Подойдёт ли мне усилитель мощности вместо интегрального усилителя? • Stereo.ru
Вопрос overvolt 65 31

Подойдёт ли мне усилитель мощности вместо интегрального усилителя?

Проигрываю музыку с компьютера с помощью Foobar2000 – ASIO драйвер – USB – ЦАП с регулятором громкости (RME ADI-2 DAC FS) – RCA – интегральный усилитель Arcam HDA SA20.

Правильно ли я понимаю, что, по сути, мне не нужен интегральный усилитель, я могу использовать вместо него усилитель мощности?

Т.е. отличие интегрального усилителя от усилителя мощности состоит обычно в том, что у интегрального есть (и соответственно у обычного усилителя мощности нет):

- регулятор громкости;

- темброблок (опционально, у моего аркама нет);

- фонокорректор для проигрывателя винила (опционально);

- большее кол-во входов;

- ЦАП (опционально).

Задумался о покупке усилителя большей мощности, интегральные дороже стоят, поэтому если нет каких-то ещё значимых для меня функций, то не вижу смысла переплачивать.

Ответы

Kireco

Совершенно неоднозначно.

Коммутация коммутацией, не говоря уж про регулировку уровня громкости, но самое главное, это то, что хорошая секция предварительного усиления, как в приличных интегральниках, так и в отдельных предварительных усилителях - это качественная "подготовка" звука для мощника. Где важно не только достижение необходимого уровня сигнала, но и максимально корректное согласование этого сигнала с секцией усилителя мощности. Будет ли такое достигнуто при покупке Вами усилителя мощности с учётом наличия Вашего ЦАП-а, всё же сделанного под наушники, не уверен.

Я не говорю уже о том, что по моему опыту, специализированный предварительный усилитель способен очень серьёзно корректировать качество и даже характер звука... И зависит от него очень многое. Способен ли будет Ваш нынешний ЦАП играть эту роль, сказать честно, не знаю. Личного такого опыта нет. Советую взять его, сходить в салон и послушать как с мощником, так и "подставить" под тот же мощник какой-либо приличный пред. И сделать свой собственный вывод.

Gray @Kireco

Кирилл, ЦАП имеет регулировки:

Bass/Treble and Loudness for 2 channels
5-band parametric EQ for 2 channels.

К сожалению, у меня тоже нет опыта использования этих регулировок. Считаю, вы дали очень хороший совет - сходить и послушать...

В режиме "DSD Direct", как понял, сигнал просто идет на выход, без регулировок.

Serg_E

ТС, выше вам про предварительный усилитель ответил Кирил и я с ним во многом согласен. Вы можете попробовать использовать мощник в своей системе, но звук будет определяться качеством, с которым реализован регулирыемый выход, в вашем цап и согласованием его с используемым мощником по параметрам. Так же вы можете использовать в качестве преда ваш Аркам, если купите более интересный по звуку мощник. Только вы не написали какаую акустику используете, а это определяет целесообразность такого апгрейда.

BigD @Serg_E

Только вы не написали какую акустику используете, а это определяет целесообразность апгрейда

ТС упустил практически основное

BigD @overvolt

DIY на датских динамиках? Серьезный мощник нужен и точно не ваш интегральный Аркам. Чувствительность примерно - 95 dB?

overvolt @BigD

Только твитер Датский - SBAcoustics, остальные Итальянские - Faital и 18 SOUND. Да чувствительность около 95 Дб, но для контроля такого динамика не смотря на чувствительность, всё равно надо усилитель помощнее. План на этой неделе - подключить клон Hypex (класс Д) на НЧ, аркам на - СЧ/ВЧ и посмотреть, возможно проще такую связку биампинга использовать, собственно как сам Троелс и делает.

BigD @overvolt

подключить клон Hypex (класс Д) на НЧ, аркам на - СЧ/ВЧ

Нужно пробовать и слушать - биампинг штука тонкая

Serg_E @overvolt

Вот мне интересно у очень многих прямо на усилителе стоят источники, цапы и другие устройства. Никого не волнует охлаждение? Вот прямо удивительное пренебрежение. ТС вы руководствуетесь распространным "так удобно" и "он не греется" :)?

