Строго говоря, «латинских джазов» множество: бразильский, босанова... А есть еще афрокубинский. То есть — с Кубы. Там до Фиделя с удовольствием «лабали» джаз для американских туристов. Но и при Фиделе джаз не закончился, и после Фиделя жив-здоров. «Гринго» с кошельками, набитыми «зеленью», в Кубу при режиме Кастро уже особенно не попадали, зато Остров дружил с СССР, и в нашу советскую империю иногда приезжали ныне легендарные деятели типа группы Irakere и трубача Артуро Сандоваля.
Dizzy Gillespie «Cubano Be Cubano Bop»
Вообще считается, что афрокубинский джаз изобрел американец Диззи Гиллеспи — с гастролей в Кубе, когда еще можно было, и привез кучу мелодий, и задружился с местными музыкантами. Для них он был кумиром, они его, понятно, обожали, он их тоже зауважал. И написал пьесу «Cubano Be Cubano Bop» — вроде как би-боп плюс латино.
Компиляция французского лейбла Dreyfus Jazz — это не «тру» альбом, но выбрали мы его для простоты — названия и понимания. Сам Дрейфус — энтузиаст и коллекционер джаза, в общем, с его релизов заходить в тему можно. Никакой тут профанации точно.
На данной компиляции «Кубана-боп» в финале, а до нее еще — почти два десятка треков, включая «Manteca», «Algo Bueno», «Good Bait» и другие хорошие песенки.
Irakere «Irakere»
Одна из главных групп кубинского джаза, кузница кадров. Концертный альбом 1980 года — запись с фестиваля в Монтрё. Саунд — в духе фьюжн того времени. Гитара, бас, примочки — очень зажигательный, бесконечно разнообразный материал. Премия «Грэмми» за лучшую латинскую запись.
Саундтрек фильма «Calle 54»
Не каждый день в подборки «для начинающих» попадают саундтреки. Разве что фильмы Тарантино для серфа и соул хороши, но вот джаз…
Конечно, джазовой музыки в кино навалом. Но есть прям профессиональный фильм про кубинский джаз — «Calle 54». Он появился в начале нового века, тут же — саундтрек на двух дисках. И там широко представлена кубинская джазовая элита и просто отменные композиции.
Представим здесь довольно сложный трек — большой состав и неквадратная форма. Смесь классики биг-бэндов и латинских штучек. Солирует саксофонист Пакито Д’Ривера — живой классик афрокубинского стиля.
Arturo Sandoval «Trumpet Evolution»
Невозможно пройти мимо сольной карьеры трубача, композитора, пианиста и шоумена Артуро Сандоваля. «Эволюция трубы» — уже само название и дизайн этого альбома вызывают интерес. Дело в том, что г-н Сандоваль действительно играет на трубе все, от «нормального» би-бопа до самой академической музыки. И альбом — отражение разной «трубной» музыки, от раннего джаза и марширующих оркестров, до кула, бопа и так далее.
Год назад в Сочи мне посчастливилось взять интервью у г-на Сандоваля, и когда я только упомянул «Trumpet Evolution», он чуть не закричал: «Я записал 40 пластинок, но это — самая моя любимая, самая любимая — вообще!» Ну, раз уж сам артист говорит так — нам добавить нечего.
Gonzalo Rubalcaba «Supernova»
Образчик модернизма в кубинском джазе, который с годами перестал быть только лишь радостным, только ярким, только искрящимся и так далее. Появилось — размышление. В 2001 году 38-летний пианист и композитор Гонсало Рубалькаба выпускает на лейбле Blue Note альбом «Supernova» в формате акустического трио: контрабас — Карлос Энрикес, барабаны — Игнасио Берроа. Диск тут же становится модной новинкой.
Непростая штука, завернутая, tour de force Рубалькабы. Здесь молодой еще по джазовым меркам музыкант полагается исключительно на свои силы — как пианиста, композитора, аранжировщика и бэндлидера. В предыдущем его альбоме «Inner Voyage» принимал участие сам Майкл Брекер, в последующих Рубалькаба играл с Чарли Хейденом (кстати, удивительные пластинки — чистая романтика!). Короче говоря, пример бескомпромиссной «музыки с размышлением» на кубинской основе.
Chucho Valdes, Bebo Valdes «Juntos Para Siempre»
«Вместе навсегда» — так переводится название этого альбома, записанного пианистами Бебо Вальдесом и его сыном Чучо Вальдесом. Бебо в следующем году исполнилось бы 100 лет, он, понятно, корифей кубинской музыки. Чучо тоже уже полвека как один из главных ее деятелей (кстати, скоро он вроде бы выступит в Москве — впервые!). Мне посчастливилось общаться с Чучо — он много рассказывал о своем восхищении русской классикой, особенно Рахманиновым. И действительно — он его даже цитирует.
В «Juntos Para Siempre» также присутствует эдакий академический дендизм. Музыка — скупая, сухая, виртуозная, но это — скрытый огонь, эмоции зашкаливают. Жестокие романсы без слов, можно сказать. Но слова тут и не нужны.