Новый управляющий директор Acoustic Energy Нил Тракелл (Neil Truckell) отлично знаком с компанией, ведь он возглавлял ее до 2008 года и был приглашен сделать это вновь, сменив бывшего руководителя Мосеса Габби (Moses Gabby), который ушел на заслуженный отдых в начале этого года. Еще в прежние времена Нейл задумался об инновационных сегментах. Теперь он вернулся и полон сил и энергии реализовать свои идеи. Похоже, нас ожидает много интересного.
— Нил, расскажите о текущем положении дел в Acoustic Energy, философии и идеологии компании на настоящий момент.
— Навряд ли я скажу что-то совсем необычное. За прошедшие годы компания заработала хорошую репутацию среди меломанов и аудиофилов. Вообще же Acoustic Energy — британская фирма со своим видением и пониманием британского звука. И нам бы хотелось этот звук сохранить в нашей акустике.
Сейчас мир стал куда глобальней, чем во времена запуска первых моделей Acoustic Energy. Это касается и производства, распределенного теперь по разным странам, и покупателей, которые отныне разбросаны по всему миру. И нам в этой большой глобальной конкуренции хочется остаться узнаваемыми. Узнаваемыми по звуку, дизайну и даже по соотношению цена/качество, чтобы человек знал, что ожидать от наших продуктов. Эти составляющие в глобальном мире и есть философия. Они формируют бренд как таковой, его отличия от прочих участников рынках. То есть все, что разработчики и покупатели вместе вложили в понятие Acoustic Energy.
— Нил, вы вновь вернулись в компанию, откуда ушли 7 лет назад. Не часто случаются подобные ситуации, почему так вышло?
— К моменту моего ухода из компании мы развивали несколько направлений: профессиональное и домашнее аудио класса Hi-Fi и High End и новейшие технологии — интересовались компьютерными и сетевыми беспроводными технологиями, а не только привычными колонками. И мы добились хороших результатов в классической акустике, но прочие направления остались без внимания.
За время моего отсутствия развивался «консервативный» сегмент, его сочли наиболее интересным. Между тем, на рынке появились абсолютно новые компании, которые заняли свою нишу, — скорее даже они эту нишу сами и построили. И сейчас в Acoustic Energy тоже решились на перестройку. Конечно, мы будем развивать и поддерживать существующие направления, но начнем движение в сторону новых сегментов рынка. Настало время перемен.
— В таком случае какие новинки планирует компания выпустить в ближайшее время?
— В следующем году мы запустим несколько продуктов, немного изменится и существующий модельный ряд. У нас есть разработки в области активной домашней акустики, беспроводных систем — этому сейчас нельзя не уделять внимание. Например, системе Aego M давно пора обзавестись беспроводным подключением. Я не стану раскрывать все наши планы, лишь скажу, что у нас много интересных идей.
Помимо модификаций имеющихся линеек, разрабатываем и совсем новые. Портативное аудио, саундбары — эта ниша кажется заполненной, но я считаю, что наш подход покажется интересным покупателям и мы займем свое место в этих сегментах.
И нельзя забывать, что у нас есть крайне важные для Acoustic Energy разработки в области Hi-Fi и High End, как старшие линейки классической акустики — модели Reference и AE1 Classic. Почему бы не подумать об активной акустике на их основе? Тем более что опыт в разработке активных профессиональных мониторов у нас есть. Вот такие планы на ближайшие годы.
— И все же какое из этих множеств направлений станет приоритетным в ближайший год?
— Планы мы строим не на год, и даже не на два… Вначале мы будем двигать четыре направления. Нам интересен High-End-рынок, возможность активно на нем присутствовать с нашей акустикой, развиваться, разрабатывать новые модели. То же самое скажу и про Hi-Fi-сегмент. Нужно думать и совершенствовать классические пассивные и активные АС. Третье направление — беспроводное подключение. Возможно не самостоятельные устройства, но масштабируемые компонентные системы, оснащенные беспроводными адаптерами.
Наконец, то, что мы называем «системами звукового сопровождения» для телевизоров, ноутбуков и стационарных компьютеров. Это связки из сателлитов и сабвуфера, саундбары, всевозможные аудиоустройства, ориентированные на беспроводное подключение к компьютеру и гаджетам. Стоит помнить, что это не только устройства сами по себе, но и сопутствующее программное обеспечение, как системы управления, — без них техника теряет смысл. Мне бы очень хотелось с вами поделиться подробностями, но не могу. Впрочем, в течение года вы и сами увидите.
