Проигрыватель виниловых пластинок Rega RP1 с тонармом Rega RB101 и головкой звукоснимателя Ortofon OM5e.
История компании Rega Research Limited началась в 1973 году благодаря энтузиазму и увлеченности ее создателя — Роя Ганди. И эта история продолжается по сей день, в настоящее время компания разрабатывает и производит практически весь спектр домашней аудиоаппаратуры. Проигрыватели виниловых пластинок, тонармы и звукосниматели занимают свое постоянное место в каталоге продукции компании. К интересным особенностям техники Rega стоит отнести узнаваемый и поддерживаемый десятилетиями звуковой почерк, который, однако, все время развивается и совершенствуется, не теряя при этом своей индивидуальности. Вероятнее всего именно благодаря этому почерку у продукции компании существует немало поклонников, использующих технику Rega на протяжении многих лет, не меняя ее на продукцию других компаний. В этой статье объектом нашего внимания стал самый «младший» и бюджетный в линейке Rega проигрыватель пластинок.
Конструкция
Конструкция проигрывателя проста настолько, насколько вообще можно представить. Процесс сборки сводится, скорее, к извлечению аппарата из коробки, нежели к сборке. Нужно только установить проигрыватель на предназначенную для него поверхность, поставить пассик, диск и противовес тонарма. Для человека несведущего в виниловых делах или непритязательного в плане инженерных решений — вариант практически наилучший. Но нам все же необходимо рассмотреть этот, пусть даже и несложный технически, проигрыватель во всех подробностях. Основание — пластина, из МДФ, покрытая пластиком. Возможны три цвета отделки — два серебристых, темный и более светлый, и белый. В нашем случае проигрыватель имеет белое основание, и замечу, что это смотрится весьма неплохо. На поверхность проигрыватель устанавливается посредством трех резиновых нерегулируемых ножек, выполненных в форме стаканчиков и жестко прикрепленных к основанию. Отсутствие регулировки по уровню предполагает установку на заведомо горизонтальную поверхность. Узел подшипника меньше, чем у старших моделей. Стакан подшипника вставлен в основание и прикручен гайкой. Ось пластикового субдиска упирается в подшипник с металлическим шариком. С мотором конструкция соединена коротким тонким пассиком. Двигатель установлен на нижней поверхности основания под защитным кожухом. Ось двигателя проходит сквозь основание и заканчивается пластиковым шкивом. Для переключения скорости вращения нужно просто переместить пассик на соответствующую ступень шкива, регулировки скорости не предусмотрено. Двигатель быстро раскручивает диск и уверенно держит скорость, заметной на слух неравномерности вращения нет, но при этом сам двигатель немного слышен с расстояния 10–15 сантиметров. Основной диск литой, выполнен из твердого пластика, очень похожего на эбонит, и к точности его изготовления есть претензии — приходится искать то положение диска на субдиске, когда вертикальные колебания, пусть и изначально небольшие, будут минимальны. Сверху на диск помещается мат из мягкого материала. Тонарм Rega RB101 — наверное, один из самых прос-тых, среди тех, которые мне доводилось видеть, но при этом вполне работоспособный и, что немаловажно — простой и надежный в эксплуатации. Регулировок у тонарма совсем немного, в том числе отсутствует в привычном смысле регулировка по высоте — предустановленная на заводе ММ головка Ortofon OM5e полностью подходит по размерам, и все, что требуется установить, так это прижимную силу. Тонарм разработан таким образом, что в случае этой головки, для получения прижимной силы в диапазоне 1,5-2 грамма нужно просто установить противовес в положение, ближайшее к поворотному узлу, закрутив его до стопора. Проверка прижимной силы при помощи весов показала, что на нашем аппарате эта манипуляция дает прижим в 1,7 грамма. Последнее, на что стоит обратить внимание, это крышка проигрывателя. Сама по себе она обычная, но вот ее петли вызывают недоумение — там нет поворотного механизма, их заменяют пластиковые детали, которые просто сгибаются и разгибаются по выемке в пластике. Первое, о чем думаешь, видя такую конструкцию — когда она развалится? Но на практике конструкция работает — мне доводилось видеть проигрыватель P-2 с такой же точно конструкцией петель, и эти петли исправно функционировали после нескольких лет достаточно интенсивной эксплуатации. Заканчивая описание конструкции проигрывателя, можно сказать — все сделано очень просто, но при этом достаточно логично. Узлы и материалы выполнены на достойном уровне, для столь бюджетного проигрывателя. Конечно, точности прецизионной механики проигрывателей класса High End здесь искать не стоит, но зато есть простота и надежность. Также стоит упомянуть, что производителем выпускается RP1 turntable performance pack, состоящий из головки Rega Bias 2, улучшенного пассика и мата из натуральной шерсти.