BigD @Serg_E

у очень многих прямо на усилителе стоят источники, цапы и другие устройства

У меня тоже стоят ( на развязках и с продухом )

overvolt @Serg_E

у аркама вентиляционные отверстия сразу за передней панелью, а ЦАП дальше стоит просто на глухой крышке, т.е. никаких воздушных потоков не перекрывает. Ну и это временный сетап - всё меняться будет, в том числе широкий стол между колонками.

overvolt @didim

Очень много деталей, все звуки в любой музыке разборчивы, нет такого понятия, что что-то в кашу свалилось в сложных моментах. Очень ровно "сшиты" динамики - я раньше никогда не слышал чтобы настолько ровно без провалов кроссоверы были рассчитаны. И да главное-то - не гудят вообще в комнате 17 м2 -- а это 15"+8", а нам маркетологи (да и многие тут в ответах) пытаются доказать, что в такую комнату только полочники, иначе загудят)))

В общем я выводы сделал, что если разработчик не пытется за счёт фазоинвертора вытянуть низ НЧ у мелкого динамика, который физически из-за размера неспособен отыграть такую низкую частоту, то ничего ни в какой комнате не загудит - не зря Троелс пишет что размер имеет значение. Ну и гофрированный подвес динамиков обеспечивает точность удара и скорость за счёт малого хода по сравнению с резиновыми подвесами.

Также тут в ответах популярно мнение, что трёхполоска не соберётся в целое с маленького расстояния прослушивания - эти с 1,5 м точно цельно играют, ну с 2х метров вообще идеально.

Так что если что-то гудит или не сшивается с небольшого расстояния - то дело только в плохо разработанной акустике.

bertier

Приветствую

Сами задали вопрос, сами на него ответили)

Если не нужно коммутировать в систему другие источники, винил, и если не нужен темброблок, то по сути можно обойтись и мощником.

В конце концов, эквализировать можно на фубаре, а если появится еще источник, то на али есть механические коммутаторы рублей за триста)

Rodomir

Вы абсолютно правы, а главное, что как правило за ту же цену можно купить мощник с лучшими параметрами, чем интегральный усилитель!

Gray

Как вариант, подключить мощник по балансному выходу.

Громкость регулировать на ЦАПе.

Особый вариант, если использовать режимы direct, pure - регулятор громкости ЦАПа может не работать. Придется искать что-то типа пассивного регулятора громкости.

BigD

RME ADI-2 DAC очень "взрослый" по параметрам немец - вполне пойдет как пред. Я так делал с M2Tech DSD Young, и продав Arcam вы тысяч 100 сэкономите или меньше... Но правильный комплект пред+мощник в сравнении это не заменит...

Dysindich

Я плюсанул Krieco за суть ответа (хотя, и не дочитал его ответ до конца...:-) )
Суть вопроса не в тембр блоке (в высокой верности аппаратуре , ему нет места, по причине - нет необходимости), отсутствие предусилителя отличает мощник от интегральнака. Почему? а потому, что идеология применения мощника подразумевает , что сигнал на него Вы подаете с высококачественного предусилителя (выполненного отдельным блоком). Предусилитель нужен для согласования источника с усилителем по параметрам сопротивления и усиления , окончательная цель - полное и адекватное согласование источника с УМ. Чаще слышны аргументы , типа , я подаю сигнал с СД плеера ... нахрена мне предусилитель. ... А как быть миллионам пионЭров, которые тычут свой смартфон , с выходом под 120мВ на вход офуенно мощного усилка, а потом постят всякую хрень в сеть....
Чувствительность Мощника, как правило, залегает в диапазоне 1-1,5 В !! (и где, тут пионЭры с их 150мВ ?).
Отвечая на вопрос ТС:
Если Вы решили использовать Усилитель мощности, как мощник, то Вам не обойтись без его тени - высококачественного блока предварительного усилителя! (вопрос дешевизны , в Вашем случае - весьма спорен).

Kireco @Dysindich

Спасибо). Но жаль, что не дочитали)).

Не знаю, дело ли тут в столь серьезном несовпадении уровней сигналов, или еще в чем, но мой, хоть и небольшой и не в домашней системе, опыт непосредственного подключения источника (CD) к мощнику, показал худший результат, чем в "классической" схеме через пред. Про то, что разные преды могут достаточно серьезно изменить звук, тоже уже писал. Хорошо это или плохо (с учетом парадигмы минимального вмешательства в исходный сигнал), это другой вопрос... И сигнал бывает разный... и я, например, будучи лет 20 назад апологетом этой парадигмы.... сейчас, может в силу возраста, и не прочь этот сигнал сделать чуть покрасивее )).

Dysindich @Kireco

Жаль , что я не смог донести свою мысль.... Если Вы используете Мощник, то приготовьтесь к выбору преда ...., как независимому блоку, который будет определять конечный уровень звучания вашего Мощника...

overvolt @Dysindich

приготовьтесь к выбору преда ...., как независимому блоку, который будет определять конечный уровень звучания вашего Мощника

Когда я к интегральному усилителю цепляю ЦАП, то всё тоже самое - он также влияет на характер звука. У меня на фото рядом с RME стоит Fostex HP-A4BL - другой звук, в аркаме ESS Sabre - там тоже абсолютно другая подача (RME мне гораздо больше нравится). Поэтому мне и кажется, что гораздо проще подобрать мощник+ЦАП, чем мощник+пред+ЦАП.

BigD @overvolt

проще подобрать мощник+ЦАП

Да, похоже, но не могу посоветовать мощник, подходящий по подаче к вашей акустике, увы...

Dysindich @overvolt

Естественно!, поскольку , ЦАП (в Вашем случае ) выступает в роли ИСТОЧНИКА сигнала (другими словами - ОН звукозадающий и звукоопределяющий!) Именно - источник - задает всю звуковую подпись всего последующего процесса звуковоспроизведения.... Последующие звенья : как и пред, как и мощник - всего лишь звенья , необходимые для главного - донести замысел звукорежиссера данной записи до конечного потребителя , при минимальном личном вкладе в процесс звуковоиспроизведения.... Термин "Высокая верность" (перевод с английского) - напрямую указывает на это.

bertier

Я написал выше, что можно без преда. Я основывался на своем опыте. У меня источник ноут, потом цап, потом мощник. Фубар. Все прекрасно играет поет. Причем громкость регулирую на фубаре. Все просто.

overvolt

Насколько мне известно, все ЦАПы выдают сигнал уровнем до 2 вольт и все усилители рассчитаны на вход этих же 2 вольт - это стандарт. Иными словами, у всех предусилителей на выходе тоже должен быть уровень до 2 вольт, не зависимо от фирмы (если они следуют стандартам и используют стандартные разъёмы, возможно у какого-нибудь Naim это не так), никакого особого согласовнаия не требуется (я не беру в расчёт маломощные мобильные источники).

Serg_E @overvolt

Этот уровень обычно установлен для линейного выхода. Для регулируемого уровень выходного сигнала может быть выше. Нужно смотреть характеристики. Бывает до 4 и 5 вольт, а бывает наоборот меньше. Речь о не балансных выходах. У мощниках тоже разные параметры по входу. Чувствительность может быть и менее вольта, а может быть до нескольких вольт. Перед покупкой нужно всё это изучить.

Igor_Golochshapov

пионЭры с их 150мВ ?). Откуда такое значение. Аккумулятор с 50% 3,6 - 3,7 Вольт. Падение сейчас на выходных транзисторах невелико. Ну пусть, будет чистых амплитудных 3 В пополам: 1,5 В. С порядком, случайно не ошиблись.

