Ветераны гранжа Pearl Jam выпустили новый альбом «Gigaton», который стал настоящим событием. И не только из-за того, что это фактически камбэк живых классиков — и вообще единственных невредимых представителей гранж-сообщества — после шести лет молчания.

Острые политические и экологические темы, шум и ярость, и совершенно непривычный саунд. Резкое изменение стилистики слышно было уже на первых синглах вроде «Dance of the Clairvoyants». Целиком же альбом представляет как будто совершенно новую, но отлично узнаваемую «перловку». Как им такое удалось и хорошо ли это — вопрос открытый. Но, как минимум, получилось любопытно.

И сей смелый опыт Pearl Jam побудил нас вспомнить еще несколько серьезных значительных альбомов, на которых замечательные группы резко изменили саунд. Подчеркиваем: изменили сознательно — а не из-за того, что, допустим, произошла рокировка в составе. Зачем/почему они так поступили — и к чему это привело?

U2 «Achtung, Baby»

К началу 90-х квартет Боно уже давно считался пионером настоящего незамутненного альтернативного рока. Альтернативного чему? А всякому волосатому металлу, диско, синти-попу, просто попсе… Чистое гитарное звучание — фишка U2, то, за что их обожали.

И вот эти четверо парней едут в Германию и там знакомятся с музыкой краут-рок. Которая вся электронная и отмороженная, как мы помним. И подпадают под столь сильное впечатление, что делают перепродюсированно-жужжащий «Achtung, Baby». Achtung, т.е. «внимание» — наверное, единственное немецкое слово, которое они там выучили, но не будем саркастичными, ведь альбом удался на славу. Куча хитов, включая незабвенную балладу «One».

Им показалось мало, и через два года они сбацали еще более электронно-замороченный альбом «Zooropa», а их шоу окончательно превратились в китч. К чему это привело? А к тому, что в начале нулевых U2 вернулись к своему чистому-прозрачному саунду, а также песням-кричалкам и гимнам-балладам. За что и любимы до сих пор.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Radiohead «OK Computer»

Помню весну 1997-го, когда вышел этот альбом. Еще б не помнить, если он стал культурным шоком… еще до выхода! Нет, правда, уже в прессу (тогда про музыку писал даже глянец, причем глянец делал это лучше и быстрее всех!) просочились сведения, что альбом будет электронный, запродюсированный, с необычными по структуре песнями — короче, нечто неслыханное. От вчерашних, прошу заметить, подростков инди-рокеров.

Продвинутую московскую публику, потреблявшую альбом с польских кассет или родных дисков, «OK Computer» сразил моментально. Причем всех, даже тех, кто не понял в нем ни ноты (как ваш обозреватель). Чем? Да вот всем вышеперечисленным и сразил. Неслыханная музыка в непонятном стиле. Но — с дикой энергией.

Что это дало? Тогда — номинацию Грэмми на «Альбом года». А в перспективе? Мало того, что квинтет Тома Йорка продолжает использовать новейшие студии звукозаписи как один мощный инструмент, так еще и многие инди-рок-группы пошли по их стопам: немного разжившись деньгами, любая мало-мальски заметная новая группа ваяет второй альбом уже со сложным звуком. Ну а всякие Nothing Like Thieves — это прямо-таки прямые наследники такого подхода. Пусть и попсовые.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Blur «Blur»

К 1996 году смешное медийное противостояние Blur vs Oasis за звание Главной Британской Группы закончилось полным поражением первых. Помимо этого, между музыкантами группы несколько испортились отношения — как между собой, так и к музыке, которую они до того исполняли.

Солнечный ехидный брит-поп, фирменный саунд группы, себя исчерпал. По крайней мере, так им казалось. Гитарист Грэм Коксон и основной автор-фронтмен Деймон Албарн ударились во всякую альтернативу и лоу-фай — слушали американские группы и, как считается, более всего фанатели от культовой команды Pavement.

Короче говоря, двинулись в этом направлении — лоу-фай, акустика, альтернативный фолк… Пан или пропал. Альбом-эпоним получился настолько эклектичным, что непонятно, для какой вообще аудитории группа его создавала. И думала ли она об этом. Итак, от альтернативного рока и инструменталов до мутной психоделии вроде "I'm Just a Killer for Your Love" Результат превзошел все ожидания: задиристая «Beetlebum» стала большим хитом. Даже лицом новых Blur.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


The Cult «The Cult»

Знаменитый альбом «с козлом» — попытка культовой английской гот-группы сыграть на поле, опять-таки, модного гранжа и альтернативы. Тогда, в 1993-94 годах, многие к такому стремились. The Cult записывались с маститым Бобом Роком, который постарался нарулить звук настолько грязный и душный, насколько вообще возможно. Стремление попасть в «альтернативную лигу» было настолько очевидным, что прежние фанаты-металлисты и готы пластинку не восприняли, а новой аудитории она тоже не очень «зашла».