Звучание
Начал с альбома Peggy Lee «Pass Me By». Звучание красивое, легкое, ненавязчивое. Основной акцент в звуке смещен в область средних частот, проработка по краям диапазона меньше, чем хотелось бы. Нижние и верхние частоты несколько упрощены. Сразу следует отметить, что проигрыватель в целом неплохо справляется со старыми плас-тинками — дефекты слышны, но не очень заметны. Следующий альбом — соло на фортепиано Thelonius Monk «Thelonius Himself». Звучание динамичное, музыкальный материал вполне понятен и читаем, но эмоциональность несколько преобладает над информативностью. Тут я могу вспомнить свой опыт общения с проигрывателями Rega начиная от P2 и до P7 — у всех них есть общая черта или звуковой почерк, выражающийся в некотором, конечно, разном у разных моделей, преобладании эмоциональной составляющей над информационной. Звук как бы рисуется чуть более крупными и более яркими мазками. Именно этот почерк нравится многим поклонникам продукции Rega. Приятно, что в младшем проигрывателе в линейке просматривается преемственность в звуке. Если звук RP1 понравится, станет привычным и любимым, то можно смело двигаться по модельному ряду проигрывателей Rega к старшим моделями — недостатков там становится все меньше, а звуковой почерк приобретает некоторую утонченность, не теряя своей сути. После альбома Монка решил попробовать что-то более динамичное и насыщенное звуками и послезвучиями. Альбом Miles Davis «We Want Miles» как раз отвечает этим пожеланиям. Звучание более глубокое, проработка краев диапазона лучше, чем в предыдущем случае. Хотя учитывая двадцатичетырехлетнюю разницу в возрасте записи с сольным альбомом Монка, этому эффекту не сильно приходится удивляться. Очень неплохо передана атмосфера альбома, сцена чуть уже, чем хотелось бы, но пропорции вполне правильные. Совсем немного звучанию инструментов не хватает послезвучий, чуть меньше яркости, а также немного не хватает проработки баса. При этом ритмика и динамика лучше, чем я ожидал от столь бюджетного проигрывателя, звук быстрый и упругий, эмоционально-увлекательный. Пластинка — Dead Can Dance «Within The Realm Of A Dying Sun». Этот альбом прозвучал лучше всего прослушанного — очень насыщенно и динамично. Небольшая нехватка нюансировки и деталей меньше всего заметна на слух среди общей звуковой картины. Эмоции и атмосфера альбома воспринимаются практически во всей полноте. Следующий альбом — Eric Clapton «Slowhand» — все звучит так же динамично, быстро и эмоционально. Проработка голоса очень неплохая. Прослушал весь альбом от начала и до конца — если в начале обращаешь внимание на какие-то недочеты, то через пять минут уже просто слушаешь музыку. Чтобы поподробнее вслушаться в воспроизведение голоса и нюансов, выбрал пластинку Joe Dassin «Le Jardin Du Luxembourg» — на мой слух, альбом записан очень хорошо и многое в звуке строится на эмоциональных переходах и послезвучиях. Если с послезвучиями результат средний, то с эмоциональностью — никаких проблем. Также приятно удивила способность проигрывателя деликатно воспроизводить те моменты записи, которые именно такого подхода и требуют, когда излишний напор окажется неуместным. Завершить прослушивание без классической музыки, конечно, невозможно, поэтому следующей пластинкой стала запись концертов Моцарта — «The 4 horn concertos». Услышанный почерк звучания — тот же, что и ранее, может быть, на классических произведениях чуть больше заметна некоторая упрощенность тембров, но при этом все слышно — понять произведение и получить удовольствие от его прослушивания не составляет труда.
Резюме
Для столь бюджетного аппарата проигрыватель показал себя на уровне, уж точно выше ожидаемого. Недостатки, конечно же, нашлись, но сложно требовать от самой младшей модели того же, на что способны старшие. Имеющиеся недостатки как бы сбалансированы со всеми остальными составляющими звучания, и музыкальная картина получается цельной. Понравилась и преемственность в звуковом почерке Rega. Таким образом, RP1 — один из лучших вариантов для желающих сделать свой первый шаг к винилу.
Музыкальный материал
[01] Dead Can Dance — Within The Realm Of A Dying Sun — Released by Zona under license from 4AD ZN 015/Stereo.
[02] Eric Clapton — Slowhand — Reprise Records — RCQ RS1-3030/Stereo.
[03] Joe Dassin — Le Jardin Du Luxembourg — CBS inc. — CBS 81679/Stereo.
[04] Miles Davis — We Want Miles — CBS inc. — CBS 88579/Stereo.
[05] Mozart — The 4 horn concertos — Alan Civil — Academy Os St.Martin-InThe-Fields — Neville Marriner/ Philips 6500 325/Stereo.
[06] Peggy Lee — Pass Me By — Capitol Records USA — ST 2320/Stereo.
[07] Thelonius Monk — Thelonius Himself — Solo Piano by Thelonius Monk — Riverside Recordings RLP 12-235 — Victor Japan (Promo Press, 1974) SMJ-5053M/Mono.
Rega RP1
Привод: пассиковый
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин.
Габариты: 440х100х360 мм
Вес: 7,5 кг
Тонарм Rega RB101
Тип подвеса: поворотный
Шелл: несъемный
Эффективная длина: 237 мм
Эффективная масса: 12 г
Выходной разъем: несъемный кабель с разъемами RCA
Головка звукоснимателя Ortofon OM5E
Тип: ММ
Диапазон частот: 20 Гц — 20 кГц
Податливость иглодержателя: 20 мкм/мН
Рекомендуемая прижимная сила: 1,5–2 г
Разделение каналов: 22 дБ
Разбаланс каналов: 2 дБ
Выходное напряжение: 4 мВ
Вес: 5 г
Сменная игла: Stylus 5E