Igor_Golochshapov @enok

По вашей ссылке, порядок цифр на месте. 1 В среднего, более - менее. Мало выхода, возможно связано с какими нибудь новыми нормами по защите слуха. Не знаю, у меня оба МП3 плеера и смартфон с большим запасом по громкости. Кассетный плеер, да, не очень громко. Так он на одной пальчиковой батарейке.

Fer

Можно. Но лучше не нужно. Красивый звук не получите. Или продадите, или пред потом искать будете.

Dysindich

Стандарты по чувствительности входа :

250мВ
500мВ
750мВ


2.2В (сейчас , норма для СД и других цифровых, как правило....но, не обязательно)
ВСЕ... остальное - интертрепации производителей и слушателей.
P.S. Ах, да.... забыл о главном.... выход смартфона , в подавляющем большинстве - 80 - 200 мВ!! (отсюда и упомянутые 150мВ)

overvolt @Dysindich

Вот характеристики входа мощника Arcam PA240 (у него есть переключатель чувствительности входа 31/25 дБ).

2,3 вольта также много ещё у кого встречал - есть ощущение, что это самый распространённый стандарт для RCA.

overvolt @Dysindich

У ЦАП Fostex HP-A4BL на RCA тоже 2В, также указано сопротивление нагрузки 10КОм (как у Аркам PA240) -- подозреваю напряжение 2В и сопротивление 10КОм это и есть стандарт для RCA.

sssamson

что ж цап с оптическим входом - хорошо \повезло тебе\. и так хочешь улучшить звук то так. звуковую карту например еси корея с нее оптикой оч хорошим кабелем стекло не китай на твой цап. радуйся большому приросту звука. ну а если нужно расшатывать стены бери унч. только оптика с компа \ в котором полно китая даже в мас про\ развяжет его грязь с хорошей аппаратурой. у менс так. карта нужна хорошая она лучше чем выход оптики в мас про \если ее поставить в мас про\ но мас про выход оптики на много лучше всех китайских компов с любыми картами и цапами. если нет мас про то эта твоя первая покупка в апгейде

overvolt @sssamson

Не понял при чём тут оптика - ЦАП по USB подключен, используется прямой выход ASIO в обход встроенного микшера Windows.

sssamson

смотрю и удивляюсь советам. вы чё спецы не видите китайский комп. чё о звуке о датских динамиках писать. смешно ей ей

overvolt @sssamson

Попрошу без оскорблений компа - там только корпус старенький Chieftec, зато он из стали толщиной 1 мм сделан - давно хочу поменять, но все новые за любые деньги из фольги сделаны. И вообще, если вы разбираетесь в вопросе, то вам должно быть понятно, что для связи с ЦАП по цифровому USB не важно какой комп - качество звука от этого не меняется.

sssamson

и поставь унч и цап на аукстику а не на этом столе. уже звук в два раза чище станет. все просто

Gray

Уважаемый OverVolt!

Вопрос к вам - какой блок питания вы используете для ЦАПа?

Имею опыт использования ЦАПа RME ADI-2 DAC fs (AK4490EQ). Дело в том, что замена стокового БП на линейный дало существенное улучшение качества звука.

Прошивку на новую делали?

overvolt @Gray

БП линейный со стабилизатором (LM1085IT-12/NOPB) - самодельный на 12В, подходит и к RME ADI-2 DAC fs и к Fostex HP-A4BL. Вроде бы с кастомным БП вокал поживее, ну и в остальном помягче, менее электронно.

Igor_Golochshapov

БП выглядит неплохо. Шум по питанию, основная проблема в аудио. В ЦАПе также актуально. В даташите на LM 1085 нет величины выходного шума. В типичных интегральных стабилизаторах это порядка 50 мкВ. Приличный электролит 3300, 4700 в паре с танталом на выходе не будет лишним. На фото, явно что то небольшое.