Выпущено всего два сингла: совершенно наркоманский «Coming Down (Drug Tongue)» и «Star». Даже щемящая пауэр-баллада «Sacred Life» (про погибших молодых знаменитостей — от Ривера Феникса до Курта Кобейна) не спасла положение. Да и если отвлечься от саунда, синглы, как в общем и весь альбом, представляют собой привычный мелодизм и драйв The Cult. Уж вокал Яна Эстбери точно ни с чем не перепутаешь! «Star», кстати, начала сочиняться еще в 1986 году, когда The Cult уже играли вполне себе стадионный хард-энд-хэви (кто сказал «конъюнктурщики»?).

Результат эксперимента: альбом и синглы продавались из рук вон плохо. The Cult в следующие годы выпускали сборники лучших хитов, а новый оригинальный материал выдали только в 2001-м — альбом «Beyond Good and Evil». Который тоже оказался так себе. К счастью, к тому моменту команда Эстбери и Даффи уже стала эдаким динозавром-старожилом с обоймой хитов и собирала стадионы при любой погоде. До сих пор в этом смысле у них ничего не изменилось. Хотя альбомы стали поприличнее и попривычнее.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Skid Row «Slave to the Grind»

Хард-энд-хэви-рокеры Skid Row — помните таких? — раньше всех «просекли поляну». В смысле, почуяли, что коммерческий хард уже всем надоел и новые стили выходят из подполья. На втором же своем студийном альбоме они явили… ну не прям трэш-метал, а саунд пожестче. И тексты песен с критикой современного общества и тому подобного. Аж пять синглов с альбома выпустила их рекорд-компания Atlantic: «Monkey Business», «Slave to the Grind», «Wasted Time», «In a Darkened Room» и «Quicksand Jesus». Последнюю и сейчас можно слушать!

У альбома еще одно интересное историческое достижение: он стал первым хэви-метал-альбомом на первом месте чарта Billboard 200, который считал уже Nielsen Soundscan (программа, которая и поныне все считает). Так что объективно — успех оглушительный и довольно долговременный.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Guns'N'Roses «Chinese Democracy»

Интересно, что для раскрутки вышеупомянутого альбома Skid Row отправились в тур в качестве разогревающей группы у Guns'N'Roses. А история с самым великим долгостроем в истории звукозаписи, альбомом «Chinese Democracy», и так всем хорошо известна.

Аксель Роуз рассорился с товарищами по группе (всеми, кроме клавишника Диззи Рида), набрал новых музыкантов — и более молодых, и из других стилей вроде индастриала. И стал обещать новый необычный альбом. Так продолжалось полтора десятка лет.

Ну, собственно, половина «Китайской демократии» — действительно эдакий мягкий индастриал. Можно его считать «настоящим» диском «ганзов» или нет — дело вкуса. Но тогда, поздней осенью 2008-го года, он удивил. Все его слушали и даже покупали на физических носителях, хотя уже наступила цифровая эпоха: в Европе продано более миллиона экземпляров. Альбом вернул Акселя в большой концертный шоу-бизнес, а вскоре и «ганзы» воссоединились.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Queen «The Game»

Теперь о классике. Первый альбом Queen, на котором объявлено, что он записывался с синтезаторами. До того в liner notes всегда указывалось: «никаких синтезаторов!» А тут еще и всякие странные стили типа прото-диско или рэпа, как в «Another One Bites the Dust».

И музыкантов прорвало: следующий альбом Queen — «Hot Space» — это уже совсем какое-то диско.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Ornette Coleman «Of Human Feelings»

Наконец, о так называемой «собачатине». Простите, об авангардном джазе. Отец фри-джаза, альт-саксофонист Орнетт Коулмен не хотел считать себя джазменом, а хотел считать себя композитором и исполнителем, создающим новую музыку. Он писал вещи крупной формы для оркестра, собирал всякие странные составы типа двойного квартета, придумал свой стиль гармолодику. Смысл стиля, если грубо — все музыканты играют в разных ладах, но получается четкая структура.

Альбом «Of Human Feelings» 1982 года — эдакий гармолодический панк-фанк-фри-джаз. Странное определение, но другого пока не придумали. Он вошел в историю как первый на территории США джазовый альбом, записанный непосредственно в «цифру». Записанный, к слову, очень быстро и чуть не с одного дубля. Электрический состав из молодежи, резкие ритмы, острые фразы…

По словам тогдашнего менеджера Коулмена, «Орнетт рассчитывал на такой коммерческий успех, который в музыке вообще никто не вправе ожидать, ну кроме Майкла Джексона». Но альбом, впечатлив критиков, оставил большинство нишевых аудиторий — равно джазфэнов, рокеров и панков — равнодушными. Просто опередил свое время. Пора переслушать и переоценить!

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer