Полочная контрапертурная акустическая система на динамиках 8 дюймов. Эксперимент!
Всем привет.
Закончил проект экспериментальных акустических систем, компоновка контрапертура (омниполярные), то есть все направленные. Итак задача была следующей:
1. полочная акустика
2. двухполоска
3. широкополосный динамик 8 дюймов + вч динамик
4. контрапертура
5. внешний вид — стимпанк
6. объёмное звучание
7. желательно ровное АЧХ, но не обязательно на данном этапе
8. чтобы помещалась на стойке
В итоге в интернете ни чего не нашёл хотя бы близко похожее на заявленные параметры, что не удивительно. Уж очень не обычные требования. Пришлось придумывать свою конструкцию, разделять один объём на две части и соединять их каналом (трансмиссионная линия) а более точную настройку производить фазоинвертором во втором объёме, между ними отражатель для СНЧ-ВЧ. Широкополосной динамик 8 дюймов выбрал Асалаб (как оказалось не самый лучший вариант) Ш-2000. Вч-динамик VISATON G20SC (шикарный динамик, ну не худший это точно) до 20 кГц играет спокойно и судя по графикам и до 30кГц доходит. В качестве фильтра только один конденсатор на вч-динамик. Скажу сразу получилось реализовать не все задумки, но обо всём по порядку.
Распускаю материал погружной пилой.
Монтирую заготовки в сборки и подготавливаю к склейке.
Произвожу склейку сборки в готовый корпус.
Далее проектирую внешний вид и внутренние устройство колонки. Внутренний объём корпуса должен быть 28 литров, конечный результат получился 27,5литра.
Фрезерую детали для туннеля.
Склеиваю туннель в единую конструкцию.
Перехожу к склейке цилиндра, он создаёт дополнительный объём и выполняет декоративные функции.
Оклеиваю шпонам «Американского ореха» корпуса.
Далее покраска эмалью и покрытие лаком.
Детали корпусов готовы к сборке.
Собираем всё до конца и смотрим на результат.
По результатам измерений становится ясно, что АЧХ далека от идеала, что подтвердило прослушивание.
Выводы:
1 Провал на середине обусловлен не развитым отражателем и дефектами широкополосного динамика Асалаб. В целом приводит к окраске в звучании.
2 Подъем на 600 герц по тем же причинам, переделка динамика и отражателя скорей всего исправит данную ситуацию. Окраска тоже имеется.
3 Не равномерность АЧХ в низко частотном диапазоне исправима за счет более точного настройки фазоинвертора и переделки канала, связывающий два корпуса.
4 Объёмность звучания в не конкуренции, локальность образа в стерео панораме сильно зависит от расположения акустических систем относительно стен. Чем дальше тем лучше.
5 Звуковое давление сильно падает с ростом расстояния от колонок до слушателя, колонки ближнего поля. Зона комфортного прослушивания начинается прямо от колонок и далее.
6 Объективные замеры показали спад на высоких частотах, но субъективно спада не ощущается. Видимо наши уши воспринимают окружающее звучание в том числе от стен, а микрофон фиксирует направленное излучение. Из за не эффективного отражения на прямой оси происходит спад на вч. На ощущения ни как не влияет. Во общем можно сказать так, если бы не окраска звука в районе 600 и 2500 герц звучание можно назвать большим и детальным. Но звук от таких систем сильно зависит от помещения. Объёмность и натуральность звука гарантирована в любом случае, расстояние от стен влияет только на локализацию образов в пространстве.
Итог: Потенциал системы весьма высокий, но доработок тоже много. Но это будет реализовано уже в других проектах. Забегая в перёд скажу, что широкополосный динамик я уже переделал, результат обнадёживает, хоть и всех недостатков убрать не удалось. Но об этом в следующий раз.
Всё The-end.