Я делал на основе диффкаскада на СВЧ транзисторах и малошумящего стабилитрона из категории спец 2С 164М-1. Получилось порядка 2-3 мкВ.

overvolt @Igor_Golochshapov

Вроде нашёл, типичная дельта регулирования напряжения выхода 12 mV, на сколько я понимаю, это и есть шум о котором вы говорите (т.е. по сути точность поддержания напряжения выхода). В реальности (меряли осцилографом) там вообще до 4 милливольт пульсации на выходе.

Gray

Для стокового БП и китайского купленного делал замеры (осциллограф, тестер). Стоковый - лежит в сторонке... Впаял основной фильтрующий электролит Миндорф 10000 х 40В (ограничение по высоте корпуса, вместо китайского 6300 на 35В), для блоков питания. Силовой кабель на 12В сделал из акустического, 2 по 1,5 кв.мм, длина около 0,4 м. 220В - через принтерный кабель 0,75 кв.мм (пока), подключил в соответствии с нулём и фазой. В итоге звук существенно улучшился, но замеры не делал. Наметил еще мероприятий. Купил электролитов и плёночных конденсаторов, в параллельное включение, для фильтрации.

У вас фильтр по питанию 220В - хорошо. Тор - очень хорошо (параметры не известны). Хотя бы 30 Вт, на 2,5А по току. Диодный мост - хорошо бы на ультрабыстрых диодах, либо на диодах Шоттки. Не знаю, что лучше, но читал, что лучше быстрые диоды. Ампер на 5 - 6. На выходе поставить плёнку Wima. Не понятно, какова емкость элетролитов в вашем БП.

Удачи и успехов!

Увидел, появилась схема. Можно смело нагружать на 2А. Если на выходе до 4 мВ пульсации - это хорошо... будем считать, что это шумы... Как блок держит импульс баса? (качество электролитов 2 по 4,700)? Бас собран, упругий?

overvolt @Gray

На выход тантал побоялся ставить - нежные они, да и у ЦАПов всех собственный входной преобразователь всё равно имеется, у RME не меряли, зато к Fostex HP-A4BL подключались осцилографом - после встроенного преобразователя пульсации с 4 мВ подросли до 10-15 мВ, иными словами не имеет смысла заморачиваться.

Компоненты (по порядку следования на схеме):

- Варистор Epcos B72220-S 271-K101 (S20K275) 275 В, 151 Дж, d20 мм, Классификационное напряжение 430 В

- Конденсатор подавления ЭМП  Epcos B32922-C3224-K 0.22 мкф, 305В, 10%, X2

- Фильтр подавления ЭМП Murata PLY17BN9320R6B2B 0,6 A, 300 В

- Трансформатор Торэл ТТП-60 16.5В, 4.2А, 60 Вт тороидальный

- Диоды ON Semiconductor 80SQ045NRLG 8А 45В (шоттки)

- Конденсатор Epcos B41505A7478M000 4700 мкФ, 35 В, 22х40, LongLife, электролитический алюминиевый

- Стабилизатор напряжения Texas Instruments LM1085IT-12/NOPB Регулятор с фиксируемым положительным напряжением 12В, 3А, низким падением напряжения

- Конденсатор Jamicon TKR470M1VD11 47 мкФ, 35 В, TK 5X11, электролитический алюминиевый

В общем, по современным меркам будем честными, врятли кто-то такое в серийно выпускаемой продукции применяет, с таким запасом по характеристикам))

Gray @overvolt

Да, всё хорошо... Тор вообще впечатляет. Единственное, зашунтировал бы электролиты на входе - слюда, плёнка... На выходе - побольше - до 1000, и зашунтировать... Правда, нужно проштудировать даташит на LM - что там предлагают ставить.

Прошивка ЦАПа у меня v. 34 - не знаю, что это дало.

Советы все дали. Да, вот-вот выйдет новая стабильная версия Фубара, если используете. Если слушать очень Hi-Res, и настроить Фубар, то регулятор громкости в Фубаре не работает.

Думаю, мощник у вас заработает. И всё будет отлично.

Удачи и успехов!