— Потенциал для роста компании вы видите в этих новых технологиях или есть некая всеобъемлющая стратегия?
— Технологии, модельный ряд, дизайн и позиционирование — все это требует внимания, везде найдется над чем поработать. К тому же наши планы сейчас имеют хорошую инвестиционную поддержку, что очень важно само по себе. Ведь инвестиции и партнерские соглашения открывают доступ к новым технологиям и разработкам, которые во многих областях невозможны без существенных вложений.
Мы нацелены на широкий сегмент рынка, на сегмент с высокой конкуренцией. Без существенных ресурсов выйти на рынок беспроводной акустики или саундбаров практически невозможно. Просто так конкурировать с Sonos и Bose — задача лишенная смысла. Нам при всей широте этого сегмента необходимо выбрать узкие направления, точно позиционировать продукт, найти свое место, которое не занято другими брендами. Ведь любое устройство складывается из множества составляющих, которые еще и по разному сочетаются. Согласитесь, задача сложная, но интересная.
— Acoustic Energy продается во многих странах мира. Но все же какие рынки вы считаете перспективными и важными для себя в первую очередь?
— Как и для многих других британских компаний главный рынок для нас — домашний. На Туманный Альбион приходится около 20% всего сбыта. Все начинается здесь. Следующий по значимости рынок — Азия. Северная Америка пока не играет большой роли, но мы надеемся нарастить там свое присутствие. Хотя признаю, в силу множества причин американский рынок для нашего направления, наверное, самый сложный и конкурентный среди прочих.
Надо отдать должное и России, в наших показателях у вас значительная доля. К сожалению, сегодня дела в вашей стране идут не так хорошо, но предположу, что любой кризис рано или поздно закончится, а вот сохранить свое положение на вашем рынке нам бы очень хотелось.
— Какие модели Acoustic Energy сегодня самые популярные?
— Если рассматривать домашнюю акустику, то сейчас это 1-Series и 3-Series. Кстати, в мои планы входит их объединение, создание одной линейки вместо двух. Думаю, так получится выстроить цельную, следовательно, более успешную линейку акустики. Это произойдет уже скоро.
— Нил, если вернуться к составляющим, формирующим образ и характер акустики: конструкции, технологиям, дизайну — как вы думаете, какие черты формируют узнаваемость Acoustic Energy, что самое важное?
— Сложно выделить что-то одно. Например, к тому же дизайну техники покупатель сейчас предъявляет совсем другие требования, чем раньше. И в разных сегментах эти требования и пожелания различаются.
Сегодня в абстрактном понимании акустика — это намного больше, чем образ напольников или полочников 10–15-летней давности. Внешность важна, материалы важны, качество изготовления тоже со счетов никто не списывал. Но формы, конструкции, цвета и назначения стали трактоваться шире. Посмотрите, насколько могут разниться беспроводные и классические системы — их уже невозможно сравнивать по прежним критериям. Даже по деталям: динамики для традиционных колонок и саундбаров друг на друга не очень-то похожи.
Безусловно, такие вещи, как фирменные драйверы с алюминиевыми диффузорами, мы как использовали, так и продолжим использовать — это одна из вещей, которые позволили нашим инженерам добиться отличных показателей динамики и детальности. Но если расширять модельный ряд, нам понадобятся новые конструкции и технологии, а доступ к таковым, как я уже говорил выше, у нас есть.
Еще скажу про внешний вид. Дизайн очень важен, поэтому новые варианты отделок корпусов обязательно появятся. Не могу сказать, что продукция Acoustic Energy столь уж консервативно выглядит, но что доработать и улучшить, мы всегда найдем.
— Расскажите о производстве. Кто делает корпуса и динамики для Acoustic Energy?
— Некоторые динамики мы закупаем у сторонних производителей, как Vifa или Scan-Speak, а что-то делаем по собственным чертежам и спецификациям, так как серийных аналогов нет. Корпуса также производят разные компании, ведь в зависимости от линейки меняется и сложность их изготовления. Сделать кабинет для Reference с их двухслойной структурой, демпфированием и отделкой совсем не просто.
В Англии мы производим линейку Reference, включая мониторы AE1 Classic. Это маленькое производство, на нем работают буквально несколько человек. Фабрики, на которых собираются остальные линейки, расположены в Азии — в Китае и Малайзии. На этих сборочных производствах не все мощности отданы под модели Acoustic Energy, там собирают и акустику для других брендов. Это огромные заводы, где трудятся несколько тысяч человек. Такая загрузка и мощность позволяют хорошо организовать процесс, обеспечить высокий уровень контроля качества. В сравнении с небольшими производствами это, несомненно, выгодно и помогает достичь хорошего сочетания цены и качества.
— Как строится проектная часть работы?
В Англии у нас работают два инженера-разработчика, основная доля нагрузки приходится как раз на них. Есть еще две группы специалистов в Малайзии и на Тайване. Они заняты адаптацией разработок под технологические процессы и контролем качества. В этих двух группах сейчас 15 сотрудников.
Кроме этого, когда возникают неординарные задачи, мы привлекаем сторонних специалистов. В целом задачи делятся примерно так: специалисты в Англии создают идеи, разрабатывают конструкции, выстраивают звук моделей. В Азии идет доработка, совершенствуется дизайн и прототип превращается в серийный экземпляр.
— Что приоритетней для разработчиков: измерения или тестовые прослушивания? Каков баланс между этими составляющими?
— Вот именно баланс здесь и важен. Нет второстепенного и основного. Измерения, бесспорно, необходимы. Инженеры меряют буквально все, что можно мерить. И делают это неоднократно. Динамики, как прототипы, так и готовые серии, корпуса, детали кроссоверов. Потом собранные прототипы, их, кстати, замеряют после каждого вносимого изменения. Параллельно идут прослушивания. У нас есть несколько подготовленных помещений и разные компоненты тестовых систем. Нередко инженеры тестируют образцы у себя дома, в своих личных системах.
В этих процессах участвуют все три группы разработчиков. На завершающем этапе к тестам мы привлекаем некоторых наших английских продавцов, чтобы они дали оценку будущей модели, попробовали ее в разных условиях.
Таким образом, на первых этапах приоритет за измерениями, а на завершающей стадии — прослушивание и замеры дополняют друг друга. Ведь в серию должен пойти продукт, оптимальный по своим свойствам, без какого-либо дисбаланса.
— Есть ли у разработчиков любимые компоненты, например, усилители какого-то типа или бренда? И с какой акустикой чаще вы сравниваете свои модели?
— В каком-то смысле соревновательная составляющая важна. Но любимчиков нет и главных конкурентов тоже нет. Понятно, что нам нужно проверить, как ведет себя система в разных условиях. И понятно, что мы стараемся сделать нечто эталонное в рамках нашей философии, того звука, который мы любим. А когда исповедуешь такой подход, соревноваться приходится прежде всего с самим собой.
— Хорошо, но может все-таки есть некие рекомендованные компоненты, сочетания усилителей или кабелей?
— Мы никому ничего не навязываем. Даже у наших дилеров разные предоставления о том, с чем лучше сочетать нашу акустику. Еще больше вариантов находят покупатели.
На мой взгляд, лучшее сочетание — не рекомендованное, а подобранное по своему вкусу. Так что я бы говорил не о «рекомендациях», а только о том, что видел лично. Видел связки с Parasound, Naim, Audionet, Arcam. Подключения кабелями The Chord Company, Audioquest, Supra. Мне они пришлись по вкусу. Но я уверен, что есть множество других, может быть, лучших, чем эти.
— Можете ли вы сказать, что у колонок Acoustic Energy есть жанровые предпочтения? Какие записи, на ваш личный взгляд, играют на них лучше?
— Все разработчики считают, что акустика должна быть универсальной. Но мне кажется, что она лучше отыгрывает джаз, соул, вокальные партии. Я обожаю, как играют Marcus Miller или Diana Krall. Впрочем, это не исключает способностей отыграть рок или классическую музыку.
Возьмем для примера линейку Reference — за счет высокой динамики и разрешающей способности на ней лучше звучат записи высокого качества. Вот это правильная рекомендация. Потому как огрехи эта система «закрашивать» не будет.
— Есть ли у компании планы в области профессионального аудио и встраиваемой акустики?
— В 2000-х процесс записи переместился из больших профессиональных студий в студии домашние, часто любительского уровня. В сегменте «полупрофессиональной» студийной акустики, которая совершенно точно дешевле акустики серьезной профессиональной, сейчас представлена масса компаний. В том числе в самом младшем сегменте.
Да, у нас есть планы расширения линейки продукции как таковой, но мы не можем расфокусировать свое внимание, сосредоточиться на всем и сразу. Планируемая активная версия AE1 Classic может быть востребована и среди профессионалов, хотя ее спектр применения шире. Но каких-то более серьезных движений в этом сегменте мы не планируем. В будущем — все возможно.