомы с проблемой ранней кончины их медиа-носителей. По сути, термин «лазерный грибок» был впервые использован именно владельцами LaserDisc.
В случае с Laserdisc сбои проявляют себя в полной мере в процессе воспроизведения этих дисков. Вначале это выражается в небольшом «снежке» картинки, а затем выливается в полный отказ воспроизведения. Сами диски при этом часто мутнеют (как в представленном здесь клипе с YouTube, где показан диск, на котором записана копия фильма «Лихорадка субботнего вечера»). Все это весьма разочаровывает, учитывая репутацию платформы, предназначенной для высококачественного проигрывания аудио и видео.
Проблема настолько широко распространена в сообществе любителей Laserdisc-формата, что даже в базе данных Laserdisc Database (LDDB) для коллекционеров имеется целая страница с перечнем наиболее распространенных фильмов на данном носителе с признаками грибка, предостерегающая от покупки конкретных изданий.
В штате Индиана (США) находится фабрика Sony DADC, которая по аналогии с заводом PDO, одаряющим британских владельцев CD «выгоревшими» дисками, часто выступает в роли виновника всех бед, связанных с некачественными дисками Laserdisc.
Если копнуть глубже, можно обнаружить множество различных конспирологических теорий, объясняющих, почему эта фабрика Sony гораздо чаще других производителей выпускала диски плохого качества. «На протяжении многих лет большинство штампующих диски заводов в тот или иной момент имело проблемы с дисковым грибком, однако большая часть из них сумела справиться с проблемой, но DADC это так и не удалось», — написал на своем сайте в 2005 году Laserdisc-гуру Джош Зайбер.
Неприятности, связанные с форматом Laserdisc, указывают на свойство людей всегда искать способы сохранить то, что они имели. В прошлом году автор блога Engadget Шон Купер (Sean Cooper) рассказывал о том, как уже собирался выбросить целый игровой автомат с аркадной игрой «Логово дракона» (Dragon’s Lair), потому что не смог найти рабочий экземпляр оригинального диска (в автомате использовался Laserdisc для проигрывания анимации – прим. пер.).
В этом нет ничего удивительного, учитывая, что тот выпускался более 30 лет назад. В итоге Купер был вынужден заменить оригинальный диск одноплатным мини-компьютером Raspberry Pi. Может быть, это выглядит не так аутентично, но, по крайней мере, оно работает.
Уход физических носителей
Очевидно, что в развлечениях в оригинальном формате есть свои плюсы, но когда этот формат больше не вписывается в мейнстрим, компании-производители и большая часть пользователей готовы двигаться дальше. Что же тогда делать со старым носителем? Как правило, компании теряют интерес к продаваемым ими форматам, как только последние становятся неактуальными и выпадают из мейнстрима.
В то время как Мишель Юкет из Библиотеки Конгресса ссылается на специально предназначенные для архивирования записываемые диски как на способ безопасного хранения информации в долгосрочной перспективе, ее коллега Питер Алиа (Peter Alyea), специалист по цифровому конвертированию, говорит об облачных сервисах. Питер отмечает, что сдвиг в сторону облачных хранилищ, вероятнее всего, оттолкнул компании от поддержки их обычных форматов данных в долгосрочном периоде.
«После ухода от физических носителей на потребительском уровне, я думаю, этот вопрос больше не является приоритетным для компаний в наши дни, — поясняет он в интервью. — В настоящий момент пользователи заинтересованы в долгосрочной доступности персональных данных, помещенных в архив на удаленном хранилище, а также в доступе к развлечениям (музыка, видео, игры) в любой момент, когда они пожелают. Было бы неплохо, если бы производители всегда придавали большое значение долгосрочной целостности данной продукции, но на это, вероятно, нет смысла надеяться».
Все стареет, и любые вещи со временем неизбежно теряют свой блеск. Но вместе с тем в век облачных хранилищ потребители как никогда близки к тому, чтобы переложить эту проблему на чьи-то еще плечи. Архивариусы не могут позволить себе такую роскошь.
Оригинал: The Hidden Phenomenon That Could Ruin Your Old Discs