Igor_Golochshapov @Gray

Единственное, зашунтировал бы электролиты на входе - слюда, плёнка... Я почему то к распараллеливанию путей звукового сигнала всегда отношусь с большой осторожностью. Если не сказать, с подозрительностью.

Igor_Golochshapov @overvolt

Параметр Load Regulation из вашего скриншота, не шум. Это аналог внутреннего сопротивления источника питания. Почему просто не Rвнутр? В стабилизаторах с усилителем сигнала ошибки, внутреннее сопротивление - комплексная величина, зависящая от способа приведения усиления разницы в петлю. Поэтому измерение Load Regulation источника питания производят нагрузкой прямоугольными импульсами.

Шум БП, это обыкновенный шум, не пульсации. Работа усилителя разницы, как любого усилителя с активными элементами, резисторами и пр. вызывает шум. Этот шум и есть самое неприятное свойство для источника питания. Почему нет этого параметра в даташите для стабилизатора от Texas Instruments мне не вполне понятно. Вот например, в LM2940 от National Semiconductor присутствует

Тантал, если не превышать рабочее напряжение, нормально стоят. Naim постоянно применяют, не боятся. Может потому и славятся звуком. Спектральный слепок ESR у тантала весьма для аудио подходящ. А Jamicon для серъёзных звуковых применений - так себе. Мои предпочтения Rubicon и Nippon chemi-con.

Вы в правильном направлении продвигаетесь, поддерживаю. Здравая такая, сугубо техническая и реальная аудиофилия. И всё таки, выходные флуктуации в единицы мВ, многовато. Не помешает продолжать. Чем меньше шума, тем больше космоса в звуке.

benda @Igor_Golochshapov

А нельзя ли много дросселей и конденсаторов нацепить последовательно на выходе, по аналогии как во входной части, и получить суперфильтр?

Igor_Golochshapov @benda

Тоже такая мысль в своё время посещала. Попробовал конечно из любопытства, без предварительного анализа. Звуковой результат получился так себе. Выходное динамическое сопротивление стабилизатора достаточно невелико.

А катушкой LC фильтра (если он многозвенный, значит катушек будет несколько, последовательно) мы его увеличим. Что приведёт к уменьшению величины замыкаемого шумового тока. Порочный, замкнутый круг. Плюс, всякие резонансные явления в контурах.

В общем, по простому, в лоб - лучше. Качественный электролитический конденсатор на большую ёмкость имеет повышенную площадь обкладок, толстые выводы, значительный объём электролита и, следовательно уменьшение внутреннего сопротивления (ESR). Которое сможет замкнуть шумовой ток, если окажется ниже внутреннего сопротивления выхода стабилизатора.

overvolt

В итоге приобрёл усилитель мощности Arcam PA240 - всё идеально согласуется с RME, появилась динамика которую так расхваливал Троелс, стала лучше детальность и сцена, более живой вокал - подаётся мягче, без иногда слышимых электронных ноток как у SA20. Т.е. в сравнении с SA20 не просто больше мощности, но и сам уровень качества звука явно повыше.

P.S.: Arcam SA20 выставил на продажу за адекватную цену, если кто-то заинтересован - пишите.

enok @overvolt

Интересный вы аппарат приобрели. Он какой-то основательный и выглядит на века. Поздравляю!

Ой, не туда написал.

overvolt @Petrovi4

Без обид, схемой не поделюсь. Наша страна и так изгой, многие зарубежные фирмы не хотят в принципе вести какие-либо дела с людьми и фирмами из России. Не хочу, чтобы ещё и Троелс перестал сюда свои комплекты отправлять. При продаже комплекта он прямо запрещает раскрывать схему кроссовера. Я привык уважать авторские права на интеллектуальный труд.

Petrovi4 @overvolt

Троелс лично никакие комплекты и не отправляет. Комплектует их Jantzen Audio, которые и не отправляют ничего- узнавал. Так что не на той стороне воюете. Ваше дело не делиться конечно, но подлизали вы им знатно.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.